Актеры с особенностями развития за масками – совместный эксперимент ТЮЗа и театра «Параллельный мир»

16:49 31 Май 2018

Театр-студия «Параллельный мир» представил на суд зрителей очередную премьеру – уникальную для Омска. На этот раз создатели поставили первый в нашем городе спектакль, в котором актёры с особенностями развития на равных делят сцену с профессионалами. Компанию и поддержку им составили актёры омского ТЮЗа. Чтобы постановка состоялась, «Параллельный мир» писал заявку на грант Президента РФ.
Об этом спектакле речь была заведена давно – создатели выбрали пьесу «Служанка-интриганка» Генри Филдинга, взяв ее фабулу и переделав на свой лад. К премьере готовились не один месяц, ведь необычным артистам предстояло скрыть своё лицо от зрительного зала. Жанр комедии дель арте дал возможность использовать маски и загадать зрителю загадку: кто стоит за образом – актёр с особенностью развития или тюзовский артист. В некоторые моменты спектакля загадка оказывалась непростой. Восемь особенных детей показали зрителю, на что способны.

DSC_0074_3.jpg

Режиссёром выступил Алексей Пичугин, режиссёром-ассистентом – один из создателей театра Олег Чичко, хореографом – Анна Лаврентьева, педагогом по речи – руководитель театра-студии Лариса Чичко. Кстати, Ларису Чичко представили залу в начале спектакля, в ее задачу входило выполнять роль невидимого суфлера, на случай, если особые артисты переволнуются и забудут текст или движения в мизансцене. Но Лариса всего пару раз подняла руку, чтобы помочь артисту, всё остальное время она лишь с улыбкой наблюдала за своими воспитанниками, которые прекрасно обходились без чьей-либо помощи.

На сцене первым делом появляется та самая служанка-интриганка по имени Коломбина. Тонкая, с изящными ручками, в длинном платье и с массой на лице. Она представляет каждого участника событий – герои по очереди выходят из-за импровизированных черных кулис сценографии, демонстрируя сразу и свои чудесные костюмы, и пластичность образов. На зрителей сразу обрушиваются смешные диалоги, забавные танцы, уморительные мизансцены. По ходу дела нас знакомят с влюбленными друг в друга Изабеллой и Валентино. Их любви постоянно пытаются помешать, но на помощь приходят ловкие слуги, которые сами оказываются во власти Амура. А дальше – карусель красивых костюмов, харизматичных персонажей и множества аплодисментов – за каждый успех зритель награждал артистов овациями.

DSC_0089_0.jpg

Особое внимание создатели уделили пластическим сценам, кульминацией которых стал яркий танец всех героев. Над пластикой для этого спектакля трудились особо – дель арте обязывает уметь «говорить» телом. Специально для обучения особых артистов, из Москвы приехала режиссер Яну Савченко, которая провела мастер-классы по работе с масками. Кроме того, хореограф Анна Лаврентьева имеет опыт работы с особенными детьми и в результате кропотливой работы пластика ребят зачастую ничем не выдавала их ограниченные возможности.
В целом спектакль репетировался без трёх месяцев год. Раз в неделю труппа собиралась в стенах ТЮЗа и работала над каждой минутой постановки. Актеры ТЮЗа быстро влились в процесс и вместе с новыми партнерами по сцене искали подходящую атмосферу и пути решения тех или иных задач. В итоге сложилась полноценная картинка – сюжет, музыка, танцы, пластика и история, которая закончилась хэппи-эндом – как и сам показ.

DSC_0156_1.jpg

Ирина Чернышева