«Горка»: На вкус и цвет премьера в «Пятом театре»

11:49 13 июн 2019

dsc_4940_0.jpg

«Пятый театр» представил на суд зрителя премьеру «Горка» 18+. За простым описанием о воспитательнице по имени Настя, готовящей утренник для малышей, скрылась история каждого современного человека, который случайно оказывается в преувеличенной реальности.

Драматург Алексей Житковский написал смешную и трогательную пьесу «Горка», вдохновившись родительским чатом группы детского сада. Пьеса Алексея Житковского и режиссура Ивана Комарова – самостоятельные вещи. Молодой режиссёр из Москвы построил самобытную историю, утрировав текст до предела. А гипербола в этом спектакле хороша. Внутреннее отношение Насти к внешнему миру полностью визуализировано. И зрителя в её нутро затягивают фактически насильно.

dsc_5048_0.jpg

Так мы знакомимся с замученной 25-летней женщиной – уставшей, злой, близкой к истерике. Роль главной героини исполняет талантливая молодая актриса Виктория Величко. Её Настя  убивает детей во сне, а они в ответ привязывают её к ёлке и поджигают. Она боится, что её лишат части и так скудной зарплаты.

Мужчина Насти Олег с нарочитой интонацией представителя гоп-культуры весьма громогласно говорит Насте о планах на море, в ритме танца приближается к своей избраннице, нежно и сексуально берёт её за плечи. У Олега обнажённый прекрасный торс, благо в труппе есть актёр Станислав Ляшенко, а на руках у него огромные клешни краба, а на ногах – красные обтягивающие лосины. Настя будто не замечает столь странного одеяния своего избранника. И даже дело не в той самой визуальной гиперболе, а в том, что она просто не замечает Олега. Она уставилась в телефон, где в родительском чате обсуждается предстоящий утренник. Настя, она же Анастасия Витальевна Шмарина – воспитательница подготовительной группы «Пчёлки» - сидит в полутьме на тесной кухне съемной квартиры, пока её мужчина бесполезно пытается намекнуть о себе.

Она не готова думать о море, хотя Олег готов увезти её. Она уверена, что в субботу придёт на площадку строить горку, и будет строить её одна, ведь никто не придёт. Хотя и Олег и даже одноглазый дворник дядя Ваня (заслуженный артист РФ Владимир Остапов) охотно предлагают помощь и соглашаются помочь. Но Настя не думает о хорошем, она создаёт себе самую мрачную реальность и подпитывает её собой же. В итоге мы оказываемся в царстве абсурда.

dsc_5152_0.jpg

Здесь есть слегка безумные дети, которые то немного пионеры, то немного дети, то и вовсе ответственные за музыкальное сопровождение ребята, скромно стоящие в темноте съемной квартиры Анастасии. Самый яркий «ребёнок», пожалуй, Илья (Егор Лябакин). Артист весь спектакль проводит с обнажёнными ногами, пытаясь закрыть их спущенными шортами. Остальные «дети» рассредоточиваются по сцене, пока воспитательница пытается собрать эту маленькую упрямую толпу. Авторитетные мамы-зрительницы заявляют, что так оно происходит на самом деле. Остальные зрители смеются, но потом признаются в комментариях, что спектакль плохой, очень плохой. Ведь нельзя показывать то, что есть на самом деле – детские жалобы, произносимые актёрами в возрасте за 30, уставшую женщину, которая откровенно рассказывает про свои сны с детьми-убийцами, наличие жаргонной лексики, которая вовсе не является нецензурной, но осуждается, как оная.

dsc_5027_1_0.jpg

Мальчик Дима (Василий Кондрашин) заболел, нет ведущего утренника, детсадовская врачиха намекнула на взятку, мальчик Илья снова стащил шорты. На сцене полумрак и по нему мечется Виктория Величко. Её сбивают с ног тексты родительских чатов. Она подбегает к самому краю выстроенного на сцене деревянного помоста, чтобы неведомая сила отбросила её назад. Рядом кружится ненужный Олег. За окном падает снег. А Настя грубит. Посылает безобидного дворника, желает смерти местному врачу, срывается на матери ребёнка, злится на Олега. И, наконец, Настю вызывают к заведующей детсадом – Зульфие Фаридовне. Здесь сюр достигает своей кульминации.  Заслуженная артистка РФ Татьяна Казакова в роли заведующей великолепна – на ней действительно золотая корона с каменьями и белая мантия с чёрными проталинами. Она царица, чей алый шлейф поддерживают преданные вассалы – медицинский работник Жанна Борисовна и музыкальный работник Марина. Последняя, к слову, одета не менее изобретательно, чем её руководитель – в розовые меха. И здесь Настя уже срывается окончательно – стоя на стульчике и исполняя песню по требованию руководителя. Хотя Зульфия Фаридовна начинает диалог с вопросом о состоянии Насти, той такая забота кажется издёвкой.

dsc_5108_0.jpg

Среди всего этого ада, в который загнала себя героиня, находится единственный светлый кусочек добра – маленький мальчик Озод (Дмитрий Макаров). Никому не нужный ребёнок, которого наша героиня может обнять, согреть и защитить. Он не такой как остальные. Он сидит в углу с кастрюлькой. И Настя не такая – она чувствует себя чужой на этом празднике жизни. И всей душой, всем сердцем она любит этого ребёнка. Она улыбается, вскидывает руки и смеётся и радуется, снова придумав новую реальность – чужую и несбыточную. Она отчаянно цепляется за эту мысль, за эту историю и за эту любовь. Прогнав всех от себя, вдруг Настя обретает острое понимание того самого настоящего счастья.

«Пятый театр» побеждает в очередной раз. Не работая на потребу публике, он растит своего зрителя – разумного, чувствующего, образованного, зачастую циничного. Спектакль «Горка» вряд ли станет коммерчески успешным или будет собирать большие залы, но нахождение в репертуаре такой постановки – это имиджевая составляющая для самого передового театра нашего города. И в этом заслуга в первую очередь его руководителя – Никиты Гриншпуна.

Автор: Ирина Чернышева. Фото: Анна Шестакова