Печорин, Онегин и Каренина строят жизнь чеховского персонажа в Пятом театре

16:22 18 июн 2018

duel_0.jpg

На сцене Пятого театра состоялась первая премьера проекта «Молодые – молодым» — драма «Дуэль» по одноименной повести А.П. Чехова (16+) в постановке режиссера Нади Кубайлат.

Молодой постановщик прибыла в Омск в мае этого года, чтобы представить свой эскиз в рамках проекта Пятого театра. Работа Нади приглянулась зрителю и художественному руководителю Никите Гриншпуну.

Режиссёр не стала останавливаться только на повести великого драматурга, а сделала свою уникальную инсценировку. По сюжету Чехова, главный герой Лаевский бежал из Петербурга вместе с Надеждой Федоровной, которая ради его любви оставила мужа. В их отношениях Лаевский не видит ничего, кроме лжи, жить с Надеждой Федоровной теперь выше его сил. Он мечтает бежать назад, на север. Но и разойтись с ней нельзя: у неё нет родных, нет денег, работать она не умеет. Есть ещё одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться.

Если бы режиссёр взяла только этот сюжет, возможно зритель мог бы и заскучать. Мы живём в 21 веке и сейчас такие сюжеты нужно обновлять и давать им новое оформление для простора зрительской мысли. Кубайлат пошла ещё дальше, она обрисовала историю новыми красками и внедрила самых известных персонажей русской литературы, которые должны контролировать происходящее на сцене.

Мы становимся свидетелями постановки взаимоотношений Лаевского с остальными героями. Этим руководят опытные персонажи: Онегин (Дмитрий Макаров), Печорин (Евгений Фоминцев) и Анна Каренина (Ирина Бабаян) – все в чёрном. Троица яркая, дерзкая и даже наглая. Самодовольные и статные Печорин и Онегин, сексуальная и смело обнажающая стройную ножку в кружевном чулке Каренина – они зорко следят за тем, как говорит и ведёт себя их подопечный, указывая, где он должен злиться на опостылевшую возлюбленную, а где должен изображать беспечного повесу. Роль Лаевского исполняет Артём Кукушкин. Исполняет блестяще. Он послушно делает, что ему велит литературная тройка, постепенно обретая своего персонажа целиком.

Можно подумать, что Печорин и Онегин выбраны режиссёром только из-за дуэлей, в которых, как мы помним, и тот и другой вышли победителями. Но это часть истории. Лаевский упоминает в повести Чехова, что байроновский Каин, Базаров, а также Онегин и Печорин – «Это наши отцы по плоти и духу». Что касается Карениной, тут всё проще – Чехов позднее повторил любовную ситуацию из романа «Анны Карениной» в своей повести и добавил: «Нормальная женщина никак не может страдать от искренней сильной любви и, тем более, не считает ее и себя греховной, она страдает из-за своего ложного положения в семье и обществе и нечуткости, неуважения к ней любимого мужчины».

О Карениной Лаевский так же упоминает в контексте своего раздражения по отношению к Надежде Федоровне. Рукой Чехова он вспоминает героиню Толстого, которой не нравились уши у нелюбимого мужа. И об этом говорит сама Анна Каренина в спектакле Кубайлат.

Не забывает режиссёр и о Гамлете, с которым себя сравнивает Лаевский, говоря о своей нерешительности. Лаевский Чехова не раз расписывается в собственной беспомощности, а вот Лаевский Нади Кубайлат обеспечен чётким руководством своих «отцов по плоти и духу». В целом режиссёр выбрала путь к интеллектуальному зрителю, который придёт в восторг от этой литературной мозаики.

На сцене движется всё. Люди, декорации, свет, люстры. Постоянный поток предметов не ослабляет внимания. Запятыми становятся монологи Лаевского. Артём Кукушкин с таким упоением декламирует Чехова, что зритель не успевает устать на достаточно большом объеме текста. А дальше – герою снова указывают на необходимую ноту его поведения, и он возвращается в постановочный спектакль его жизни, как ни в чём не бывало.

Сцена живёт. На ней появляется обеденный стол для завтрака Лаевского и Надеждой Федоровной, во время которого литературные наставники требуют у своего подопечного раздражаться на свою возлюбленную. Режиссёр предпочитает видеть на сцену и бар-ресторан и расслабленным, потирающим бокалы персонажем Самойленко (Василий Кондрашин). И роскошной красоты люстру, с появлением которой начинается громогласный вальс Свиридова, и люди в чёрных одеяниях начинают воодушевленно танцевать. Или постановщик прячет героев в шкаф. А то и вовсе на сцене появляется лодка с упитанными чайками над ней. Заканчивается мизансцена – чайки с грохотом падают вдоль борта. Герои на секунду переглядываются и продолжают писать историю дальше.

Не упустила возможности Надя Кубайлат пошутить над зрителем – в зале включается свет и опускается занавес, намекая на антракт, что оказывается обманкой. Артисты продолжают играть, занимая кресла на первом ряду и затем неистово аплодируя происходящему на сцене.

Кульминационная дуэль происходит. Кто нужно – погибают или проигрывают в «схватке» с поездом. И здесь режиссёр поступает интересно – Кубайлат завершает постановку не умозаключениями, пространными монологами или попытками объяснить происходящее. Она просто завершает спектакль. Герои-кукловоды уходят, и строить чью-то жизнь больше некому, да и нечего.

Дебют полнометражного спектакля от Нади Кубайлат можно смело назвать успешным. Тем более если учитывать, что за свет, музыку и сценографию отвечала тоже она. Несмотря на шероховатости постановки, «Дуэль» станет свежим взглядом  в репертуаре Пятого театра, с чем можно поздравить художественного руководителя Никиту Гриншпуна и всю команду проекта «Молодые – молодым».

Чернышева Ирина