«В БУДУЩЕЕ ПРЫЖОК! «Червонная тройка»

«В БУДУЩЕЕ ПРЫЖОК! «Червонная тройка»

«В БУДУЩЕЕ ПРЫЖОК! «Червонная тройка»

Центр "Эрмитаж-Сибирь"

  • Ограничение по возрасту: 16+
  • Начало: 15 апреля
  • Продолжительность: c 15 апреля
    по 04 июля

Состав выставки: около 100 живописных и графических произведений из собраний Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Омского государственного историко-краеведческого музея, ОТП Банка, частных коллекций Москвы и Омска.

100 лет назад, в мае 1921 года, в Омске произошло знаковое событие – состоялась первая выставка художественно-литературной группы «Червонная тройка» (1921–1923), единственного на тот момент в Сибири художественного объединения левого направления. В 1923 году они не устраивали выставок, но группа жила. Об этом говорят, например, страницы альбома «Автографы».

Организаторами группы были трое – ее несомненный лидер Виктор Уфимцев, а также Николай Мамонтов и Борис Шабль-Табулевич. Их знакомство произошло в студии Алексея Николаевича Клементьева в 1919 году, а после выставки, «поэзолекций» и диспутов, устроенных Давидом Бурлюком в Омске во время его «Большого сибирского турне» в марте того же года, встречи молодых художников стали постоянными.

Давид Бурлюк зарядил их страстью к эпатажу, дерзким выходкам и творческим экспериментам, располагавшимся в диапазоне от «бубнововалетства» до беспредметности. Живописная и пластическая раскрепощенность, ощущение причастности к авангардному процессу в разной степени были свойственны всем членам группы. Активно сотрудничая с молодыми омскими поэтами, художники брались за перо, а поэты посвящали им стихи и даже пробовали свои силы в искусстве.

В первый раздел юбилейной выставки вошли живописные и графические работы художников «Червонной тройки», рисунки поэта Леонида Мартынова и писателя Антона Сорокина, благодаря которому они сохранились. Произведения этой части экспозиции принадлежат двум ведущим омским музеям, владеющим архивом Сорокина, – Омскому государственному историко-краеведческому музею и Музею имени М. А. Врубеля. Многие работы из этих собраний, как и рисунки Виктора Уфимцева из собрания ОТП Банка, уже знакомы зрителям по выставкам прошлых лет. Ряд живописных пейзажей молодых новаторов зрители увидят впервые.

С отъездом из Омска в 1923 году Мамонтова и Уфимцева (Шабль-Табулевич годом раньше поступил в московский ВХУТЕИН) история этого краткого, но чрезвычайно яркого периода в культурной жизни города закончилась.

Второй раздел выставки впервые демонстрирует многочисленные живописные и графические работы Мамонтова и Уфимцева 1920-х – 1950-х годов из коллекции Музея имени М. А. Врубеля, частных собраний Омска и Москвы. Они раскрывают особенности личной и творческой биографии художников. Это живописные композиции и портреты Николая Мамонтова, созданные в Риме с 1927 по 1932 год; его наброски и рисунки из альбома 1937 года (вероятно, сделанные в лагерном поселке Чибью Коми АССР), многочисленные композиции на восточную тему, аллегорические и мифологические сюжеты, автопортреты и портреты близких ему людей (1930-е – 1950-е). Творческая судьба Виктора Уфимцева после 1933 года оказалась навсегда связанной с Узбекистаном. Зарисовки Бухары и Самарканда, автобиографические рисунки и самаркандские пейзажи 1920-х годов, масштабное полотно «Карская экспедиция» (1931), относящееся ко времени его пребывания в Омске, демонстрируют новаторскую устремленность автора. Зритель увидит также пейзажные этюды, натюрморты и композиции 1930-х – 1950-х годов из частных собраний. Биография Бориса Шабля-Табулевича с 1946 года связана с пребыванием во Франции, и его творческое наследие для нас остается в настоящее время практически неизвестным.

В экспозицию включены стихи близких «Червонной тройке» поэтов, выявленные в Государственном архиве Омской области и подготовленные к печати филологом-исследователем омского литературного авангарда Ю. П. Зародовой.

Куратор – Людмила Богомолова, старший научный сотрудник, хранитель фонда советской и современной живописи, тел. 24 15 64