Жизнь замечательных идей

14:38 27 июн 2018

Режиссер Дмитрий Егоров сделал постановку многоуровневую, ассоциативную, бьющую по болевым точкам зрителя.

«Время секонд хэнд» – пятая книга Светланы Алексиевич из цикла «Голоса утопии», посвящена она распаду СССР. Автор собрала интервью людей с разной жизненной позицией, разным отношением к развалу Советского Союза и его последствиям. Книга непростая, и на самом деле она не об одном событии, а о целой стране со сложной судьбой.

Травмированные судьбы homo soveticus взялся исследовать режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Егоров. «Время секонд хэнд» в театре драмы – постановка субъективная, она не просит соглашаться или не соглашаться со звучащими в ней мнениями. Она просит выслушать. Это спектакль-крик, натянутый нерв.

125.jpg

Человеческая правда

Зритель проходит в зал и сразу погружается в атмосферу «секонд хэнд»: никакого занавеса, сцена открыта, всю ее поверхность покрывает грудами лежащая одежда – а если помнить о времени и говорить прямо, шмотки. Их придется ворошить, чтобы освободить место для очередного голоса эпохи перемен.

tas_5227.jpg

Прямо на полу стоит ламповый телевизор, и свою роль в спектакле он сыграет, еще как! Из уважения к режиссеру не будем раскрывать всех карт, ведь показанное на экране оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, и раньше времени туз из рукава доставать не стоит, чтобы не портить спектакль тем, кто его еще не видел. Те же, кто видел, вряд ли будут отрицать, что контраст, в нужный час выданный старым телевизором, показывает метафору сегодняшней жизни. Люди многого ждали и ждут от будущего, и ожидания эти звучат смело и гордо. Воплощение же этих ожиданий в наступившем будущем выглядит издевательски.

Отрывки воспоминаний, попытки объяснить свою точку зрения, осмыслить происшедшее – вот что в течение двух с половиной часов звучит из уст героев. Здесь нет действий, но много текста, который держит в напряжении. Персонажи не названы по именам, их истории чередуются, дополняют друг друга и переплетаются, создавая картину, вызывающую отклик в сердцах зрителей: СССР и перестройка слишком живы в памяти людей, чтобы относиться к ним равнодушно.

tas_5309.jpg

– Зря вы так доверяете человеку… человеческой правде… История – это жизнь идей. Не люди пишут, а время пишет, – говорит герой актера Ивана МАЛЕНЬКИХ, в книге Алексиевич названный N, поскольку фамилию и свою должность в аппарате Кремля просил не называть. Эту цитату авторы спектакля вынесли в эпиграф постановки. Именно жизнь идей и их воздействие на судьбу отдельно взятого человека, последствия их восприятия, искажение и утопичность, множественность толкований, позволяющая претворять благородные помыслы в ужасное воплощение, – вот в чем самая соль постановки.

Там, наверху

В глубине сцены сооружен второй этаж, зрителям видны лишь спины действующих там актеров, но они тоже творят свою историю, которая в режиме реального времени транслируется на экран под потолком. Над видеосоставляющей спектакля трудилась режиссер мультимедиа Наталья Наумова. Зритель видит вырастающие из кубиков города и подталкиваемые руками машинки, кипящие в кастрюле символы пионерии и комсомола, утопающих в комьях земли солдатиков, бережно хранимые в жестяных коробках сокровища детей перестроечной эпохи…

oaz_1587.jpg

В кульминационных моментах на экран выводится изображение с камер, которые держат в руках артисты на сцене: под потолком возникают крупные и страшные планы героев Александра Гончарука и Валерии Прокоп, временами сливающиеся друг с другом. История, творящаяся на втором этаже, не дублирует произнесенное со сцены – она рождает ассоциации, фиксирует впечатления, повышает градус эмоционального воздействия спектакля.

tas_5351.jpg

Эмоции – главный крючок, на который попадается зритель постановки «Время секонд хэнд»: иначе почему на лицах в партере блестят слезы? Человеку свойственно проецировать на себя и своих близких увиденное и услышанное, а в этом спектакле видишь и слышишь травму нескольких поколений, последствия которой еще не зажили.

Потому и финал так резко обрывается, оставляя ощущение недосказанности: эпоха еще не закончена, в нас еще живо наследие homo soveticus.

Источник – http://omskgazzeta.ru/kultura/zhizn-zamechatelnykh-idej

Фото из архива театра драмы

Татьяна Сорокина