В Литературном музее состоялась творческая встреча со скульптором Александром Капраловым

6 августа исполняется 25 лет со дня установки памятника Ф. М. Достоевскому «Крест несущий» работы известного омского скульптора Александра Капралова. Памятник установлен у здания драматического театра в 2000 году, на месте, где раньше находился сибирский острог.

Об установке своих работ в Омске, творческом пути, особенностях и тонкостях воплощения сварных скульптур из металла, планах и мечтах 3 августа на творческой встрече рассказал скульптор Александр Капралов.
«Сварной скульптурой, думаю, начали заниматься сразу, как появился сварочный аппарат, – поделился размышлениями скульптор. – Сварная скульптура – особенная. Ее можно сделать подвижной, пластичной, что не позволяет с собой сделать дерево, например. Металл – это тонкая сцепка, отверстия, изгибы, неповторимые линии».
Материал для своих скульптур Александр Капралов приобретает, где возможно, иногда – это подручные средства. Например, когда понадобился металл для изготовления шлема, который, по задумке автора, должны были нести маленькие человечки, то под рукой оказался металлический баллон, часть которого – полусфера – и стала в умелых руках мастера там самым шлемом.
Одна из первых работ Александра Капралова – «Колесо покаяния», состоящее из множества мелких деталей, установленное рядом с музеем Искусство Омска. Почти такая же металлическая скульптура была изготовлена для Панамы, где и стоит по сей день. Разница в том, что по краям колеса расположены фигурки героев Панамы – спортсменов, музыкантов, политических деятелей.

Окончив худграф, Александр Капралов долгое время работал профессором в альма-матер, а скульптура «Крест несущий» была изготовлена еще в студенческие времена – это дипломная работа мастера, ставшая, спустя годы, достопримечательностью Омска. Александр Николаевич считает ее лучшей.
«Да, сейчас я что-то бы изменил в ней – добавил или наоборот, но делать этого, конечно, не стану», – поделился мастер.
После установки памятника, Александр Капралов не оставляет свою скульптуру: три раза он собственноручно красил монументальное изделие и накладывал «заплатки» на подножие, чтобы укрепить со временем обветшавшие части. Поправить композицию ему помогал сын-художник.
Первый цех мастера стал выставочным залом, в котором находится более ста работ. Когда цех переоборудовался, то была найдена давно забытая папка с рисунками и эскизами скульптуры «Крест несущий». Творческий поиск скульптора был долог: прежде, чем на плече Достоевского появился крест, «примерялись» ангел и кресты другой формы. Но в итоге скульптура осталась такой, какой ее видим мы.
«Этот крест – как будто давящий на него блок из прожитого и пережитого. Давящий с такой силой, что деформировано одно плечо… Это его прошлое и настоящее. «Крест несущий» – моя любимая работа», – говорит Капралов.
Хорошая скульптура, по мнению мастера, это она не может существовать без головы. Скульптор размышляет: «Если голову снять и, глядя на работу, можно домыслить что-то совсем иное, чем когда она была с головой, то это плохо. Должна быть фигура».

Чтобы Дон Кихот увидел свет и Дон Кихота увидели в свете, скульптор ждал 25 лет.
«Достоевский писал, что Дон Кихот близок по характеру князю Мышкину: оба героя хотят своими силами спасти мир, но это по силам только Богу», – так ответил Александр Капралов на вопрос одного из участников встречи «Почему именно Дон Кихот?»
Долгое время Дон Кихот стоял один и вот, наконец, дождался своего верного оруженосца Санчо Панса – теперь можно считать композицию законченной.
«В Сибири мы были первые, кто поставил сварные металлические работы. Об этом еще написала в популярной тогда региональной газете «Комок» корреспондент из Красноярска», – вспоминает скульптор.
А участники встречи в свою очередь признались, что не могут представить Омск без скульптур Александра Капралова.

Скульптуры Капралова, как оказалось, стоят в поселке Комарово, о чем автор впервые узнал на творческой встрече от гостей, на Алтае на озере Яровом, выставлялись в Санкт-Петербурге, Краснодаре, знаменитый Трон – в Новосибирске. Историю, почему Трон так знаменит, участники встречи вспомнили с юмором и особым теплом. Первоначально Трон был размещен в Омске, но владелец одной из новосибирских художественных галерей его выкупил и композицию перевезли в Новосибирск. Когда скульптуру в Омске уже демонтировали и начали грузить, бдительные граждане вызвали милицию. Она, в свою очередь, проявила строгость и забрала в отделение не только грузчиков, но и автора, не поверив в то, что это его творение. Конечно, вскоре все выяснилось, и композиция благополучно прибыла в Новосибирск, где расположилась неподалеку от мэрии города.
Название работ Александр Капралов придумывает, как правило, уже после задумки сюжета и считает, что оно – не принципиально. Важна сама работа, рождающая ассоциации, размышления, эмоции зрителя. Мастер с легкостью может переназвать композицию, спустя много лет. Сейчас он задумывается над новой скульптурой – человека, который украл музу, посадив ее в клетку. Рабочее название – «Художники, а музу-то украли!» Александр Капралов считает, что даже в металлических скульптурах должен быть юмор.
В ближайших планах – выставка мелкой пластики, в которой будут представлены «колючие» скульптуры, без обтачивания и дополнительной обработки.
В завершение вечера омская поэтесса Татьяна Яковлева прочитала свои стихи, которые посвятила Капралову и его скульптурам.














