Сказки Пушкина и Ершова, роман Горького и книга о буднях омских речников
В доме-музее Кондратия Белова открылась выставка книжной графики «Палитра слов». Экспозиция знакомит зрителя с книжными иллюстрациями Кондратия Петровича Белова.

Гостей приветствовали директор музея Владимир Белов и председатель омского отделения Союза художников России Андрей Машанов.
«В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения Кондратия Петровича Белова, и мы задумали большой выставочный проект, который состоит из трех частей: «Сибириада Кондратия Белова», «Дав мира» и «Палитра слов». Этим проектом мы хотели напомнить омичам и гостям нашего города, как многогранно творчество этого художника, живописца, графика и иллюстратора», — рассказал Владимир Белов.

Впервые экспозиция книжной графики Кондратия Белова была представлена омичам в 2008 году. Тогда любовь знаменитого художника к этому жанру стала для омичей настоящим открытием: потомки художника обнаружили архивы с работами автора, больше двух лет восстанавливали коллекцию, реставрировали, готовили к показу.
Между тем, все оказалось вполне логичным, ведь в 1920-е годы Белов заканчивал отделение полиграфии омского художественно-промышленного техникума имени Врубеля по специальности «графика и литография». Кроме того, любителя чтения Кондратия Петровича всегда привлекали книги, отражавшие суть времени.

«Кондратий Петрович был скромным человеком, до 60-х годов (до того момента, как получил звание заслуженного художника) не особо верил в свой талант живописца. Поэтому называл книжную графику своим хлебом. Вот спустя столько лет оказалось, что это были шедевры», — рассказал Владимир Белов.
Экспозиция «Палитра слов» — проект масштабный: многие произведения ранее не выставлялись, многие были найдены совершенно случайно, третьи — искались целенаправленно.

Одни из самых ярких экспонатов — оригиналы иллюстраций к роману «Дело Артамоновых» Максима Горького. Они стали результатом победы живописца в анонимном конкурсе 1941 года. Одиннадцать работ Белова были включены в издание.
«Изюминка нашей коллекции — иллюстрации Кондратия Петровича к сказкам А.С. Пушкина, которые ранее в Омске не выставлялись никогда. Это цифровые копии из фондов музея имени Словцова. Иллюстрации очень яркие, достоверные, их хочется рассматривать», — отметила куратор выставки, заведующая экспозиционно-выставочной деятельностью музея Кондратия Белова Екатерина Заболотных.

Самая большая по объему и, наверное, самая значительная по художественному результату работа Кондратия Петровича в области книжной графики – иллюстрации к сказке Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Обложка, титульный лист, шмуцтитулы, заставки, концовки, инициалы и 20 страничных иллюстраций.
Издание поставило живописца в ряд с самыми известными русскими художниками-иллюстраторами. Книга увидела свет в 1959 году, затем была переиздана в 1985 и в 2020 году.
«Очень много иллюстраций создал Кондратий Петрович к маленьким детским книжкам, выпущенным Омским книжным издательством — «Коля и Люба» Нины Вагановой (1955), «Леночка» Александра Лядова (1956), а также к книгам для взрослой аудитории: «Укрой тайга» Юрия Шухова (1958) и «На восходе солнца» Ивана Петрова. Мы их нашли разными путями — от фондов Областной библиотеки имени А.С. Пушкина до частных объявлений на различных интернет-сервисах объявлений. Не могу утверждать, что это всё, что создал Белов как иллюстратор, но точно скажу, что на экспозиции очень много нового», — добавил Владимир Белов.

«Книжная иллюстрация — это особый вид художественного искусства, здесь нужно составить образ, составить композицию, сделать так, чтобы всё это сложилось. Кондратий Петрович был в этом большой мастер, — рассказал Андрей Машанов. — Конечно, очень жаль, что прекратило свою деятельность Омское книжное издательство, в котором Белов и другие наши выдающиеся художники работали иллюстраторами».

Кондратий Петрович любил Иртыш, часто посвящал этой сибирской реке свои пейзажи, путешествовал по Иртышу до Тобольска, Салехарда. Он познакомился с капитаном В.П. Рожковым — автором увлекательных повестей и человеком, личность которого не могла не привлечь художника. Первая книга В.П. Рожкова «Срочный рейс» (Омское областное книжное издательство. 1958 г.) была посвящена будням иртышских речников. Для этой повести художник Белов создал оформление, включающее обложку, титульный лист (в цвете), а также черно-белые рисунки тушью в начале и в конце каждой из четырех глав.

Эта же тема, но по-иному, раскрывается Кондратием Петровичем в иллюстрациях к сборнику стихов «На нашей реке» омского поэта Тимофея Белозёрова. Книга вышла в 1957 году тиражом 200 000 экземпляров, один из которых хранится в музее. Поэт рассказал о жизни на большой воде, о пароходах, бакенах, о нелегком, но интересном труде речников Иртышского речного пароходства. Художник придал стихотворениям визуальную форму, способствующую образному их восприятию.

Выставка «Палитра слов» представляет более 60 работ и около 15 книг. Она будет интересна зрителям всех возрастов. Экспозиция работает до 26 октября.

