Алиса Кусакина. Художник творящий
Победами сразу в двух творческих конкурсах завершает год молодой омский художник Алиса Кусакина. Это имя давно на слуху у поклонников изобразительного искусства, но даже тех, кто видит ее работы впервые, они не оставляют равнодушными. Творения Алисы – из разряда работ, в которые нужно вглядываться.
Портал «Культура55» побывал на подведении итогов XII межрегиональной выставки-конкурса «Молодые пастелисты Сибири», где член Союза художников России Алиса Кусакина стала обладателем Гран-при, и узнал подробности.
- Алиса, два дня подряд ваше имя звучит как имя победителя в различных творческих конкурсах.
- Да, это так. Вчера в Союзе художников состоялось подведение итогов V областной юбилейной выставки-конкурса молодых омских художников, в которой я участвовала в четвертый раз и стала победителем в номинации «Графика».
- Что вам дает участие в таких проектах в профессиональном плане?
- Когда рассматриваю потенциальные проекты, то, конечно, их оцениваю. Например, выставка «Либеров-центра» мне импонирует тем, что здесь представляют свои работы художники из разных регионов. Очень нравятся работы Дарьи Райимкуловой из Красноярска. Они декоративные, техничные, ритмичные с очень интересным цветовым сопровождением. Произвели впечатления тяжелые контрастные произведения Данилы Сагуна. В проекте «Молодые пастелисты Сибири» я участвую со студенческих лет, с первого курса худграфа Омского педуниверситета и предполагаю принимать участие и в дальнейшем, пока позволит возраст, а мне сейчас 26.
- Алиса, вы упомянули о легендарном худграфе, из стен которого вышли многие известные художники России. Кто были вашими учителями?
- Живописи я училась у Геймрана Султановича Баймуханова, рисунку – у Светланы Геннадьевны Костиковой, графике – у Андрея Ивановича Сухарева. Научным руководителем дипломной работы был Леонид Георгиевич Медведев. Я люблю работать во всех жанрах, портрет мне нравится менее всего.
- Почему?
- Для меня человек как объект сильно многофункционален. Я не понимаю, на чем нужно делать акцент. Сама я интроверт, закрытая личность и с точки зрения психотипа мне приятнее работать с пейзажем, животными, люблю натюрморты. Тихо, спокойно. А человек – это нечто активное, динамичное.
- А если вы поймете суть человека, то сможете написать его портрет?
- Смогу, и были периоды, когда я работала в жанре портрета. Недавно, например, создавала работу с изображением людей на конкурсе для преподавателей детских художественных школ «Успех». Темой конкурса была «Семья», и я разглядела людей.
- Из тех ваших работ, что представлены на выставке в «Либеров-центре», победителем стала картина «Пробуждение».
- Из четырех работ, представленных для участия в выставке, у меня приняли три. Они не связаны между собой, каждая является самостоятельным произведением. Одна работа из жанра анималистики, на ней изображена моя кошка Василиса породы мейн-кун. Мне нравится ее внутренне состояние – игривое и одновременно спокойное. Оно созвучно с моим. Мне комфортно сосуществовать с этим животным в одном пространстве, поэтому я часто обращаюсь к ней за вдохновением. Она дает мне много смыслов, ассоциаций, трактовок.
- Вы по-прежнему работаете в мастерской, которая находится у нефтезавода?
- Да, а раньше я в ней и жила. Теперь только работаю. Там все в пыли – сухая пастель это подразумевает. А живу сейчас на улице Малунцева, в очень красивом доме с потолками в стиле сталинского ампира, а из окна виднеется рябина. Очень красиво.
- Вы еще и преподаете…
- Ну, здесь все сошлось – и то, что я окончила педагогический вуз, и собственные приоритеты, и зов души. Мне очень нравится работать с детьми, потому что от них можно зарядиться энергией. В процессе рисования дети формируют очень нетривиальные образы, которые, обработав, можно заимствовать даже для своего творчества. Я вдохновляюсь детьми, мне нравится их тип мышления. Взрослые люди в отличие от детей отягощены какими-то проблемами, рутиной, не всегда могут сдерживать свои эмоции. Хотя, как мне кажется, все мы в душе дети и нужно сохранять эту детскость, к чему я и стремлюсь. Стараюсь держаться на позитиве, и в этом мне помогает детство, которое проходит через меня. Мой любимый детский возраст – от 4 до 8 лет. Мы быстро находим общий язык.
- Алиса, вы – творящий художник, учитель. Как строится ваш день?
- У меня очень плотная жизнь, я не успеваю отдыхать, нахожусь в рабочем процессе 24 на 7. В свой единственный выходной, в воскресенье, максимум, что могу – отлежаться и куда-то сходить. А с понедельника по субботу я работаю в школе с 9 до 18. Совмещаю разные специальности – педагог-преподаватель, лаборант. Многое совмещаю, чтобы хватало денег на жизнь.
- А как художник?
- А это уже потом, после 18 часов вечера я занимаюсь своим творчеством. Например, чтобы сделать работу на выставку-конкурс в Союзе художников, я после основной работы трудилась в мастерской. Угнетает ли это меня? Наверное, нет. Когда у меня были периоды отдыха, я понимала, что происходит что-то не то. Я не могу отдыхать, потому что привыкла постоянно работать. Так и должно быть, если хочешь чего-то достичь.
- Ваши родители имеют отношение к изобразительному искусству?
- Нет. Папа работает главным специалистом монтажно-технического отдела в «ОНХП», мама – медицинская сестра лечебно-оздоровительного комплекса в той же организации.
- Алиса, а как вы поняли, что у вас есть дар художника?
- Я себя воспринимаю обычным человеком. И рада этому. А что касается таланта… Об этом впервые услышала, когда училась в детской художественной школе, где сейчас работаю. Мой учитель, а теперь и коллега, Алла Борисовна Улитина, когда я не ходила на занятия, сказала такую фразу: «Алиса, ты закопаешь свой талант в землю», и это мне врезалось в голову. Я поняла, что у меня есть свое виденье, стала по-другому воспринимать и себя, и все, что происходит вокруг меня в реальности.
- Спасибо за беседу.
Автор: Маргарита Зиангирова