«Бери свой быстрый карандаш! Рисуй...»

12:30 09 фев 2023

Новая выставка графики  развернута в двух небольших залах Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Двадцать шесть  работ мастеров русской литографии 1820-х – 1860-х годов из собрания музея представляют русскую литографию и знакомят с творчеством знаменитых мастеров: А. О. Орловского, П. А. Федотова, В. Ф. Тимма, И. С. Щедровского, С. Ф. Галактионова.

Литография – гравюра на камне – была изобретена в 1796 году немецким актером-любителем, литератором и типографом Иоганном Алоизом Зенефельдером (1771–1834), а в России получила свое распространение с первой четверти XIX века. Возможность художника легко и свободно создавать изображения на литографском камне, а также относительно простой и недорогой способ печати выдвинули эту технику на авансцену эпохи романтизма.

Произведения, включенные в экспозицию, характеризуют начальный этап освоения литографии в России и отличаются жанровым разнообразием. В портрете, пейзаже, бытовой сцене, социальной сатире отражены изменения культурной и общественной жизни страны XIX века.

 «Главный герой» экспозиции – Александр Осипович Орловский (1777–1832). Знаменитый художник польского происхождения оставил яркий след в русской культуре. «Бери свой быстрый карандаш! Рисуй, Орловский, ночь и сечу», – писал А. С. Пушкин, большой поклонник его искусства. Блестящий рисовальщик, Орловский одним из первых в России освоил технику литографской печати и получил государственную привилегию на тиражирование своих эстампов. Его работы – интереснейшие образцы печатной графики, сохраняющие легкость и изящество карандашного рисунка.

Оригинальный и многогранный талант Орловского оказал влияние на творчество известных мастеров, обратившихся к темам «вседневной» жизни России 1840-х –1860-х годов. Литографии с рисунков Павла Андреевича Федотова (1815–1852) воплотили образ «маленького человека», знакомого нам по повестям Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского. В бытовых зарисовках запечатлены реальные люди различных слоев русского общества: мастеровые, купцы, мещане, обнищавшие аристократы…

Огромным вниманием мастеров русской литографии пользовались виды Санкт-Петербурга и его окрестностей. Степан Филиппович Галактионов (1779–1854) – подлинный поэт, вдохновленный возвышенной красотой и гармонией Северной Пальмиры. Его литография «Крестовский остров» (1821) отличается высочайшим мастерством в передаче фактуры карандашного рисунка.

Литография оказала огромное влияние на развитие периодической печати в России. В экспозиции представлены журналы «Ералаш» (1849) и «Русский художественный листок» (1858), которые в рисунках с натуры преподносили читателям серьезную информацию о событиях современной России.  

Листы, демонстрируемые на выставке, издавались относительно небольшим тиражом – всего 200–600 экземпляров. Сегодня это редкий музейный материал, раскрывающий одну из малоизвестных страниц русского искусства XIX столетия.

Куратор – ведущий научный сотрудник, хранитель фонда русской и зарубежной графики Галина Андреевна Севостьянова.

 

    Предыдущий Следующий