Анна Чернявская: «Всех сотрудников музеев можно разделить на «патриархов», «технологов» и «тусовщиков»

0:02 17 Май 2020

anna_chernyavskaya_1.jpg

18 мая во всём мире отмечается Международный день музеев. Он объединяет более 100 музеев во всем мире. Праздник был утвержден в 1977 году Международным комитетом музеев.

Среди большой когорты музейных специалистов Омской области, а это, судя по ежегодным отчетам, более 600 человек, есть те, кто отдал этому высокому делу 35 и более лет. Конечно, все это люди необычной судьбы, характера, личности с самой большой буквы, профессионалы.

В канун своего праздника Исторический парк «Россия – моя история» знакомит омичей с Чернявской Анной Евгеньевной – искусствоведом, Заслуженным работником культуры РФ. Интервью взято в рамках проекта «Музейные истории. 35 +».

Чернявская Анна Евгеньевна, искусствовед, Заслуженный работник культуры РФ

Справка: Родилась 20.04.1953, Украинская ССР, Черкасская обл., г. Шпола. В 1978 г. окончила Уральский гос. университет им. А. М. Горького, ф-т теории и истории искусств (науч. руководитель – профессор, чл.-корр. Академии художеств СССР Б.В. Павловский). C 1973 по 2017 гг. работала в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: 1981–85 – хранитель фонда западноевропейской живописи, 1985–2017 – гл. хранитель музея; 1998–2000 – доцент исторического и теологического ф-тов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского; 1999–2010 – доцент, преподаватель истории искусств в Омском педагогическом институте им. А.М. Горького.

Заслуженный работник культуры РФ (1999), эксперт по культурным ценностям РФ (2008), член Межд. сообщества кураторов голландского и фламандского искусства CODART (c 2013). Куратор Международного научно-практического семинара «Сохранение культурного наследия. Научное исследование и реставрация произведений голландской живописи XVII- XX вв.» с выпуском научного сборника (2013–2017). Автор более 150 научных публикаций.

C 2018 г. – сотрудник БУК «Музейно-Выставочного Комплекса "Моя История"». Искусствовед. Общий стаж работы в музеях – 47 лет.

feqjdugjysw.jpg

Когда и почему Вы стали музейным сотрудником?

В нашей семье традиционно не угасал интерес к прекрасному, дед –Филипп Яковлевич Кузнецов, прошедший царскую каторгу и советский ГУЛАГ, – занимался живописью. Копии произведений известных русских художников украшали дом, дед собирал редкие издания. Помню детские впечатления от больших репродукций, картин Третьяковской галереи, книг о жизни Репина, Рембрандта. Я увлеклась рисованием, и мне повезло: в художественной школе моим учителем стал Виктор Степанович Гребенников – художник-энтомолог, ученый-автор многих книг, музейный дизайнер, что в 1970-е было большой редкостью. Когда я была в десятом классе и хотела стать художником по росписи тканей, Виктор Степанович говорил, что у меня врожденное чувство цвета.

Какой момент был переломным в Вашей биографии, как вы считаете?

Однажды в 1971 году произошла, на мой взгляд, незабываемая, судьбоносная встреча. В маленький сибирский город Исилькуль, где мы жили, приехала Татьяна Ефимовна Шехтер. Она читала лекцию по истории русского портрета XIX века. Её женское обаяние, энциклопедические знания покорили меня. В то время Татьяна Ефимовна окончила Академию художеств в Ленинграде (она была ученицей легендарного Николая Николаевича Никулина –  ведущего научного сотрудника и члена Учёного совета  Эрмитажа). Могла ли тогда я предполагать, что судьба подарит мне возможность работать с Н. Н. Никулиным над атрибуцией одного произведения из коллекции Омского музея – картины неизвестного художника «Порт», автором которой, как нам удалось выяснить, был немецкий художник Якоб Филипп Хакккерт, и то, что я в дальнейшем стану хранителем коллекции зарубежной живописи Омского музея изобразительных искусств?

Кто для Вас «образцовый музейщик»?

Одно имя трудно назвать… Профессиональные музейщики, которые дороги моему сердцу, – это Владимир Юрьевич Матвеев (Государственный Эрмитаж), Вера Николаевна Шолобаева и Любовь Юрьевна Савинская (ГМИИ им. А. С. Пушкина), Людмила Романовна Ведерникова (БУК «Музей имени М. А. Врубеля). Это для меня люди, чьи профессиональные качества, талант, преданность музейному делу вызывает не только уважение, но и восхищение.

Музейный сотрудник - это призвание…обоснуйте

На мой взгляд, всех сотрудников музеев можно разделить на «патриархов», «технологов» и «тусовщиков». Для первых работа в музее – служение. Они честно, с полной отдачей трудятся за мизерную зарплату, работают до последнего вздоха. «Технологи» хотят совершенствоваться, защищают диссертации и уходят из музея в поисках иной карьеры и достойного заработка. И наконец «тусовщики». Они любят «участвовать», быть на виду и, как правило, долго в музее не задерживаются… Есть такая строка в музейной инструкции – «хранить вечно»… Красота, которую ты хранишь, неизбежно забирает тебя в плен и навсегда остаётся в твоём понимании великой человеческой ценностью.

iyvrclipkzm.jpg

Самый запоминающийся день в музее?

Думаю, как для меня, так и для многих, и в истории музея ярким и значительным событием было открытие в 1996 году Врубелевского корпуса Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Это стало стартом для интенсивного развития музея. Известно, что музейные коллекции много лет теснились в здании бывшего генерал-губернаторского дворца. Благодаря содействию нашего великого земляка, народного артиста СССР Михаила Александровича Ульянова*, бывший первый секретарь Омского обкома КПСС Сергей Иосифович Манякин принял решение о выделении музею исторического здания Торговых рядов (1914 г. Архитектор А. Д. Крячков).

Другим важным и ярким событием стало открытие в 2019 году в Омске филиала Государственного Эрмитажа – «Эрмитаж-Сибирь», в подготовке которого я вместе с другими сотрудниками музея принимала активное участие.

*(А. Е. Чернявская написала письмо, адресованное народному артисту СССР М. А. Ульянову, и при личной встрече рассказала о проблемах музея, что сыграло весомую роль в административном решении передать здание на ул. Ленина, 3 в ведение Музея имени М.А. Врубеля – Врубелевский корпус).

Если бы не было музеев то…

…Наверно, опять в истории появился бы Пётр Великий и открыл «кабинет редкостей» … Если бы не было музеев, многих работающих в них настоящих подвижников, кто бы собирал, хранил, изучал и спасал сокровища мировой культуры? Меняются времена, развиваются технологические возможности, но «общение» с подлинником, который бережно хранится в музее, ничем не заменить. В России никогда не переведутся Третьяковы, Рябушинские, Щукины… И современные меценаты продолжают эти славные традиции.