«Горка»: На вкус и цвет премьера в «Пятом театре»

«Пятый театр» представил на суд зрителя премьеру «Горка» 18+. За простым описанием о воспитательнице по имени Настя, готовящей утренник для малышей, скрылась история каждого современного человека, который случайно оказывается в преувеличенной реальности.
Драматург Алексей Житковский написал смешную и трогательную пьесу «Горка», вдохновившись родительским чатом группы детского сада. Пьеса Алексея Житковского и режиссура Ивана Комарова – самостоятельные вещи. Молодой режиссёр из Москвы построил самобытную историю, утрировав текст до предела. А гипербола в этом спектакле хороша. Внутреннее отношение Насти к внешнему миру полностью визуализировано. И зрителя в её нутро затягивают фактически насильно.

Так мы знакомимся с замученной 25-летней женщиной – уставшей, злой, близкой к истерике. Роль главной героини исполняет талантливая молодая актриса Виктория Величко. Её Настя убивает детей во сне, а они в ответ привязывают её к ёлке и поджигают. Она боится, что её лишат части и так скудной зарплаты.
Мужчина Насти Олег с нарочитой интонацией представителя гоп-культуры весьма громогласно говорит Насте о планах на море, в ритме танца приближается к своей избраннице, нежно и сексуально берёт её за плечи. У Олега обнажённый прекрасный торс, благо в труппе есть актёр Станислав Ляшенко, а на руках у него огромные клешни краба, а на ногах – красные обтягивающие лосины. Настя будто не замечает столь странного одеяния своего избранника. И даже дело не в той самой визуальной гиперболе, а в том, что она просто не замечает Олега. Она уставилась в телефон, где в родительском чате обсуждается предстоящий утренник. Настя, она же Анастасия Витальевна Шмарина – воспитательница подготовительной группы «Пчёлки» - сидит в полутьме на тесной кухне съемной квартиры, пока её мужчина бесполезно пытается намекнуть о себе.
Она не готова думать о море, хотя Олег готов увезти её. Она уверена, что в субботу придёт на площадку строить горку, и будет строить её одна, ведь никто не придёт. Хотя и Олег и даже одноглазый дворник дядя Ваня (заслуженный артист РФ Владимир Остапов) охотно предлагают помощь и соглашаются помочь. Но Настя не думает о хорошем, она создаёт себе самую мрачную реальность и подпитывает её собой же. В итоге мы оказываемся в царстве абсурда.

Здесь есть слегка безумные дети, которые то немного пионеры, то немного дети, то и вовсе ответственные за музыкальное сопровождение ребята, скромно стоящие в темноте съемной квартиры Анастасии. Самый яркий «ребёнок», пожалуй, Илья (Егор Лябакин). Артист весь спектакль проводит с обнажёнными ногами, пытаясь закрыть их спущенными шортами. Остальные «дети» рассредоточиваются по сцене, пока воспитательница пытается собрать эту маленькую упрямую толпу. Авторитетные мамы-зрительницы заявляют, что так оно происходит на самом деле. Остальные зрители смеются, но потом признаются в комментариях, что спектакль плохой, очень плохой. Ведь нельзя показывать то, что есть на самом деле – детские жалобы, произносимые актёрами в возрасте за 30, уставшую женщину, которая откровенно рассказывает про свои сны с детьми-убийцами, наличие жаргонной лексики, которая вовсе не является нецензурной, но осуждается, как оная.

Мальчик Дима (Василий Кондрашин) заболел, нет ведущего утренника, детсадовская врачиха намекнула на взятку, мальчик Илья снова стащил шорты. На сцене полумрак и по нему мечется Виктория Величко. Её сбивают с ног тексты родительских чатов. Она подбегает к самому краю выстроенного на сцене деревянного помоста, чтобы неведомая сила отбросила её назад. Рядом кружится ненужный Олег. За окном падает снег. А Настя грубит. Посылает безобидного дворника, желает смерти местному врачу, срывается на матери ребёнка, злится на Олега. И, наконец, Настю вызывают к заведующей детсадом – Зульфие Фаридовне. Здесь сюр достигает своей кульминации. Заслуженная артистка РФ Татьяна Казакова в роли заведующей великолепна – на ней действительно золотая корона с каменьями и белая мантия с чёрными проталинами. Она царица, чей алый шлейф поддерживают преданные вассалы – медицинский работник Жанна Борисовна и музыкальный работник Марина. Последняя, к слову, одета не менее изобретательно, чем её руководитель – в розовые меха. И здесь Настя уже срывается окончательно – стоя на стульчике и исполняя песню по требованию руководителя. Хотя Зульфия Фаридовна начинает диалог с вопросом о состоянии Насти, той такая забота кажется издёвкой.

Среди всего этого ада, в который загнала себя героиня, находится единственный светлый кусочек добра – маленький мальчик Озод (Дмитрий Макаров). Никому не нужный ребёнок, которого наша героиня может обнять, согреть и защитить. Он не такой как остальные. Он сидит в углу с кастрюлькой. И Настя не такая – она чувствует себя чужой на этом празднике жизни. И всей душой, всем сердцем она любит этого ребёнка. Она улыбается, вскидывает руки и смеётся и радуется, снова придумав новую реальность – чужую и несбыточную. Она отчаянно цепляется за эту мысль, за эту историю и за эту любовь. Прогнав всех от себя, вдруг Настя обретает острое понимание того самого настоящего счастья.
«Пятый театр» побеждает в очередной раз. Не работая на потребу публике, он растит своего зрителя – разумного, чувствующего, образованного, зачастую циничного. Спектакль «Горка» вряд ли станет коммерчески успешным или будет собирать большие залы, но нахождение в репертуаре такой постановки – это имиджевая составляющая для самого передового театра нашего города. И в этом заслуга в первую очередь его руководителя – Никиты Гриншпуна.
Автор: Ирина Чернышева. Фото: Анна Шестакова

