«Приходи на меня посмотреть…» Графика XVIII–XIX веков из собрания Музея имени М. А. Врубеля
«Приходи на меня посмотреть…» Графика XVIII–XIX веков из собрания Музея имени М. А. Врубеля
- Ограничение по возрасту: 0+
- Начало: 23 марта
- Продолжительность: c 23 марта
по 20 мая
Названием выставки послужила строка из знаменитого стихотворения Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…». Экспозиция представляет произведения искусства XVIII–XIX веков, в которых отражена тема, многогранно и талантливо разработанная художниками, – образ женщины в истории и культуре. Гравюры старых мастеров дают возможность встретиться с историями прославленных шедевров живописи и оценить способы их воспроизведения в эпоху до изобретения фотографии.
Почти все листы, представленные на выставке, поступили в музейное собрание в 1927–1928 годах из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда. Ранее они находились в крупнейших частных собраниях России: Юсуповых, Дурново, Орловых, Воронцовых-Дашковых, а также украшали интерьеры дворцов представителей династии Романовых.
Греведон, Пьер Луи Анри. 1776/82–1860. Франция. Женский портрет. 1831. По собственному оригиналу. Из серии «Словарь женщин» (1831). Литография, акварель, гуашь, лак. Поступление из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда в 1928
Особое место в экспозиции занимают парадные портреты знаменитых монарших особ: Екатерины II – императрицы России, Виктории – королевы Англии, Жозефины Лейхтенбергской – королевы Швеции и Норвегии, Марии Лещинской – королевы Франции и Наварры. Великолепно гравированные лучшими европейскими мастерами, отпечатанные на бумаге высшего качества, украшенные атрибутами государственной власти, они являют образцы портретного искусства своего времени.
Музы великих художников: Сибилла Клевская, Джованна Арагонская, Форнарина, запечатлены в гравюрах, небольших по размеру и камерных по настроению. Эти произведения уникальны, поскольку напоминают о прославленных шедеврах Рафаэля, его современника Себастьяно дель Пьомбо, Лукаса Кранаха Старшего, и каждое имеет увлекательную и реальную историю.
Лемуан, Огюст Шарль. 1822–1869. Франция. Портрет графини В. А. Мусиной-Пушкиной. Середина XIX века. С оригинала Франца Ксавера Винтерхальтера (1806–1873). После 1857. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Литография.
Поступление из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда в 1927. Греведон, Пьер Луи Анри . 1776/82–1860
Биографии многих знатных особ, изображенных на портретах, хорошо известны. Русские аристократки В. А. Мусина-Пушкина, О. С. Нарышкина прочно связаны с отечественной историей и культурой. Не всегда эти женщины обладали выдающимися достоинствами «ума и сердца», но их красота и обаяние сохранились на гравюрах, выполненных талантливыми мастерами XIX столетия.
Небольшой раздел выставки знакомит с жанровыми композициями, в центре которых женщина – героиня древней мифологии, персонаж прославленного литературного произведения, прелестная девушка, попавшая в опасную жизненную ситуацию… Среди них своим сюжетом и манерой исполнения привлекают листы знаменитого французского мастера Жан-Пьера Жазе (1788–1871) – «Юдифь и Олоферн» (1830) и «Эсмеральда с козочкой» (1841). Натурщицы, позировавшие для живописных полотен, ставших основой для гравюр, нередко были знамениты. Например, на офорте «Юдифь и Олоферн» с живописного оригинала Ораса Верне (1789–1863) изображена его возлюбленная, самая известная натурщица и самая красивая куртизанка Парижа Олимпия Пелиссье. Она предстает в роли Юдифи – ветхозаветной героини, отомстившей за свой народ ассирийскому полководцу Олоферну.
Жазе, Жан-Пьер-Мари. 1788–1871. Франция. Юдифь и Олоферн. 1830-е. С оригинала 1829 года Ораса Верне (1789–1863). Музей изящных искусств По, Франция. Меццо-тинто. Поступление из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда в 1927
Безусловный интерес зрителя вызовут литографии Анри Греведона (1776–1860) и Ашиля Девериа (1800–1857) благодаря высоким художественным достоинствам рисунка и ручной раскраске акварелью, темперой, гуашью. Эти роскошные отпечатки с изображением фантазийных «портретов» стильно одетых женщин связаны с развитием моды и появлением специальных журналов для дам.
Знаменитые и неизвестные героини, запечатленные великими художниками XVI–XIX веков и воспроизведенные в гравюрах западноевропейских мастеров XVIII–XIX столетий, и сегодня привлекают внимание посетителей музеев и коллекционеров не только внешним очарованием, но и своей судьбой.
Куратор выставки – Галина Андреевна Севостьянова, ведущий научный сотрудник, хранитель фонда русской и зарубежной графики