«Приходи на меня посмотреть…» Графика XVIII–XIX веков из собрания Музея имени М. А. Врубеля

«Приходи на меня посмотреть…» Графика XVIII–XIX веков из собрания Музея имени М. А. Врубеля

«Приходи на меня посмотреть…» Графика XVIII–XIX веков из собрания Музея имени М. А. Врубеля

Омский музей имени М. А. Врубеля

  • Ограничение по возрасту: 0+
  • Начало: 23 марта
  • Продолжительность: c 23 марта
    по 20 мая

Названием выставки послужила строка из знаменитого стихотворения Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…». Экспозиция представляет произведения искусства XVIII–XIX веков, в которых отражена тема, многогранно и талантливо разработанная художниками, – образ женщины в истории и культуре. Гравюры старых мастеров дают возможность встретиться с историями прославленных шедевров живописи и оценить способы их воспроизведения в эпоху до изобретения фотографии.

Почти все листы, представленные на выставке, поступили в музейное собрание в 1927–1928 годах из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда. Ранее они находились в крупнейших частных собраниях России: Юсуповых, Дурново, Орловых, Воронцовых-Дашковых, а также украшали интерьеры дворцов представителей династии Романовых.

Греведон, Пьер Луи Анри. 1776/82–1860. Франция. Женский портрет. 1831. По собственному оригиналу. Из серии «Словарь женщин» (1831). Литография, акварель, гуашь, лак. Поступление из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда в 1928

Особое место в экспозиции занимают парадные портреты знаменитых монарших особ: Екатерины II – императрицы России, Виктории – королевы Англии, Жозефины Лейхтенбергской – королевы Швеции и Норвегии, Марии Лещинской – королевы Франции и Наварры. Великолепно гравированные лучшими европейскими мастерами, отпечатанные на бумаге высшего качества, украшенные атрибутами государственной власти, они являют образцы портретного искусства своего времени.

Музы великих художников: Сибилла Клевская, Джованна Арагонская, Форнарина, запечатлены в гравюрах, небольших по размеру и камерных по настроению. Эти произведения уникальны, поскольку напоминают о прославленных шедеврах Рафаэля, его современника Себастьяно дель Пьомбо, Лукаса Кранаха Старшего, и каждое имеет увлекательную и реальную историю.

Лемуан, Огюст Шарль. 1822–1869. Франция. Портрет графини В. А. Мусиной-Пушкиной. Середина XIX века. С оригинала Франца Ксавера Винтерхальтера (1806–1873). После 1857. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Литография.
Поступление из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда в 1927. Греведон, Пьер Луи Анри . 1776/82–1860

Биографии многих знатных особ, изображенных на портретах, хорошо известны. Русские аристократки В. А. Мусина-Пушкина, О. С. Нарышкина прочно связаны с отечественной историей и культурой. Не всегда эти женщины обладали выдающимися достоинствами «ума и сердца», но их красота и обаяние сохранились на гравюрах, выполненных талантливыми мастерами XIX столетия.

Небольшой раздел выставки знакомит с жанровыми композициями, в центре которых женщина – героиня древней мифологии, персонаж прославленного литературного произведения, прелестная девушка, попавшая в опасную жизненную ситуацию… Среди них своим сюжетом и манерой исполнения привлекают листы знаменитого французского мастера Жан-Пьера Жазе (1788–1871) – «Юдифь и Олоферн» (1830) и «Эсмеральда с козочкой» (1841). Натурщицы, позировавшие для живописных полотен, ставших основой для гравюр, нередко были знамениты. Например, на офорте «Юдифь и Олоферн» с живописного оригинала Ораса Верне (1789–1863) изображена его возлюбленная, самая известная натурщица и самая красивая куртизанка Парижа Олимпия Пелиссье. Она предстает в роли Юдифи – ветхозаветной героини, отомстившей за свой народ ассирийскому полководцу Олоферну.

Жазе, Жан-Пьер-Мари. 1788–1871. Франция. Юдифь и Олоферн. 1830-е. С оригинала 1829 года Ораса Верне (1789–1863). Музей изящных искусств По, Франция. Меццо-тинто. Поступление из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда в 1927

Безусловный интерес зрителя вызовут литографии Анри Греведона (1776–1860) и Ашиля Девериа (1800–1857) благодаря высоким художественным достоинствам рисунка и ручной раскраске акварелью, темперой, гуашью. Эти роскошные отпечатки с изображением фантазийных «портретов» стильно одетых женщин связаны с развитием моды и появлением специальных журналов для дам.

Знаменитые и неизвестные героини, запечатленные великими художниками XVI–XIX веков и воспроизведенные в гравюрах западноевропейских мастеров XVIII–XIX столетий, и сегодня привлекают внимание посетителей музеев и коллекционеров не только внешним очарованием, но и своей судьбой.

Куратор выставки – Галина Андреевна Севостьянова, ведущий научный сотрудник, хранитель фонда русской и зарубежной графики