В Музее имени Врубеля начинает работу обновленная экспозиция «Золотая кладовая»
В особо охраняемом зале можно увидеть предметы ювелирного искусства из драгоценных металлов и камней — от загадочных скифо-сибирских древностей из курганов Омского Прииртышья до миниатюрного каменного зоопарка знаменитой на весь мир фирмы Фаберже.

Экспозиция теперь представлена в новом дизайне, автором которого выступил художник Сергей Баранов. Выставочное пространство напоминает золотую шкатулку с драгоценностями. Сделать пространство по-настоящему «золотым» удалось с помощью обивки из золотистого бархата в сочетании с контрастными отражающими плоскостями цветного стекла. Такой прием, создающий эффект мерцания драгоценных камней, придает залу общую выразительность, а экспонатам, размещенным на зеркальных поверхностях, — глубину и воздушность. Витрины с предметами археологии отличают темные треугольные фоны, отсылающие к образам древних курганов.
«Новый дизайн выгодно подчеркивает индивидуальность каждого экспоната и несет важную смысловую нагрузку, — поясняет директор Музея Врубеля Фарида Буреева. — Как бы высоко не ценился сам предмет, он нуждается в определенной, конкретно ему подходящей, обстановке: ценные находки археологии и этнографии дополнены детальными прорисовками и историческими реконструкциями, что дает более полное представление о них».

Например, скрупулезно выполненный рисунок серебряной чаши из статусного сарматского погребения позволяет разглядеть не только элементы ее декора, но и надписи на мертвом языке некогда существовавших в Средней Азии государств — Парфии и Хорезма. Реконструкция предмета вооружения саргатской археологической культуры дает представление об облике кинжала скифского типа в лаковых ножнах с золотыми подвесками и косвенно указывает на его китайское происхождение.
Благодаря прорисовке зрители узнают, как выглядит традиционная бурятская шапка, которую обычно венчает навершие – дэнзэ – из серебра и кораллов: этот головной убор изготавливали преимущественно из синего шелка с околышком, покрытым бархатом или мерлушкой, а зимний вариант подбивали мехом рыси.

Витрина с изделиями фирмы Фаберже дополнена увеличенными фотографиями миниатюрных экспонатов, каждый из которых теперь представлен на своем постаменте, что дает возможность рассмотреть изящные вещицы во всех деталях: изображения сопровождены цветными фотографиями формата, достаточного для детального просмотра.
«Эти фигурки были дорогим подарком со времен императриц, — рассказал старший научный сотрудник, хранитель фонда декоративно-прикладного искусства, куратор выставки Игорь Глазов. — У человека видели черты какого-либо представителя фауны и преподносили в подарок соответствующую фигурку. Например, большой и медлительный человек мог получить в качестве подарка фигурку медведя. Иногда аристократы могли заказывать миниатюрные экспонаты своих любимых домашних животных. Доподлинно известно, что одна английская семья заказала фирме Карла Фаберже птиц и животных своей фермы. Пока невозможно сказать, кому принадлежали все фигурки из коллекции нашего музея, но ворон с алмазными глазами и граненой розой точно принадлежал великому князю Константину Константиновичу. Потом изделие попало в ленинградское отделение государственного музейного фонда и в 1927 году было передано нашему омскому музею».
Открытию обновленной экспозиции предшествовала большая научная работа. Ряд предметов представлен уже с новыми данными. Так, в 2024 году обрели имя автора три прекрасных произведения ювелирного искусства, ранее считавшиеся работами неизвестных европейских мастеров, — серебряный рог, табакерка-черепаха и оправленный в серебро бокал. Их создал выдающийся австрийский ювелир эпохи историзма – Герман Ратцерсдорфер (1815/1817–1894). Изысканный серебряный рог на ножке в виде фигуры охотника и кабана когда-то занимал достойное место во дворце князей Юсуповых на Мойке, в Санкт-Петербурге, а теперь стал главным героем витрины, демонстрирующей предметы западноевропейского искусства. Драгоценный предмет декорирован расписной эмалью со сценами на разные античные сюжеты: триумф Афродиты, похищение Персефоны Аидом, битва Геракла и Персея, история Леды и Лебедя.

В этой же витрине привлекает внимание миниатюрный серебряный комод, созданный в середине XIX века голландскими мастерами в технике скани. Свитый из тончайшей серебряной проволоки, несмотря на кажущуюся невесомость, он, вероятно, служил шкатулкой для небольших украшений: серег, колец, цепочек, которые могли храниться в выдвижных ящичках. Впервые создатели выставки приоткроют дверцы комодика, позволяя заглянуть внутрь.

«В первой витрине представлены ювелирные изделия западноевропейского декоративно-прикладного искусства, — поясняет Игорь Глазов. — Они выполнены из золота и серебра, а некоторые из них украшены драгоценными камнями. Заслуживает внимания сосуд-шутиха: такие сосуды были популярны в 18 веке. Особенность их названия «шутиха» и, собственно, их самих в том, что предмет обыгрывается материалом, из которого он изготовлен: в данном случае сосуд-страус изготовлен из настоящего страусиного яйца, голова, шея и ноги — из слоновой кости, подставка и ободки — из серебра. Сосуд разъемный».
Возможно, такие предметы находились в домах русской знати в специальных комнатах или кабинетах со специально выделенными уголками, куда приглашались гости, которым хозяева не без гордости демонстрировали коллекции диковинок.

Журналистам была продемонстрирована табакерка (но есть предположение, что это могла быть и шкатулка для хранения, например, мелких дамских украшений) в виде морской черепахи, изготовленная из горного хрусталя и серебра с росписью эмалью. По окружности шкатулки изображены сцены охоты на морских черепах.
«Эти предметы — сосуд в виде страуса и табакерка-черепаха — принадлежали роду Юсуповых и находилась в родовом дворце на Мойке: до 1925 года в нем располагался Музей дворянского быта, потом музей был национализирован и все ценности переданы в Государственный музейных фонд, а затем распределены по музеям страны. Ряд предметов попал в Омский музей», — резюмирует хранитель.
Появились в «Золотой кладовой» и экспонаты, которые давно не видел зритель. В их числе — серебряные дамские сумочки-кошельки, отсылающие к эпохе модерна; декоративный набор (кувшин, поднос, чашки с блюдцами) середины ХХ века, отмеченный витьеватым почерком ближневосточных ювелиров; а также три высокохудожественные тарелки «Чаепитие», «Златокузнец» и «Охота» (1988) работы дагестанского мастера Расула Алихановича Алиханова (1922–2000).
Каждое изделие здесь — подлинное произведение декоративно-прикладного искусства, как и само выставочное пространство, напоминающее собой драгоценную шкатулку.
Посетить выставку можно с 21 октября.
Билеты: vk.cc/cEtdmh











