«Путешествие на Марс» вместе с Камерным Драматическим Театром
27 мая Камерный Драматический Театр им. В. Решетникова отыграл премьеру по пьесе Дмитрия Калинина «Кое-что о том самом и не только...». Делимся впечатлениями о просмотре, не смотря на категорию «Рецензии», под которой опубликован текст (категория «Впечатления» отсутствует).
Режиссер спектакля Светлана Позднякова.
Театр не изменил своим принципам говорить о добром и вечном не сложным театральным языком, без перегруза смыслов и метафор.
Которых, не скрою, ждешь, потому что главный герой, только выйдя на сцену, предупредил, что нам сейчас будут лгать, а мы будем аплодировать:
«Ведь в театре никакой правды нет и быть не может, один сплошной вымысел. Значит, вы пришли именно затем, чтобы вас обманули, так что обман это честный».
Как будто поставил знак равенства между театром и житым-прожитым: мы верили, а ничего такого не произошло.
Спектакль по пьесе Дмитрия Калинина пытается вернуть нас в детство, в старый двор, к первой ответственной дружбе и первой любви, к порванным в драках или побеге через забор рубашкам и штанам, дворовым хулиганам, времени, когда мы верили в чудо. Например, в то, что можно улететь на Марс с помощью утюга и вентилятора.
Может быть, главный герой поэтому и говорит о неправде, что сам отчасти забыл то, о чем хотел рассказать, а рассказывал, наделяя повествование художественным вымыслом – тем, чего и не было.
Ведь он, Димка (Валентин Рудняк), уже взрослый и помнит своих друзей совсем детьми – так можно оправдать диссонанс между героями его воспоминаний и им самим в настоящем и том самом детском. Только Димкиным «представлением» о прошлом я объяснила себе несколько карикатурных друзей детства и бабушку Любу.
Да, в детстве легко мечтать и верить во все, что угодно. А потом – ты взрослый. И даже голос Вовки (Евгений Хохлов) взрослеет, когда он обращается к Диме:
«Ты просто не понимаешь, что если веришь, то полетишь. Мне нужен друг, который верит так же, как я! И может быть еще сильнее!»
То, что чудо уходит вместе с детством, не преминет подтвердить и баба Люба (Дарья Оклей), напрочь «разрушив» космолет сведениями о реактивном двигателе. Потом она, конечно, вспомнит о своем детскочудном и о том, что когда-то давно куда-то летела, летела, «приземлив» воспоминания словами «дура-дурой». Но шанс быть наивными и дотронуться до космоса все же Димке с сотоварищами даст: соберет ему котомку и попросит долго не задерживаться на Марсе. Наверное, потому, что старенькая совсем, одинокая и очень его любит. Говорят, что с возрастом есть шанс снова поверить в то, чего не может быть. Бабушка и есть тот персонаж, который знает, а главное понимает, что и кого мы оставляем в детстве. И каков он, обратный отсчет.
Валентин Рудняк бесхитростно и понятно (и актерски сильно!) рассказывает, как важно и хочется снова поверить, что можно улететь на Марс и увидеть розовых верблюдиков. Актеру веришь, думая о том, что вот рассказал бы он о том же самом один. Обо всех, но один. И тогда герои-друзья были бы более яркими, действительно из детства, действительно когда-то настоящие, но уже немного вымышленные, действительно смешные, трогательные и такие нужные, чтобы снова попытаться поверить в чудо. Маленькие большие друзья детства, о которых он вспоминал бы без помощи «них самих» на сцене.
«Путешествие на Марс» – попытка понять, на каком этапе наших временных отрезков мы перестали верить в это самое путешествие. Или ностальгия. Одно другому как будто не противоречит, но градус внутренней работы разный.
Что увидят юные зрители? Скорее всего, только детскую историю Дмитрия Сергеевича. Историю мальчика из двора N, влюбленного в девочку, которой снятся розовые верблюдики и иногда говорящие рыбы. И еще космолет, с тремя автомобильными номерами, «отсчитывающими» 3, 2, 1 – Марс 55. Где 55 – свой Марс для каждого детства. Хотя, на номер маловероятно обратят внимание. И это правильно. Зачем смотреть, думать и грустить (если додумаешься) о том, что когда-то мы перестанем верить в чудо. Но клянусь Андромедой, верили!
А зритель взрослый решит, «улетит» он на Марс вместе с Димкой и друзьями или так и не вспомнит, что когда-то в его жизни была вера в чудо – абсолютное и не требующее объяснений и доказательств.
Автор Ирина Мухамадеева