Три акцента спектакля «Цыганы» в омском ТЮЗе – почему его нужно посмотреть?

14:06 17 Май 2018

1_4.jpg

13 апреля в Омске прошла премьера Цыганы в постановке Евгении Мальгавко. Текст Александра Пушкина в укороченном, но классическом прочтении стал необычным дополнением репертуара. За это произведение гения мало кто берётся, и мало кто считает нужным браться. Зря или не зря Мальгавко решила поставить именно эту пьесу Александра Сергеевича – решать зрителю.

А омский портал «Культура» решил выделить три однозначных плюса постановки. Почему нужно посмотреть этот спектакль и ради кого стоит посетить омский ТЮЗ, купив билет на «Цыган».

 

Великолепный Виктор Тзапташвили

Постановка «Цыганы» заявлена как поэтическая драма в стиле фламенко. Неудивительно, что танцы стали одним из мощнейших акцентов. Эта идея не получила бы успеха не будь в театре его бессметного самородка – Виктора Тзапташвили – человека с удивительным вкусом. Танцевальная партитура Виктора Датиковича не просто украшает спектакль, а делает его цельным и завершённым. Так как режиссер Евгения Мальгавко уделила слишком мало внимания тексту Александра Пушкина, значительно обеднив наполнение спектакля, само оформление постановки перетягивало на себя всё внимание. И как раз хореография выступила первым бойцом за внимание зрителя.

В первые десять минут артисты ровно и чётко (твёрдая рука Виктора Датиковича) исполняют ритмы фламенко. Тзапташвили потребовал заказать новые туфли для танцующей части труппы, чтобы танец случайно не стал пародией. Профессионал – он профессионал во всём. В результате мы видим самобытные и очень качественно собранные танцы. Недаром труппу омского ТЮЗа называют танцующей.

 

Искусство по свету

В ТЮЗе появился новый интересный резидент – Геннадий Смирнов, и мы уверены, что это имя нужно запомнить на будущее. Художник по свету уже работал над ТЮЗовскими спектаклями  «Волшебник Изумрудного города» и «У Ковчега в восемь», а ещё с его участием готовится премьера «Гроза» в постановке главного режиссера театра Евгения Рогулькина. Но уже сейчас можно оценить талант штатного светописца театра.

Итак, «Цыганы». Партитура разнообразная и очень точно созданная. Приглушенные тона в сюжетных сумерках, переход света от теплого к ледяному при поражении героя перед его семьёй. Кульминация белых пятен-акцентов на черном фоне по завершению спектакля. Рисунок стоит увидеть, несомненно. Такого впечатления в последний раз на ТЮЗовской сцене достигала работа Дениса Солнцева –  лауреата премии «Золотая маска», который уже хорошо знаком омичам. Театралы могли оценить его работу в спектаклях ТЮЗа: «Остров сокровищ», «Отелло», «Маленькие трагедии». И даже сейчас – на часовой скромной постановке, которой больше подходит камерная сцена и более сохраненный пушкинский текст – свет заслуживает отдельного внимания.

 

Цыганская кровь

Осенью 2017 года труппу омского ТЮЗа пополнил ряд молодых и талантливых артистов. Среди них – бывший резидент ТОП-театра Михаил Квезерели. Омичи этого парня знали, но в крупных ролях увидеть его не доводилось. В стенах омского ТЮЗа Квезерели себя однозначно нашёл. За столь короткий срок Михаил успел войти в большую часть репертуара, а две постановки ставились именно на него.

Поясним. Начиная работать  с труппой, режиссер заочно знает, кто возьмет главные роли в спектакле. Именно на этих людей и готовится рисунок персонажей. Первым спектаклем «под Мишу» стал «Дневник Евы», второй – «Цыганы». А сейчас есть «Гроза» с Борисом без рубашки. Что касается «Цыган» - Михаил Квезерели постарался сочетать в своём персонаже и нежность, и доброту, и преданность, и отчаянную злость. Артист попытался передать портрет того самого друга цыган и мужа цыганской дочки. Для искушённого зрителя получилось не слишком гладко, но тут вина скорее в расплывчатой задаче, которую поставил перед артистом режиссёр. Осталось неясным, что нам должен был дать Алеко.

Кроме того, несмотря на купирование текста великого поэта, остались монологи для главного героя. Что оказалось невероятно важным в общей картинке. Учитывая, что спектакль большей частью протекал в молчаливой форме, декламация Михаила Квезерели с края сцены ставила нужные и жирные запятые исповедями о своей любви – приобретённой и потерянной. Создавалось ощущение, что Михаил с радостью принимал эти маленькие остатки шекспировского текста, и с радостью провозглашал их со сцены.

 

В целом же, убрав текст, добавив штампы и не поставив перед труппой конкретной идеи Евгения Мальгавко не оставила артистам шанса создать целостный рисунок. Возможно, легко перенести простой сюжет на сцену, но совсем не легко сделать его востребованным и будоражащим зрительский интерес.

Чернышева Ирина