«Путешествие на Марс» вместе с Камерным Драматическим Театром

14:43 28 Май 2025

27 мая Камерный Драматический Театр им. В. Решетникова отыграл премьеру по пьесе Дмитрия Калинина «Кое-что о том самом и не только...». Делимся впечатлениями о просмотре, не смотря на категорию «Рецензии», под которой опубликован текст (категория «Впечатления» отсутствует).

Режиссер спектакля Светлана Позднякова.

Театр не изменил своим принципам говорить о добром и вечном не сложным театральным языком, без перегруза смыслов и метафор.

1_68.jpg

Которых, не скрою, ждешь, потому что главный герой, только выйдя на сцену, предупредил, что нам сейчас будут лгать, а мы будем аплодировать:

«Ведь в театре никакой правды нет и быть не может, один сплошной вымысел. Значит, вы пришли именно затем, чтобы вас обманули, так что обман это честный».

Как будто поставил знак равенства между театром и житым-прожитым: мы верили, а ничего такого не произошло.

dsc_6696.jpg

Спектакль по пьесе Дмитрия Калинина пытается вернуть нас в детство, в старый двор, к первой ответственной дружбе и первой любви, к порванным в драках или побеге через забор рубашкам и штанам, дворовым хулиганам, времени, когда мы верили в чудо. Например, в то, что можно улететь на Марс с помощью утюга и вентилятора.

Может быть, главный герой поэтому и говорит о неправде, что сам отчасти забыл то, о чем хотел рассказать, а рассказывал, наделяя повествование художественным вымыслом – тем, чего и не было.

Ведь он, Димка (Валентин Рудняк), уже взрослый и помнит своих друзей совсем детьми – так можно оправдать диссонанс между героями его воспоминаний и им самим в настоящем и том самом детском. Только Димкиным «представлением» о прошлом я объяснила себе несколько карикатурных друзей детства и бабушку Любу.

dsc_6578.jpg

Да, в детстве легко мечтать и верить во все, что угодно. А потом – ты взрослый. И даже голос Вовки (Евгений Хохлов) взрослеет, когда он обращается к Диме:

«Ты просто не понимаешь, что если веришь, то полетишь. Мне нужен друг, который верит так же, как я! И может быть еще сильнее!»

dsc_6620.jpg

То, что чудо уходит вместе с детством, не преминет подтвердить и баба Люба (Дарья Оклей), напрочь «разрушив» космолет сведениями о реактивном двигателе. Потом она, конечно, вспомнит о своем детскочудном и о том, что когда-то давно куда-то летела, летела, «приземлив» воспоминания  словами «дура-дурой». Но шанс быть наивными и дотронуться до космоса все же Димке с сотоварищами даст: соберет ему котомку и попросит долго не задерживаться на Марсе. Наверное, потому, что старенькая совсем, одинокая и очень его любит. Говорят, что с возрастом  есть шанс снова поверить в то, чего не может быть. Бабушка и есть тот персонаж, который знает, а главное понимает, что и кого мы оставляем в детстве. И каков он, обратный отсчет.

dsc_6667_0.jpg

Валентин Рудняк бесхитростно и понятно (и актерски сильно!) рассказывает, как важно и хочется снова поверить, что можно улететь на Марс и увидеть розовых верблюдиков. Актеру веришь, думая о том, что вот  рассказал бы он о том же самом один. Обо всех, но один. И тогда герои-друзья были бы более яркими, действительно из детства, действительно когда-то настоящие, но уже немного вымышленные, действительно смешные, трогательные и такие нужные, чтобы снова попытаться поверить в чудо. Маленькие большие друзья детства, о которых он вспоминал бы без помощи «них самих» на сцене.

«Путешествие на Марс» – попытка понять, на каком этапе наших  временных отрезков мы перестали верить в это самое путешествие. Или ностальгия. Одно другому как будто не противоречит, но градус внутренней работы разный.

dsc_6692.jpg

Что увидят юные зрители? Скорее всего, только детскую историю Дмитрия Сергеевича. Историю мальчика из двора N, влюбленного в девочку, которой снятся розовые верблюдики и иногда говорящие рыбы. И еще космолет, с тремя автомобильными номерами, «отсчитывающими» 3, 2, 1 – Марс 55. Где 55 – свой Марс для каждого детства. Хотя, на номер маловероятно обратят внимание. И это правильно. Зачем смотреть, думать и грустить (если додумаешься) о том, что когда-то мы перестанем верить в чудо. Но клянусь Андромедой, верили!

А зритель взрослый решит, «улетит» он на Марс вместе с Димкой и друзьями или так и не вспомнит, что когда-то в его жизни была вера в чудо  – абсолютное и не требующее объяснений и доказательств.

33ikk6faudc.jpg

Автор Ирина Мухамадеева