«Лучезарный Омск»
Омский архитектор Дмитрий Смирнов в своем исследовании решил рассказать о смелых решениях зодчих советского времени, объяснить, в чем уникальность этой архитектуры, и выяснить, почему Омск – действительно лучезарный город.
В Омской государственной областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина состоялась презентация книги «Лучезарный Омск» (12+), выпущенной издательством TATLIN. Ее автор – молодой омский архитектор Дмитрий Смирнов. В своем фундаментальном исследовании он описывает 69 знаковых объектов для Омска и приводит более 500 иллюстраций, чертежей и проектов, большая часть которых публикуется впервые. А на презентацию пришли, в том числе, и те архитекторы, о чьих зданиях рассказывается в новой книге.
По словам автора, Омск — это яркий центр советского модернизма, город солнца, город-сад. Большое количество солнечных дней, ярко очерченное историческое ядро, расположенное на излучине двух рек, всё это характеризует Омск лаконичным эпитетом — лучезарный. Во второй половине XX века Омск претерпевает бурные изменения благодаря архитекторам. Они умело использовали различные архитектурные приёмы, достигая гармоничности своих сооружений, их созвучия пространству города.
О том, почему важно ценить советскую архитектуру, Дмитрий Смирнов рассказал «ОМСКРЕГИОНУ».
— Как вы вообще решили написать такой объемный труд?
— С первого года, когда я занимался дипломным проектом, наши занятия проходили в стенах института «Омскгражданпроект». И в процессе занятий нашлись очень интересные проектные материалы, которые свидетельствовали о значимости этого исторического периода и показывали веху развития проектного института. Они не были где-то опубликованы, и мне захотелось рассказать о них омичам. Директор проектного института Иван Никитович Любчич с энтузиазмом воспринял мою идею о создании такой книги и дал мне карт-бланш, подписав заявление на доступ к материалам «Омскгражданпроекта». Это был очень ответственный шаг с его стороны, потому что в то время институт уже находился в стадии банкротства, а сейчас его уже не существует. Но мне удалось просмотреть большой объем данных из музея проектного института, из технического архива.
Часть материалов находилась в Историческом архиве Омска области, список нужных мне документов составил более тысячи дел. И начиная с осени 2021 года, на протяжении двух лет каждое утро до работы я ездил в Исторический архив Омской области, где за одно посещение мне удавалось отсмотреть до 20 дел. Это различная управленческая документация, а также крупноформатные графические чертежи, которые мне приходилось сканировать за свой счет. Это был самый долгий этап исследования, который закончился в 2023 году, когда я уже составил основную часть книги. Параллельно я занимался изучением источников периодической печати. Это были газеты «Омская правда», «Молодой сибиряк», «Вечерний Омск» и так далее. Кроме того, я взял 30 интервью у архитекторов.
Всего более 3000 дел было изучено в архивах, 3500 статей в библиотеках. Грант в размере миллиона рублей мог бы перекрыть мои потребности в сканировании и в создании печатного издания. Получить его не удалось, но я принял решение, что работу нельзя останавливать, нужно вести ее за свой счет, но с привлечением издательства, которое возьмет на себя финансовую нагрузку. Удалось привлечь и спонсоров.
— Почему книга получила такое название?
— Омск в 1960-е годы становится городом-садом. В нем массово озеленяются большие территории, жители участвуют в благоустройстве. В это время в Омске были созданы десятки километров новых намывных набережных, десятки парков и скверов. Поэтому Омск этого периода – это действительно красивый и лучезарный город, к чему приложили свою руку местные архитекторы, озеленители, ученые и градостроители. Здания и площади утопали в зелени, а жители осознавали ценность пространства, в котором они находятся, чего нам не хватает сейчас.
По-настоящему понятие лучезарности Омска раскрывается в количестве солнечных дней, которое доходит до 305 в году. Этот показатель может по праву сравниться с курортными городами России. Однако это становилось не только источником вдохновения для местных архитекторов, но также и определенной угрозой. Архитекторы, решая проблему перегрева помещений, кондиционирования и вентиляции, создавали уникальные архитектурные приемы за счет пилонов, консолей, изгибов, заглубления первого этажа, чтобы создавалась выгодная светотень. Все это способствовало созданию уникальных и знаковых архитектурных сооружений.
Также название отсылает нас к проекту Ле Корбюзье, который назывался Лучезарный город. Ле Корбюзье — это родоначальник современной архитектуры ХХ века, и в его проекте предполагалось создание группы небоскребов, утопающих в зелени и открытых в солнечном пространстве. Взгляды Ле Корбюзье стали предметом вдохновения для многих архитекторов ХХ века, в том числе и для омских.
— О каких зданиях вы решили рассказать?
— Это 69 объектов того периода, начиная с 1960-х и заканчивая 1995-м годом, потому что библиотека имени Пушкина, яркое модернистское сооружение, была достроена лишь в 1995 году, хотя была задумана намного ранее. Первый раздел посвящен административным зданиям, в котором представлены различные проектные, финансовые организации, райкомы и райисполкомы, а также Сбербанк, который был достроен в 1995 году.
Следующий раздел — это общественные здания, 28 объектов. Они представлены гостиницами, домами быта, рынками, Речным вокзалом, автовокзалом, краеведческим музеем, больницами и так далее.
Третий раздел посвящен культурно-зрелищным зданиям. В основном, в то время их крупными заказчиками были промышленные предприятия, и они на свои средства строили дорогостоящие сооружения, такие как ДК имени Козицкого, ДК имени Дзержинского, ДК «Звездный», ДК «Рубин». Также в этом разделе представлены различные кинотеатры и театры города Омска.
Жилые здания представлены довольно небольшим списком. В городе не было создано уникальных сооружений в жилой сфере, но эти здания представляют собой интерес как представители стиля и как проявление возможности архитекторов выразить себя очень скромными методами в жилом строительстве, которое на тот момент было преимущественно типовым. Но эти здания реализованы в индивидуальном исполнении.
И последний, пятый раздел книги вынесен в отдельный блок и посвящен объектам зоны отдыха «Зеленый остров». Это уникальный градостроительный феномен, создание комплексной среды парка, в котором располагались не просто какие-то временные сооружения, а по-настоящему крупные общественные здания, которые выполняли различные функции: спортивно-оздоровительные, просветительские, торговли и питания.
— Есть ли для вас особенный объект, самое любимое омское здание советской эпохи?
— Есть несколько проектов, которые мне очень нравятся. Это СКК «Иртыш» – знаковый городской объект, и живы его авторы, а проектная документация, графические материалы очень богато его иллюстрируют.
Дворец пионеров тоже интересно представлен в книге, а в проектировании дворца участвовало более 10 архитекторов. Еще мне очень нравится ДК имени Дзержинского, это такой лаконичный, камерный объект в исторической застройке, и я ездил общаться с его автором Ольгой Петровной Осиповой в Москву, она рассказала очень много интересных подробностей.
Также нравится проект Торгового центра, несомненно, это грандиозное здание и великолепное решение, за которое авторы получили премию Совета Министров СССР.
— С 1990-х годов и до сих пор продолжается реконструкция многих советских зданий, в результате они теряют свой облик. Как можно сохранить архитектуру той эпохи? Стоит ли подавать заявки на признание их памятниками зодчества?
— Эта проблема сейчас стоит очень остро. Мы видим, как город обновляется, перестраивается. До сих пор не известна судьба СКК «Иртыш». Вызывает вопросы последний проект капитального ремонта ДК «Химик», проект реконструкции бывшего здания ГлавАПУ. Поэтому я надеюсь, что данная книга вызовет вопросы и предложения по преобразованию советских зданий и их сохранению.
Но я боюсь здесь давать однозначный ответ, потому что если мы признаем здание памятником архитектуры, то можем завязать себе руки в плане возможной реконструкции. Из той эпохи у нас стоят на охране ДК имени Малунцева и Речной вокзал. Причем у Речного вокзала уже есть значительные перестройки, которые исказили его первоначальный архитектурный облик. Возможно, не стоит признавать все здания этого периода памятниками, но нужно говорить с собственниками, вести пропаганду здравого смысла, чтобы объекты поддерживались в хорошем состоянии. И чтобы не было таких прецедентов, как с ДК «Химик», на который навешивается новый вентилируемый фасад аляповатых цветов. С этим зданием уже ничего нельзя делать, потому что деньги выделены, а проект должен быть реализован.
Интерьер модернистских зданий — это отдельный предмет, который стоит сохранять, потому что он тоже является ярким отражением той эпохи. В нём прослеживаются поисковые идеи архитекторов. Это и применение особых материалов — травертина, ракушечника, латуни, мозаичных полов. Это и создание каких-то новых принципов — большие витражи, глухие простенки или монументальное панно. То есть, это тоже предмет эпохи, который нужно сохранять и показывать последующим поколениям.
— Может ли на основе книги в ближайшее время появиться путеводитель и экскурсии по городу советской эпохи?
— Я уже начал работу над путеводителем, и есть проработки по самим маршрутам, которые бы затрагивали большую часть интересных памятников. Поэтому следующим изданием, возможно, как раз будет путеводитель по архитектуре советского модернизма в Омске в виде карты. В нем основные строения будут скомпонованы в туристический маршрут.
Также у меня есть наработки по книге, посвященной нереализованной архитектуре советского модернизма в Омске. В нее войдут такие знаковые проекты, как интерьеры метро, аэропорт Федоровка, проект гостиницы «Иртыш», дворцы культуры и много других объектов.
Еще одно издание можно сделать в виде энциклопедического словаря архитекторов города Омска. У меня есть наработки по около 180 архитекторам. Многие из них оставались поработать в Омске на несколько лет и потом уезжали. И еще может получиться книжка, посвященная градостроительной политике города Омска, а также благоустройству и озеленению.
— Что бы вы сказали тем, кто считает, что советская архитектура серая, скучная, а здания того времени унылые и типовые?
— Ну, в каком-то плане они тоже правы, потому что мы живём в основном не среди ярких объектов, а среди типовой застройки. В Омске больше 90% жилого фонда представлено как раз периодом 1950-1990-х годов. И это была массовая индустриализация, здания были очень экономичные, но это решало жилищные проблемы.
Однако с этими кварталами массового жилого строительства тоже можно работать: над благоустройством, озеленением дворовых территорий, можно привести в порядок рекламу, остекление. И тогда эта архитектура станет более опрятной, а сама по себе она довольно комфортная для жилья, потому что это невысокое строительство, в основном, 5-9-этажное, это озелененные дворовые пространства, хорошая социальная инфраструктура. Потому что у каждого жилого образования была школа, садик, и даже сегодня эти микрорайоны не испытывают дефицита в местах для детей.
Источник фото: pastvu.com, tatlin.ru, Алексей Пантелеев
Автор: Алексей Пантелеев
Материал опубликован в Дзен-канале "ОмскРегион"