Кусочек Голландии в Омском ТЮЗе

В Омском ТЮЗе на минувшей неделе прошла премьера спектакля «Моя удивительная (и очень странная) неделя с Тесс» по произведению голландской писательницы Анны Вольтц. Режиссер и автор инсценировки – Анна Морозова (Новосибирск).
Сам спектакль выглядит непростым, но только для родителей. И не потому, что сложный сюжет, а потому что с детьми режиссер Анна Морозова решилась говорить на взрослом языке. В итоге постановка выглядит как свежий вздох среди зачастую запылившихся репертуаров театров юного зрителя.
Современную литературу ставить за МКАДом боятся. Это всегда риск, потому что новый язык незнаком родителям, которые привыкли водить детей на традиционные спектакли, вроде истории про Колобка или Карлсона. Однако, сам мир, литература, драматургия и самое главное – сами дети – давно уже перешагивают знакомые нам рубежи. И то, что кажется «слишком рано» порой оборачивается тем, что ребенку уже неинтересно, потому что слишком поздно. Поэтому шаг Омского ТЮЗа в ракурс современных источников своевременен и достоин всяческих похвал. Но не исключено, что театру придется столкнуться с непониманием старых зрителей. Зато, новый зритель, наконец, найдет, что искал, и поведет своего ребенка на спектакль, о котором потом можно будет поговорить.
Эта история про десятилетнего Сэмюэля (Александр Галимов), который с отцом и старшим братом Йорре (Дмитрий Керн) проводит каникулы на острове Тессл. Главному герою скучно, пока он не встречает одиннадцатилетнюю Тесс (Мария Овчинникова). Девочка живет вместе с мамой и мечтает познакомиться со своим родным папой. По хитрому плану девочки, её отец со своей пассией приезжает на остров.
Несмотря на недостатки инсценировки, а они есть, так как опытный зритель не получает ответов на некоторые вопросы по контексту, главную ценность представляют разговоры Сэма и Тесс. Герои не играют в игрушки, они обсуждают волнующие их вопросы. Про безотцовщину, про смерть, про ценность одиночества, ведь в нем можно закрыться и не страдать. Всё как в жизни, никаких колобков. У детей всегда много вопросов к окружающему их миру.

«А последний динозавр, умирая, знал, что он последний?», - спрашивает десятилетний Сэм. Парень носится с этим вопросом весь спектакль, ища ответа. Пока сам динозавр не становится его воображаемым другом. «Почему он должен быть моим отцом, если мама просто переспала с ним», - задается своим вопросом Тесс. И ошибочно думать, что дети о таком не рассуждают. Ещё как рассуждают, просто мы этого не видим или, что хуже, отказываемся видеть. Более того, оказываемся вспомнить, как было это в те годы с нами. Кульминацией для недовольных родителей станет песенка Тесс «Я беременна». Девочка пытается отвлечь внимание матери, и придумывает историю о своей беременности. Кстати, мама – пример для родителей – не ругает дочь, а в ходе разговора выясняет, что для Тесс беременность может быть последствием «держаться за руки».
Своим спектаклем режиссер не только понимает современных детей, но и проверяет родителей – на их осознанность времени и чувство юмора. Хотя юмор в этой постановке подготовлен для всех. «А вы смотрели "Пункт назначения"?», «Можно пойти в кино, там "Дюна", она длится целую вечность». Судя по всему, настолько актуальную современность привнес сам Александр Галимов, известный своим пристрастием к кинематографу. Актер идеально подходит на роль Самюэля. Немного растерянный, но упрямый. Мария Овчинникова в роли Тесс тоже очень органична. Миловидное лицо, длинные волосы, потертые джинсы – этакая пацанка, росшая без отца.
Вполне современно (от этого немного грустно) решены родители главных героев. Папа Сэма (Евгений Сухотерин) отрывается от ноутбука только, когда старший сын падает в яму. Мама Тесс – одинокая гордая женщина, которая занята работой и ей нет дела, как проводит время её дочь, главное, чтобы не под ногами.
Но совсем неоднозначно решен образ отца Тесс Хьюго (Евгений Хабенский). Эдакий беспечный раздолбай, который никогда не хотел детей, и который живет одним днем. Режиссер делает героя гиперболичным, с неприятными утрированными ужимками, что невольно вызывает вопрос, а действительно, кому нужен такой отец? И только в конце можно выдохнуть – обретая дочь, Хьюго становится мужчиной, что позволяет Евгению Хабенскому убрать застройку на придурковатого персонажа. Может, это и было стратегией постановщика, но в спектакле она работает вопреки.

Ещё один важный нюанс – это песни Тесс. Для режиссера это важный вопрос, а не просто дополнение к атмосфере спектакля.
«Подобно «танцующей в темноте» (одноименный фильм Ларса фон Триера с исландской певицей Бьорк в главной роли), она превращает окружающий мир в песни. Эти композиции очень важны для развития отношений Тэсс и Сэма. И нужны, чтобы в неё влюбился не только Самуэль, но и мы с вами», - говорит Анна Морозова.
В целом атмосфера спектакля замечательная. Здесь работает всё. По сцене пробегают овечки (место действия – остров Тэссел, славящийся овцеводством), над зрителем парят рыбы и воздушные змеи, по залу едет паром с главными героями на борту, из задника всплывают корабли. Художница Анна Полякова превратила неприглядную сцену Дома актера в голландский пейзаж всеми возможными способами. Она же придумала интересные костюмы для персонажей, на яркую, но гармоничную, многослойность приятно смотреть.
ТЮЗ можно поздравить с удачным выбором материала и с премьерой спектакля. Работа вышла не только репертуарной, но и фестивальной. Единственная ложка дегтя, которая касается не спектакля, но труппы. У ТЮЗа – талантливый и трудоспособный коллектив, который, к сожалению, за несколько лет потерял форму. Вооруженным глазом видно, насколько актерам не хватает профессиональной руки опытного штатного постановщика. И если старшее поколение уже ничем не испортить, то молодые артисты заметно слабеют без постоянного контроля грамотного режиссера.
