Выставка Амангельды Шакенова в Центре «Эрмитаж-Сибирь»
Выставка знакомит зрителей с наследием одного из видных омских живописцев, чье творчество представляет целостное художественное явление в современном изобразительном искусстве. Амангельды Шакенов (1943–2018) получил признание и в России, и в Казахстане: профессор академической живописи Омского государственного педагогического университета, педагог, любимый и уважаемый несколькими поколениями студентов худграфа, заслуженный работник культуры РСФСР, академик Академии художеств Республики Казахстан. И сам художник называл себя человеком двух культур.
Амангельды Шакенов вошел в искусство в самом начале 1970-х годов. Его творческую биографию можно рассматривать как итог внутренней художественной политики нашей страны: учеба на художественно-графическом факультете Омского государственного педагогического института (педагоги С. К. Белов и Г. А. Штабнов), по окончании которого началась его активная педагогическая деятельность, поездки в составе творческих групп на Тюменский и Томский Север, работа в домах творчества «Горячий Ключ» и «Академическая дача». Художник писал виды индустриального Омска, портовые и речные мотивы, выполненные в различных графических техниках. Его северные циклы включают пейзажи деревень, мотивы нефтехранилищ, жанровые и трудовые сцены.
И всё же для А. Шакенова, учившегося и сделавшего первые творческие успехи в России, характерна преданность своим корням и национальной тематике. Обращение к теме малой родины связано с возвращением к личным истокам, к тому, что впитал в себя будущий художник с детства, живя в казахском ауле Чукут Шербакульского района Омской области. В 1970-е годы им был создан ряд произведений под общим названием «Мой Казахстан».
Начиная с 1980-х годов интерес А. Шакенова лежал исключительно в живописной области и прежде всего – в пейзаже, где раскрылось его природное дарование. Он создавал историко-архитектурные образы Тобольска, где часто бывал в летнее время со студентами, обращался к теме уходящего города, изображая деревянные дома на старых омских улицах.
В пейзажах Казахстана выявлено национальное мироощущение: универсальные первообразы – вечные небо, горы и степь – нашли широкое отражение в искусстве живописца последних десятилетий. Часто встречается в полотнах художника и сакрально значимый образ коня как основополагающего символа культуры Великой Степи.
Особое место в творчестве Амангельды Шакенова занимают автопортреты, изображения соотечественников, жены Хаергельды и детей семейного круга. Однако самой любимой моделью художника была его дочь Жамиля, чей образ запечатлен во множестве портретов разных лет.