«Возвращение домой» в Омском ТЮЗе

11:54 17 янв 2019

Ярослава Пулинович – омичка, снискавшая славу на поприще российской драматургии. Пьесы молодого драматурга чаще всего с открытым концом, со скрытой за простыми строчками мудростью и зачастую обессилевшей тоской. В омском ТЮЗе начинающий режиссер Максим Пешин поставил по пьесе Пулинович спектакль «Возвращение домой». Постановка, даже при некоторых неровностях, безусловно заслуживает внимания омского зрителя.

На сцене путешествие котёнка Тосей из Екатеринбурга. Тося живёт на чердаке и мечтает о славе певицы в Москве, а лучше в Париже или Лондоне. Над котёнком смеются даже воробьи. В один прекрасный день на чердак залетает птица феникс по имени Феликс. Тося нагло напрашивается лететь с ним и начинается их маленькое, но трогательное путешествие, в котором Феликс вынужден заботиться о своей крохотной подопечной.

Роль Феликса играет сам постановщик. Максим Пешин выбрал оптимальный образ для своего героя – уставший, без лишней эмоции, раздражённый, с  тысячелетним грузом на крыльях. В пару себе он выбрал Марию Овчинникову и Веронику Крымских. Обе актрисы очаровательны, но истории с ними получаются абсолютно разными.

rze9zwu-yne.jpg

Мария Овчинникова очень подходит на роль самовлюблённого, но наивного котёнка. И кажется, что сам Пешин ей благоволит, потому отношения героев развиваются в нужной прогрессии. Феникс оттаивает, Тося всё чаще скучает по своему другу, а зритель, в свою очередь, чувствует их симпатию друг к другу и ждёт развязки сюжета. С Вероникой Крымских такой истории нет. Попросту совсем нет той общей истории с Феликсом. Пешин держится в напряжении с партнёршей, а актриса выбирает заметную дистанцию со своим «покровителем». В итоге симпатия героев согласно сюжету оказывается сюрпризом для зрителя. К сожалению, портрет Тоси Вероника тоже не смогла составить. Её котенок оказался без характера, а наивная лёгкость больше наиграна, чем сыграна актрисой.

Особого внимания заслуживают второстепенные персонажи. Рисунки героев-животных выполнены практически безупречно и на сцене появляется несколько интересных пар. Дмитрий Керн и Александр Галимов заметно оживляют действие после спокойного начала спектакля. Керн великолепен в роли бродячего пса Ягеля, ищущего жертву на продажу скорняку за мешок костей. Актёру образ безжалостного бродяги идёт не менее чем  костюм Ленского или Филиппа Моргана из «Верёвки». Керну с удовольствием дают роли мальчиков и принцев, хотя в ролях брутальной истории он смотрится даже более органично.

Гармоничную и контрастную пару в «Возвращении домой» ему составил Александр Галимов. Пёс по кличке «Шустрый» – в белой майке, демонстрирующей хорошую форму, с капой на зубах и топорным любопытством не самого умного паря на свете. Будучи «шестёркой» Ягеля, он убедительно подчиняется своему патрону и покорно ведёт Тосю в жестокие человеческие руки.

img_2814_0.jpg

Вторая яркая пара – попугаи Лорка и Маркес, роли исполняют Надежда Костюк и Данил Супрун. Ругающиеся, но влюблённые – мечта психоаналитика – они настолько попугаи, насколько можно изобразить этих птиц. Щебечущие, с хохолком у мальчика и цокающими каблучками у девочки, они носятся по сцене, невольно вызывая улыбку.  

Другая пара Ольга Которева и Михаил Квезерели – феникс Матильда и орёл по имени Виктор. Виктор молчалив, но прекрасен. Квезерели – настоящий орёл, роль будто написана для его статности. В то же время он влюблённо смотрит на Матильду, с удовольствием выбрав желанную позицию эдакого секьюрити. А вот Ольга Которева будто не в своей тарелке. Она изящно ходит, красиво взмахивает рукой, но откровенный и важный разговор двух фениксов выглядит притянутым. Пешин в этой мизансцене хорош, его собеседница же отыгрывает текст, используя неестественные приёмы антреприз.

Все артисты, кроме главных героев играют не одну второстепенную роль. Так, Дмитрий Керн становится звездой, забирающей котёнка. Надежда Костюк превращается в переводчицу звезды. Даниил Супрун вживается в роль телохранителя. Александр Галимов становится воробьём, а Михаил Квезерели – скорняком. Павел Зубенко играет телохранителя и диджея. И все герои становятся танцующими гостями на вечеринке.

ym2m_a7sb2w.jpg

Сценография постановки камерная и простая. В середине сцены – деревянный помост, на нём стул, а смену локации демонстрирует большой экран, на котором в графическом жанре рисуются урбанистические и небесные пейзажи: чердак, переулок, Париж, Лондон, ночное небо. Идею видеоформления воплотил в жизнь Максим Лужанский. Шуршание графита становится своеобразной музыкальной запятой к следующей мизансцене спектакля.

Что касается музыки – её не хватает. Максим Пешин сделал музыкальной темой спектакля композицию французского композитора Яна Тьерсена. Мелодия великолепна и очень вписывается в атмосферу спектакля. Но в целом музыкального оформления оказывается недостаточно,  и в постановке случаются паузы и провалы. От этого спектакль выглядит слегка неровным.

Замечательную историю режиссёр мог сделать из перелётов Феликса и Тоси в другую точку их путешествия. Уверенно стоящий на ногах Пешин и партнёрша на его плечах. На сцене царит полумрак, на видеоэкране блестят звёзды, звучат ноты Яна Тьерсена. Картинка выходит очень камерная и красивая, но нет ощущения движения и полёта. Да и сама мизансцена длится всего несколько секунд и зритель не успевает «достигнуть» новой локации. Спектакль бы украсили продолжительные и динамичные сцены в ночном небе.

В целом постановка располагает. История Пулинович трогательная и печальная, а Максим Пешин сумел раскрыть характер персонажей, оставляя в героях лишь рисунок животных, но вытащив вперед человеческие черты. Также в постановке много забавных моментов, а концовка примиряет зрителя со всеми недостатками. У режиссёра Максима Пешина получается выбить из зрителя ту самую мысль о трагичности и отчаянности любви.

Автор: Ирина Чернышева. Фото: Омский ТЮЗ