«ПОМНИ О КРАСОТЕ…» Графика конца XIX – начала XX века

«ПОМНИ О КРАСОТЕ…» Графика конца XIX – начала XX века

«ПОМНИ О КРАСОТЕ…» Графика конца XIX – начала XX века

Омский музей имени М. А. Врубеля

  • Ограничение по возрасту: 0+
  • Начало: 17 марта
  • Продолжительность: c 17 марта
    по 29 мая

Произведения, представленные на выставке, знакомят зрителя с творчеством известных художников Серебряного века. Рисунки, акварели, печатная графика А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, К. А. Коровина, Ф. А. Малявина, А. Я. Головина, И. Я. Билибина, К. Ф. Богаевского раскрывают не только яркие грани таланта выдающихся мастеров изобразительного искусства, но и многообразие стилевых и эстетических направлений в культуре России рубежа XIX–XX веков. Несмотря на чрезвычайно пеструю общую картину художественной жизни, эстетический облик эпохи во многом определил модерн. Работы, выполненные в этой стилистике, составили стержень экспозиции. Кроме того, в нее включен ряд произведений академического и салонного искусства.

Выставку открывает акварельная картина Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936) «Морской вид. Симеиз» (1893). Она написана в небольшом курортном поселке Симеиз, где художник ненадолго останавливался, путешествуя по южному берегу Крыма. Монументальная композиция с четко проработанным первым планом представляет убедительный образ черноморского побережья, который вызывает в памяти пережитые мгновения безмятежного покоя. Своим произведением автор, по сути, презентовал акварель как технику больших художественных возможностей.

Александра Петровна Шнейдер (1863–1943) — мастер акварельной живописи, активная участница выставок «Общества русских акварелистов». Ее «Осенний пейзаж» (1905) является великолепным образцом салонного искусства начала XX века. Работа выполнена с натуры, по всей вероятности, в имении Э. Р. Остен-Сакена, расположенном на Украине. Произведение из омского собрания входит в известный цикл картин «В садах помещичьих усадеб», который А. П. Шнейдер создавала в 1910-е годы.

Несколько лет назад омские реставраторы завершили работу над произведением с условным названием «Пейзаж». В правом нижнем углу картины хорошо прочитывались дата — «1909» и подпись — «граф Муравьевъ». Такой титулатурой всегда подписывался художник-пейзажист граф Владимир Леонидович Муравьев (1861–1940), один из немногих живописцев, посвятивших свое творчество изображению сцен охоты. Смешанная техника — акварель, гуашь, масло — передает очарование родной природы.

В России художественное обновление, начиная с 1890-х годов, в значительной мере связано с объединением «Мир искусства», куда входили в основном петербургские мастера.

Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) — идеолог и один из организаторов «Мира искусства». В его акварелях «Марли» (1900) и «Версаль» (1905) раскрывается главная тема творчества художника — классическая архитектура России и Франции XVII–XVIII веков. Лаконичные изобразительные средства — фрагментарная композиция, четкий рисунок, монохромная серебристо-серая цветовая гамма — выявляют стиль мастера, великолепно чувствовавшего эстетику классицизма и модерна.

В рисунках Филиппа Андреевича Малявина (1869–1940) «новый стиль» прочитывается чаще всего косвенно, через натурные попытки запечатлеть особое состояние модели. Однако рисунок сангиной «Портрет сидящей женщины» (Начало XX века) из омской коллекции свидетельствует о том, что художника интересовал модерн в «чистом виде». В образной системе портрета задействован весь спектр его художественных открытий: подчеркнутая декоративность композиции, нервная, ломаная линия рисунка, «артистический декаданс» женской модели.

Константин Федорович Богаевский (1872–1943) является создателем так называемого киммерийского пейзажа (Восточного Крыма). На выставке одно из самых значительных произведений мастера — «Воспоминание о Мантенье» (1910).