«Кентервильское привидение» ЦСД – про убийцу и его поклонницу

16:00 09 авг 2018

Объявление о том, что в репертуаре ЦСД-Омск появится «Кентервильское привидение» было одновременно и многообещающим и слегка настораживало. Мы привыкли воспринимать эту повесть английского писателя Оскара Уальда как сказку, но режиссер постановки Светлана Баженова «достала» из наших героев немного не привычные, но не менее верные образы.

Сюжет знаком многим и по тексту и по советскому мультфильму 1970 года. Американский посол в Великобритании Хайрам Б. Отис для себя и своей семьи покупает замок Кентервиль. В этом замке много лет живёт привидение сэра Симона де Кентервиля, убившего свою высокородную супругу леди Элеонору в 1575 году. Потревоженный призрак пытается запугать представителей современной американской цивилизации внезапно возникающими кровавыми пятнами и звоном ржавых цепей по ночам — но бесполезно. Карикатурная семья не только не собирается воспринимать всерьез угрозы, но ещё и смеется над ним. Уайльд заставляет испытывать жалость к бедному призраку. Светлана Баженова пытается с другой стороны продемонстрировать нам сущность сэра Симона.

fhkkqncbwgi.jpg

Если внимательно приглядеться к тексту, сэр Симон – преступник. Безжалостный и жестокий. Он убил свою жену за то, что она плохо готовила и была дурна собой. Братья жены заморили его голодом в кандалах. Он действительно убийца, а не романтический милый невинный герой, который заперт волей случая или рока в замке. Баженова, возможно, тоже жалеет парня, но в первую очередь она нам его показывает без ореолов сказочной прозы. Антон Булавков – настоящий уголовник, в шапке-ушанке, в потрёпанной синей куртке, с костылём и гОвором – то хрипящего призрака, то опытного зэка. Антон – персонаж, работающий без дублёра. Актер гармоничен в своей задаче, за что зритель ему благодарен.

Ярким животрепещущим пятном порхает по сцене трудный подросток Вирджиния (Наталья Запивохина). Надувает губы, капризничает, и согласно юношескому максимализму дерзит, но так же тихо замирает, когда пытается найти призрака сэра Симона. К новому другу девочка относится с трепетной осторожностью. Он мужчина и её первая любовь. В ней просыпается нимфеточное кокетство, которым она с натяжкой компенсирует мальчишескую грубоватость. Сэр Симон в выражении любви поспокойней, а в каких-то мизансценах и вовсе кажется, что ему приходится терпеть Вирджинию, ведь только она способна его освободить от пожизненного гнёта. Сэр Симон полностью перекладывает ответственность за своё будущее на влюблённую девочку, которая смело звонит на самый верх с поручительством за призрака убийцы.

2gfyesx1-gm.jpg

А тем временем вокруг царит тюрьма. Замок режиссер превращает в место для заточения нашего героя. На сцене – нары, деревянные грубые столы, решётки и тараканы, которых постоянно старается прихлопнуть семья посла. В первую очередь это место преступления, уже во вторую – пристанище для самодовольных гостей с Запада. Образ семьи Отисов тщательно продуман: вышколенные до карикатурности они натягивают искусственные улыбки, отточено машут ложками во время обеда, театрально взмахивают руками и выражают полное довольство беспечным проживанием в новом доме. Отчаянно хорош глава семейства (Владимир Кин), который служит отличной «скрепой» для своих домочадцев. По расписанию члены семьи просыпаются, потягиваются, маршируют до столовой, дети шалят, глава семейства играет в нарды. И так изо дня в день, только Вирджиния отказывается жить по распорядку.

llgpyai-8h0_0.jpg

Особой изюминкой оформления кентервильской истории становится следователь с полицейской дубинкой. Визуально «подстроенный» под сценографию от художника Никиты Позднякова он злорадно потирает руки, наслаждаясь царящим ужасом и перебирая пальцами по делу Отисов и сэра Симона. Следователь издевается и над призраком, унижающе гоняя его по сцене.

Роль верховодителя в форме была выделена двум артистам – Ивану Курамову (омская драма) и Егору Лябакину (Пятый театр). Иван в своей роли гибкий, властный и хитрый. Он упивается безысходностью сэра Симона и предвкушает трагический исход самодовольной семьи. Он явно всевластен – в его руках закон и беззаконие. Но даже он ничего не может поделать, когда за дело берётся невинная девочка и звонит на самый верх. Кто может освободить сэра Симона– можно только догадываться, но на истину нам явно намекает портрет Оскара Уайльда в костюме Дзержинского кисти Никиты Позднякова.

dwqfkdtgnxk.jpg

И, наконец, вишенка на торте – саундтрек от Гарика Сукачёва. Его «Ночной полёт» идеально вписался в атмосферу спектакля. Атмосферу, несмотря на все тюремные прелести, достаточно подходящую для подрастающего поколения. И дело совсем не в «чернухе», которую может заподозрить притязательный зритель. Грамотный родитель объяснит ребёнку, что такое жертвенная любовь, что такое семья, что такое раскаяние и что такое английская драматургия Оскара Уальда.

Ирина Чернышева. Фото: ЦСД-Омск