Печать

Как в Омске прозвенела «Звонница» – РЕПОРТАЖ

11:01 09 июн 2018

dsc_0154.jpg

Впервые в Омске на сцене Концертного зала установили церковную звонницу. Для зрителей это стало в новинку, и зал был практически заполнен. С интересом горожане пришли послушать замечательную программу, подготовленную дирижером Дмитрием Васильевым и омским симфоническим оркестром, и оценить мастерство Сергея Белякова – звонаря Крестовоздвиженского собора Омской Епархии. Сергей преподаёт звонарное искусство, а в мае состоялся первый выпуск необычной музыкальной школы при храме. Забегая вперед, надо сказать, что совместный проект филармонии и звонаря Крестовоздвиженского собора – концерт «Звонница – вышел фееричный и бывалые зрители могли бы внести его в число жемчужин уходящего сезона.

Мы редко воспринимаем колокола как музыкальный инструмент. Для нас это скорее церковный атрибут, который к филармонической истории не имеет никакого отношения. Ошибочность этого рассуждения развеяна концертом.

Концерт начался с CARILLON Жоржа Бизе. Вступление вышло торжественным и многообещающим. А дальше вышла на сцену музыковед — прекрасная Ольга Бурик, был приглашён звонарь Сергей Беляков и начался калейдоскоп потрясающей музыки. 

Увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова, Колокольный Звон Андрея Федорычева, четвертая часть из Симфонии № 2 Петра Чайковский, «Русь колокольная» Андрея Петрова. На звоннице – скромный Сергей Беляков. Перед ним девять колоколов разного масштаба и силы звучания – выплавленные из олова и меди, с добавлением серебра. Взять, к примеру, самый большой колокол звонницы. Как известно, чем тяжелее колокол, тем ниже его голос. Так вот колокол омской звонницы весит всего 70 килограммов, но звук у него как у колокола весом в полтонны.

Удивительного ярославского литейщика Фёдора Дубровишина, автора омской звонницы, нашёл сам Сергей Беляков. По словам последнего, найденный мастер обладает секретом, благодаря которому колокола звучат тембрально – под старину, в то же время ярко и выразительно. Чтобы колокола были изготовлены и доставлены в Омск, один из наших земляков Андрей Новоселов пожертвовал личные средства. Благодаря этому, у омского зрителя был действительно уникальный шанс услышать редкое звучание в стенах  Концертного зала.

Всю свою мощь колоколА и их маэстро Беляков продемонстрировали в Вариациях на звоны «Печалька»  и «Рождественский» из «Рождественской рапсодии» Андрея Федорычева. Автором вариаций выступил сам Сергей Беляков. Симфонический оркестр на время исполнения стал единым слушателем, как и весь зал. Как позже выяснилось, музыканты также впервые слышали вариации Белякова. А они были великолепны. Зрители по очереди закрывали глаза, наверно, чтобы побыть наедине с новым звучанием. Тем временем колокола раскрывали всё своё великолепие. Звонко, звеняще многозвучно звучал новый инструмент. Звук словно переливался неведомыми звеньями, создавая что-то духовно единое. Главный колокол, такой большой и тяжелый стал сильным и изящным. Замечательное  соло Сергея Белякова, безусловно, произвело впечатление на публику. В своём произведении маэстро по-настоящему познакомился со зрителем.

За вариациями последовало мощнейшее произведение Андрея Петрова – «Русь колокольная» –  звуковые образы колокольных звонов. За небольшую длительность произведения ноты достают до самого нерва. За 15 минут можно прочувствовать десяток эмоций. Русь – человек, человек – вся Русь. Она и он могут быть воинственными, завоевывающими, страдающими, тоскующими, тревожными, опасными, торжественными, сосредоточенными. Мы слышим человеческую вкрадчивость  и сосредоточенность всего государства. Каждая частичка «Руси колокольной» яркая, безапелляционная и очень выразительная. К концу произведения громогласные набирают обороты, и зал утопает в бесконечном потоке нот, инструментов и эмоций. Конец первого отделения поставил если не точку, то убедительный восклицательный знак.

Второе отделение началось с Родиона Щедрина. Видимо, было решено немного успокоить возбужденного первым отделением зрителя. И зазвучала «Стихира на тысячелетие крещения Руси». Тягучий, томный и немного нервный Щедрин сразу задал благоговейное настроение. А после прозвучал этюд сочинения Сергея Белякова – «Первоапрельский дождь в Омске», который действительно оказался «дождливым». Скорые переливы, капельный звон и быстрый перебор пальцами звонаря по колокольным верёвкам. Этюд оказался благозвучным, свежим и лёгким. В начале – скорый торопливый дождик, с перерывами нарастающий до проливного шумного ливня. И под конец уходящий, затихающий, оставляющий после себя отзвуки стихии. Пожалуй, этюд Сергея Белякова стал изюминкой колокольного вечера.

Прозвучало в программе и произведение Павла Радина ««Разверни меха, гармошка» с задорными русскими мотивами. В «Светлом празднике» для симфонического оркестра Сергея Рахманинова и в увертюре «1812 год» Петра Чайковского также прозвучали оркестровые колокола – в общем звуке и сольными партиями. Увертюра Чайковского, кстати, была последней в этот вечер и замечательно, по-особому торжественно завершила концерт.

Чернышева Ирина