Печать

В Музее имени Врубеля начинает работу обновленная экспозиция «Золотая кладовая»

17:09 20 окт 2025

В особо охраняемом зале можно увидеть предметы ювелирного искусства из драгоценных металлов и камней — от загадочных скифо-сибирских древностей из курганов Омского Прииртышья до миниатюрного каменного зоопарка знаменитой на весь мир фирмы Фаберже.

dsc_7164.jpg

Экспозиция теперь представлена в новом дизайне, автором которого выступил художник Сергей Баранов. Выставочное пространство напоминает золотую шкатулку с драгоценностями. Сделать пространство по-настоящему «золотым» удалось с помощью обивки из золотистого бархата в сочетании с контрастными отражающими плоскостями цветного стекла. Такой прием, создающий эффект мерцания драгоценных камней, придает залу общую выразительность, а экспонатам, размещенным на зеркальных поверхностях, — глубину и воздушность. Витрины с предметами археологии отличают темные треугольные фоны, отсылающие к образам древних курганов.

«Новый дизайн выгодно подчеркивает индивидуальность каждого экспоната и несет важную смысловую нагрузку, — поясняет директор Музея Врубеля Фарида Буреева. — Как бы высоко не ценился сам предмет, он нуждается в определенной, конкретно ему подходящей, обстановке: ценные находки археологии и этнографии дополнены детальными прорисовками и историческими реконструкциями, что дает более полное представление о них».

dsc_7103.jpg

Например, скрупулезно выполненный рисунок серебряной чаши из статусного сарматского погребения позволяет разглядеть не только элементы ее декора, но и надписи на мертвом языке некогда существовавших в Средней Азии государств — Парфии и Хорезма. Реконструкция предмета вооружения саргатской археологической культуры дает представление об облике кинжала скифского типа в лаковых ножнах с золотыми подвесками и косвенно указывает на его китайское происхождение.

Благодаря прорисовке зрители узнают, как выглядит традиционная бурятская шапка, которую обычно венчает навершие – дэнзэ – из серебра и кораллов: этот головной убор изготавливали преимущественно из синего шелка с околышком, покрытым бархатом или мерлушкой, а зимний вариант подбивали мехом рыси.

zhivotnye.jpg

Витрина с изделиями фирмы Фаберже дополнена увеличенными фотографиями миниатюрных экспонатов, каждый из которых теперь представлен на своем постаменте, что дает возможность рассмотреть изящные вещицы во всех деталях: изображения сопровождены цветными фотографиями формата, достаточного для детального просмотра.

«Эти фигурки были дорогим подарком со времен императриц, — рассказал старший научный сотрудник, хранитель фонда декоративно-прикладного искусства, куратор выставки Игорь Глазов. — У человека видели черты какого-либо представителя фауны и преподносили в подарок соответствующую фигурку. Например, большой и медлительный человек мог получить в качестве подарка фигурку медведя. Иногда аристократы могли заказывать миниатюрные экспонаты своих любимых домашних животных. Доподлинно известно, что одна английская семья заказала фирме Карла Фаберже птиц и животных своей фермы. Пока невозможно сказать, кому принадлежали все фигурки из коллекции нашего музея, но ворон с алмазными глазами и граненой розой точно принадлежал великому князю Константину Константиновичу. Потом изделие попало в ленинградское отделение государственного музейного фонда и в 1927 году было передано нашему омскому музею».

Открытию обновленной экспозиции предшествовала большая научная работа. Ряд предметов представлен уже с новыми данными. Так, в 2024 году обрели имя автора три прекрасных произведения ювелирного искусства, ранее считавшиеся работами неизвестных европейских мастеров, — серебряный рог, табакерка-черепаха и оправленный в серебро бокал. Их создал выдающийся австрийский ювелир эпохи историзма – Герман Ратцерсдорфер (1815/1817–1894). Изысканный серебряный рог на ножке в виде фигуры охотника и кабана когда-то занимал достойное место во дворце князей Юсуповых на Мойке, в Санкт-Петербурге, а теперь стал главным героем витрины, демонстрирующей предметы западноевропейского искусства. Драгоценный предмет декорирован расписной эмалью со сценами на разные античные сюжеты: триумф Афродиты, похищение Персефоны Аидом, битва Геракла и Персея, история Леды и Лебедя.

dsc_7110.jpg

В этой же витрине привлекает внимание миниатюрный серебряный комод, созданный в середине XIX века голландскими мастерами в технике скани. Свитый из тончайшей серебряной проволоки, несмотря на кажущуюся невесомость, он, вероятно, служил шкатулкой для небольших украшений: серег, колец, цепочек, которые могли храниться в выдвижных ящичках. Впервые создатели выставки приоткроют дверцы комодика, позволяя заглянуть внутрь.

straus.jpg

«В первой витрине представлены ювелирные изделия западноевропейского декоративно-прикладного искусства, — поясняет Игорь Глазов. — Они выполнены из золота и серебра, а некоторые из них украшены драгоценными камнями. Заслуживает внимания сосуд-шутиха: такие сосуды были популярны в 18 веке. Особенность их названия «шутиха» и, собственно, их самих в том, что предмет обыгрывается материалом, из которого он изготовлен: в данном случае сосуд-страус изготовлен из настоящего страусиного яйца, голова, шея и ноги — из слоновой кости, подставка и ободки — из серебра. Сосуд разъемный».

Возможно, такие предметы находились в домах русской знати в специальных комнатах или кабинетах со специально выделенными уголками, куда приглашались гости, которым хозяева не без гордости демонстрировали коллекции диковинок.

cherepaha.jpg

Журналистам была продемонстрирована табакерка (но есть предположение, что это могла быть и шкатулка для хранения, например, мелких дамских украшений) в виде морской черепахи, изготовленная из горного хрусталя и серебра с росписью эмалью. По окружности шкатулки изображены сцены охоты на морских черепах.

«Эти предметы — сосуд в виде страуса и табакерка-черепаха — принадлежали роду Юсуповых и находилась в родовом дворце на Мойке: до 1925 года в нем располагался Музей дворянского быта, потом музей был национализирован и все ценности переданы в Государственный музейных фонд, а затем распределены по музеям страны. Ряд предметов попал в Омский музей», резюмирует хранитель.

Появились в «Золотой кладовой» и экспонаты, которые давно не видел зритель. В их числе — серебряные дамские сумочки-кошельки, отсылающие к эпохе модерна; декоративный набор (кувшин, поднос, чашки с блюдцами) середины ХХ века, отмеченный витьеватым почерком ближневосточных ювелиров; а также три высокохудожественные тарелки «Чаепитие», «Златокузнец» и «Охота» (1988) работы дагестанского мастера Расула Алихановича Алиханова (1922–2000).

Каждое изделие здесь — подлинное произведение декоративно-прикладного искусства, как и само выставочное пространство, напоминающее собой драгоценную шкатулку.

Посетить выставку можно с 21 октября.

Билеты: vk.cc/cEtdmh

    Предыдущий Следующий