Антуан Виллеже: «Хотелось, чтобы мое произведение было подарком всем от меня»

12:59 18 апр 2022

1_14.jpg

Совсем недавно мы познакомились с канадским композитором Антуаном Виллеже и его мамой – пианисткой Светланой Пономаревой.

В свои 15 лет выпускник Лондонского колледжа музыки и Королевской консерватории музыки Северной Америки, лауреат международных конкурсов по композиции, фортепиано и актерскому мастерству Антуан Виллеже написал уже не один десяток композиций и несколько из них — для симфонического оркестра. Композицией Антуан начал заниматься в 7 лет с Александром Печенюком, продолжил под руководством известного канадского композитора Майкла Конуэй Бейкера и достиг значительных результатов. Его оркестровые произведения неоднократно исполнялись в Ванкувере оркестром «Lions Gate Sinfonia» и дирижером Клайдом Митчеллом.

На минувшем Фестивале Новой музыки омичи первыми оценили пьесу Виллеже «Дорога к Спасской». На ее создание юного композитора вдохновил знаменитый военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» в Москве. Произведение прозвучало на концерте «Фабрика симфонических красок». Кстати, Антуан для нашего города композитор совсем не посторонний. Его мама – пианистка Светлана Пономарёва – родом из Омска. И хотя Антуан родился и все это время жил в Канаде, родители привили мальчику любовь к России, русскому языку и культуре. Чтобы Антуану получить высшее музыкальное образование, семья переехала в Россию.

Об интересной судьбе пианистов – мамы и сына – мы поговорили в интервью, связавшись со Светланой Пономаревой. В первую очередь, семья благодарит художественного руководителя Омского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева за возможность принять участие в Фестивале Новой музыки.

 

Как Вы познакомились с Дмитрием Васильевым? Когда это было?

Все годы я регулярно приезжала в Омск и, конечно, приходила в Омскую филармонию. Так и познакомились в 2004 или 2005 году. Потом держали связь. А в 2010 году был юбилей музыкального училища им. В.Я.Шебалина, и мы с Дмитрием Васильевым сыграли Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Сергея Рахманинова. Сыграли и записали компакт-диск. Это было замечательное сотрудничество.

Я, кстати, видела Ваше поздравление в адрес юбилея училища. Поддерживаете с ним связь?

Конечно! Во-первых, там все мои педагоги. Во-вторых, те, с кем я училась, тоже стали педагогами. Я всегда старалась следить за тем, что происходит в училище, хотя жила в Канаде. Это ведь моя Альма-матер. К тому же, родная сестра Елена Пономарева преподает там актерское мастерство и мировую культуру. Поэтому с Шебалинкой у меня кровные связи (смеется).

А Ваши родители были связаны с музыкой?

Наша семья не музыкальная, но творческая. Музыка всегда была любима в нашем доме. Причем не только классическая, а и народная, романсы, песни из кинофильмов. Всё мое детство мы с сестрой пели на два голоса. Но профессиональных классических музыкантов в семье не было, я, получается, первая. С трех лет любила играть на столе как на пианино. В детском саду наша музыкальная руководительница была моим первым образом пианистки. Видимо, тогда и появился интерес к игре фортепиано. И наши с сестрой сыновья пошли по музыкальному пути. Её сын - барабанщик, рок-музыкант, мой – композитор, пианист. Хотя наш папа в детстве сам научился играть на гармошке, а его дядя играл на контрабасе. В общем, музыкальные корни есть.

Я посмотрела у вас на странице видео, как вы играете с Антуаном в дуэте. То, что вы мама и сын, идет в плюс?

Знаете, идет в плюс то, что это кадр, который я сама воспитала (смеется). Мы хорошо чувствуем друг друга. Антуан любит играть в четыре руки даже больше, чем соло. Во-первых, это всегда оркестровое звучание. Во-вторых, ему нравится сам процесс, когда что-то большое рождается из совместного музицирования и как бы видишь произведение сверху. Во время пандемии мы много играли в четыре руки, записывались, участвовали в различных онлайн-конкурсах. Наш дуэт за эти два года очень вырос, а репертуар здорово пополнился. Нужно было себя чем-то занять, и мы таким образом очень весело и с пользой проводили время.

0_1.jpg

Сейчас Антуан поступает в Гнесинку, верно?

Да. Будет летом поступать в музыкальное училище имени Гнесиных на специальность Теория музыки. Сейчас он на подготовительном курсе. За плечами два бакалавриата – Лондонский колледж и Королевская музыкальная консерватория (Канада). Но нам хотелось, чтобы он получил и российское образование.

Чем отличается российское образование?

Многим. В Канаде акцент делается на изучении музыки средневековья, ренессанса, XX-XXI веков, канадских композиторов. Но, на мой взгляд, недостаточно освещена венская классика, романтика и очень мало русской музыки, а её роль в искусстве сложно переоценить. Мне кажется, у нас более полно и углубленно дается изучение каких-то вещей.

Вы были первым преподавателем Антуана?

С рождения вокруг него звучало много музыки: я постоянно занималась на рояле, мы слушали записи, ходили на концерты. В 5 лет я отдала его - для старта - русскому педагогу, который был ещё и композитором. С этого, собственно, и начались попытки Антуана сочинять. Он любил импровизировать на рояле, повторять какие-то мотивы. Было ясно, что в нем что-то такое есть, какое-то зерно, которое потом стало прорастать. Через 3-4 года я стала сама заниматься с ним фортепиано, а над теорией и композицией он продолжал работать с педагогами-композиторами.

Сочинить – это одно, а нужно ещё поймать и записать. Этому ведь тоже нужно научить?

Запись – очень важная вещь. Когда Антуан был маленьким, он любил импровизировать, а записывать не хотел. Но ему было всего 7 лет, поэтому имел право (смеется). А записывать необходимо. И даже был такой момент, когда он сочинил аккордовую вариацию, где было много нот, но никак не желал сесть и записать. Пришлось пойти на жесткий шаг. Я сказала: «Не напишешь, ужинать не будешь». Подействовало! После этого он сам стал записывать.

Кем Вы видите Антуана в будущем – композитором или исполнителем?

Он человек многовекторный, у него много интересов. Сейчас, к примеру, увлечен программированием, компьютерными технологиями. Так что не знаю, куда он направится. Это будет его желание и представление о том, как ему самовыразиться. Но в том, что музыка будет частью его жизни, не сомневаюсь. Ну и потом, я думаю, что программирование и композиторство это где-то рядом. И Дмитрий Васильев верно заметил, что и то и другое – конструирование. Так что Антуан будет сам решать, куда пойти, а мы будем его поддерживать.

Вы строгий критик?

Да. Во-первых, я не люблю халтуру, во-вторых, люблю, чтобы все было доведено до ума. С другой стороны, я понимаю, что должен быть момент отдыха, и сочинению порой нужно отлежаться. Я критик строгий, но даю свободу действий. А сейчас тем более, ведь Антуан уже взрослый. И потом, это же процесс воспитания. Нужно знать меру и уметь поддерживать интерес. Именно на интересе к делу все держится. Я вижу, что его увлекает. Моя задача – дать направление.

Но ведь в вашем доме звучит не только классическая музыка?

В нашем доме мы слушаем и классику, и джаз, и народную музыку, и рок, и поп. Ведь хорошая талантливая музыка – она разнообразная. Между прочим, когда я ждала Антуана, записала два компакт-диска с музыкой Шуберта, Листа и Шнитке. Поэтому сын очень рано, можно сказать, узнал мой репертуар. И в целом, полезно слушать разную музыку. У Антуана широкий кругозор, и мне кажется, это слышно в его композициях. Вообще, его музыка легковоспринимаемая. Там всегда есть запоминающаяся мелодия, ясные гармонии.

kontsert_0.png

фото с концерта "Фабрика симфонических красок"

На Фестиваль Новой музыки Вы сами подавали заявку?

Нет, для нас это был сюрприз. Где-то в 18-19-м году мы передали несколько партитур Дмитрию Васильеву. Привезли с собой в Омск, показали, что есть такой материал, оставили и уехали. Потом началась пандемия. А в этом году я вдруг получаю сообщение от Дмитрия Владимировича о том, что он собирается включить произведение Антуана в программу Фестиваля. Это было неожиданно и радостно. Спасибо, что он вытащил из закромов это произведение, расслышал его и посчитал достойным стать частью фестиваля. Это был настоящий праздник для нас и, надеемся, для слушателей. Огромная благодарность Дмитрию и Министерству культуру Омской области за поддержку такого большого проекта.

Дмитрий Владимирович говорил, что у него в запасе всегда есть произведения, которые ждут своего момента на омской сцене.

Удивительно, что пьеса «Дорога к Спасской» сочинена не сегодня, а 4 года назад, когда Антуану было всего 12 лет. Он написал это произведение под впечатлением от Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». А впечатление было сильным. Фестиваль проходил в сентябре, и уже зимой Антуан показал нам свою новую пьесу. Мне кажется, сегодня она своевременна и символична. В ней столько смыслов скрыто! Автора, конечно, очень вдохновил фестиваль, и в целом, путешествие в Россию, общение с друзьями. Получилась такая фантазия, которая вобрала в себя этот праздник, где музыка - дорога к единению людей и культур. Вот это единение - наиважнейшая цель музыки.

Когда я слушала произведение, я подумала, что оно отлично бы слушалась в качестве саундтрека.

Интересно, что вы сказали об этом. Когда Антуан начал сочинять, нам всегда приходило на ум, что как раз в кино такая музыка могла бы быть востребована. Поэтому кто знает, куда дорожка поведет.

На омском Фестивале вы смогли побыть только на одном концерте?

Да, успели только на один концерт. У Антуана учеба, Гнесинка, теннис. Хорошо, что мы вообще выбрались. Первый рейс отменился, второй сдвинулся, мы не были уверены, что у нас получится прилететь. Но, слава Богу, все срослось.

В рамках программы «Фабрика симфонических красок» выступил Драматический театр песочного искусства «Пески времени». Как вам такая идея?

На мой взгляд, иногда такой микс может отвлекать от музыки, потому что она самоценна. Но в данном случае это было очень уместно. Вообще, художница сотворила настоящее волшебство. Это было настолько красиво, просто магия. Нам очень понравилось.

Фестиваль Новой музыки – явление сложное. Чаще слушатель предпочитает слушать классических композиторов. Как вы думаете, насколько мы готовы к современной музыке?

А знаете, зал на Фестивале был почти полон. Много детворы, молодежи, я была приятно удивлена. Дмитрий Васильев тоже в своем интервью упомянул, что да, люди хотят слышать что-то привычное, знакомое. И на таком фестивале посещаемость может быть не такой высокой, как на концертах с классическим репертуаром. С другой стороны, он верно сказал, что это наша миссия, что надо расширять кругозор и знакомить меломанов с новыми произведениями. Потому что они сочиняются сегодня, они отражают восприятие нашей жизни, наш менталитет. И это непростой вызов. Но в то же время на концерте зрители очень тепло принимали все произведения. Нужно открывать новые земли и новую музыку. Поэтому дай Бог, чтобы Фестиваль Новой музыки в Омске продолжал жить.

 

О «Дороге к Спасской». Антуан Виллеже

index_1.jpeg

Антуан, Мне показалось, что у Вашего произведения очень кинематографическое звучание.  

Для меня главное в музыке - соединять элементы классического, романтического и современного стилей. То есть мелодию и диатоничность с гармоническим разнообразием, контрапунктом, ритмами. Я люблю также, чтобы за материалом стояла история, идея. Потому что музыка – это не просто ноты, это чувства, изображения чего-то.

В Вашем произведении плавный контраст между маршевой и лирической мелодиями.

Изначально родился марш. А к нему я нашел лирическую тему, которая была у меня в черновиках, и которую я писал очень давно. Получилась смесь жанров. И поскольку фестиваль «Спасская башня» объединяет разные страны и культуры, мне хотелось показать эту связь.

То есть у Вас была давняя наработка, и Вы её использовали. Такое часто бывает?

Это единичный случай. Чаще всего, когда я смотрю в черновики, то смеюсь над тем, что написал в восемь лет. Так что это первый раз, когда я взял что-то из старого. И у меня до сих пор в черновиках есть наброски и идеи, которые в будущем, может быть, пригодятся.

Премьера вашего произведения прошла в Омске, родном для вашей семьи городе. Если бы это был не Омск, а другой город, была бы разница в эмоциях?

В Омске я знал очень многих людей в зале. Или через семью, или через друзей. После концерта слушатели подходили, просили сфотографироваться, хотели поговорить. Так по-домашнему, искренне. Мне хотелось, чтобы это произведение было всем подарком от меня.

Омский академический симфонический оркестр услышал и исполнил так, как вы задумывали?

Мне важно, чтобы ключевым моментом в этой пьесе был не только марш, а слияние его с лирической темой. Мы обсудили это с Дмитрием Владимировичем, и уже на второй репетиции всё было сыграно так, как я задумал. Конечно, каждый человек понимает музыку по-своему, но всё-таки нужно отразить замысел. В репетиционном процессе композитор с дирижером очень связаны.

 

Предлагаем послушать пьесу Антуана Виллеже, прозвучавшей на Фестивале Новой музыки.