«Бумажный ледоход» в начале марта

17:56 10 мар 2023

В Городском музее «Искусство Омска» открылась выставка художника Василия Белана с символическим названием «Бумажный ледоход». В экспозиции представлены работы, объединенные весенне-летней тематикой. Организаторы выставили из запасников более полусотни работ омского живописца:  карандашные и портретные зарисовки, акварельные этюды, рисунки, выполненные тушью и гуашью. Это пятая выставка Василия Никитовича Белана (1932-2022) за последние двадцать лет. Экспозиция продолжает серию ретроспективных выставок Музея «Искусство Омска» и посвящает «Бумажный ледоход»  90-летнему юбилею Василия Белана.

Василий Никитович – широко известный в Омске художник из славной когорты шестидесятников. Его называют первым омским дизайнером и мастером акварельных рисунков. В организации выставки приняла участие дочь художника Дарья Белан, художник-бутафор Театра куклы, актера, маски «Арлекин». Почти все работы отца Дарья Васильевна передала Городскому музею «Искусство Омска», оставив себе малую толику его творений. По собственному признанию дочери, морально тяжело отдавать сразу все, связанное с отцом.

Многие этюды, представленные на выставке, выполнены на листах формата школьных тетрадей. Оказывается, Василий Никитович сам изобрел такой метод, сделав несколько жестяных планшетов, в которые укладывал одинакового размера рисовальную бумагу. На таких листах художник делал пробные зарисовки и только потом переходил на  большой размер.

Василий Белан был первым из омских художников, кто начал работать с издательствами. Славу  дизайнера книг Василию Никитовичу принесла работа над «Записками из Мертвого дома» Федора Достоевского. Всего же художник проиллюстрировал 16 книг. «Это была редкая для тех лет профессия, творческая, ручная, сродни произведению искусства», - отмечают искусствоведы.

Была у мастера и своя техника  работы с акварельными красками. Отказавшись от рисования маслом, он стал виртуозом написания картин акварелью на сыром фоне. Лист бумаги смачивался водой, а затем, в одно касание, крупными мазками создавался цветовой характер  картины.

На выставке в Музее «Искусство Омска» представлены натурные работы Белана. Покой и движение – два полюса, которые определяют образ мира в работах художника. Картины «На Иртыше» (1961), «Утро» (1992), «Сыропятка-2»  (1982) – самые лиричные пейзажи живописца. Интересны композиционные поиски художника  в фрагментированных работах  «Стрела» (1980), «Скворечник» (1979) – небеса здесь пронзают вертикали антенны и березы, разделяя лист как бы пополам. Художник стремился в пейзаже раскрыть духовные ценности, заложенные в природе. Он воспевал не только красоту, но и  могучее начало, присущее всему живому. Эта особенность  таланта в сочетании со свободным владением техникой сделала Василия Белана одним из значительных авторов в искусстве Омска второй половины 20 века.

В витринах экспозиционного зала представлены и  блокноты Василия Белана, которые он брал с собой в творческие командировки, не имея возможности из-за недуга тащить на себе тяжелый этюдник - в детстве художник получил травму позвоночника и более пяти лет был прикован к постели. Вот тогда-то  он и начал рисовать.

По воспоминаниям коллег, Василий Никитович был очень организованным человеком: в его мастерской все было разложено по полкам, подписано, пронумеровано. Разносторонняя одаренность позволила Белану быть и хорошим музыкантом.

Почему выставку назвали «Бумажный ледоход»? По мнению организаторов проекта, этот образ отражает хрупкость и недолговечность основы акварельной живописи – бумаги. «Пейзажи Белана необычайно точны в передаче натуры, не искаженной домыслами, а переданной в своей непосредственности, «как есть». В них нет надуманности, они дышат правдой и простотой», - резюмирует куратор выставки Софья Ясюкович.

 

Выставка произведений омского художника Василия Белана работает с 4 по 19 марта в Городском Музее «Искусство Омска» (ул. Партизанская, 5А, литера М).

    Предыдущий Следующий