Даниил Крамер: «Я дважды был на омских «ДжазПарках», и я просто кайфую»

17:39 24 сен 2018

daniil_kramer.jpg

Имя народного артиста РФ Даниила Крамера тесно связано с Омском. Наш город уже давно считает джазового музыканта родным, и не зря. Много лет назад Даниил Борисович открыл в Омске первый джазовый абонемент. Маховик запустился и уже сегодня сам мэтр признаёт – Омск стал джазовым городом.   А джаз стал популярным и любимым омской публикой.  

Почему Даниил Крамер называет себя паровозом? Как Омск может выйти на европейский уровень музыкального образования? И почему  «ДжазПарки» поразили Народного артиста? Читайте в интервью на омском портале «Культура».

 

Вы начали знакомиться с нашим городом уже много лет назад, открыв первый джазовый абонемент. За эти годы омичи сложно шли к джазу?

Я могу сказать, что, к счастью Омска, джазовая сцена достаточно быстро стала классикой. Джаз был для вашего города желанным и стал традиционным. Это говорит о том, что с одной стороны, у людей был голод по этому виду искусства. С другой стороны, это говорит и об очень хорошей душевной глубине омской публики, которая тянется к не самому простому виду искусства. Джаз достаточно информативен, это не очень простая музыка. Люди, которые один, два, три раза сходили на джазовый концерт, начинают по-другому видеть, мыслить и чувствовать. Иногда даже сами того не замечая. Очень известный факт, что глубокое искусство меняет человека. Вопрос только в том, чтобы люди хотели этого глубокого искусства, хотели классики, или джаза, или хорошего настоящего фолка.

Мне  очень приятно, и я испытываю некоторое чувство гордости, когда думаю, что стоял у истоков того, что сейчас называется омской джазовой сценой. Во всяком случае, от некоторых своих друзей в Омске я знаю, что слово «джаз» в вашем городе стало не просто модным, а стало классикой. И без этого сейчас многие не мыслят своей культурной жизни. Я даже знаю людей, которые мне сами написали и которые поженились на моих концертах. Познакомились на них и уже завели детей.

Как простой потребитель я понимаю – если бы Вас не было, то наверно джазовой культуре в Омске неоткуда было взяться. А как в других российских городах обстоит дело? Откуда берётся джаз?

Очень по-разному. Где-то появляются так называемые паровозы, как я. Где-то есть давние джазовые традиции. Омску, видимо, нужен был паровоз, которым я выступил много лет назад. А сейчас такого паровоза уже не нужно, машина запущена и она, надеюсь, будет идти. Задумка была такова, чтобы с нашим гастрольным  абонементом джаз распространился по всей стране. И чтобы, если я заболею или уйду со сцены, всё не остановилась, а концертные залы и их публика не захотели жить без джаза. И мне лестно думать, что во многих местах наша задумка распространяется, начинаются концертные туры. Делают их те музыканты, которых я когда-то привозил. Сбывается то, о чем я думал, когда джаз становится частью классической сцены.

Это действительно произошло.

Это и была конечная цель. Сделать джаз обыденной классической частью культурной жизни.

Омская филармония пошла дальше и вынесла джаз в парк. И не только джаз, но и классику и рок.

Я дважды был на омских «ДжазПарках» и я просто кайфую от этого мероприятия. Люди, природа, воздух, дети. Что меня поразило – в этот раз к вечеру пришло очень много людей. Яблоку не было негде упасть, я изумлялся. И при этом люди стояли и всё это терпели ради того, чтобы послушать музыку. Да я на колени готов был бухнуться! Я не шучу. Это было замечательно. Это надо поддерживать и расширять. Мне, например, нравилось, когда были летние эстрады и играл летом оркестр. И люди гуляли в парке под живую музыку.

В моей географии есть город, где я делаю летние фестивали в день города. Однодневный концерт на стадионе. В этот же день там проходят и попсовые концерты. И однажды мне уже бывший мэр города сказал, что какая огромная разница – на наших концертах отряд полиции скучает для проформы, а на площади, где попсовые концерты, только успевай, держись…

dsc_0548_0.jpg

Вы встречали по-настоящему джазовые города?

Москва, Екатеринбург, Ростов, Казань, Самара – это места с сильными джазовыми традициями. Омск ещё 20 лет назад не был джазовым городом, но он в него быстро превращается.

Порой говорят, что у джаза есть слушатель определённого возраста. Что, например молодые люди или подростки джаз не поймут. И нужно подождать, чтобы начать его слушать, ну и чтобы влюбиться в него.

Понимать джаз должен я – профессионал, который им занимается. И понимаю я его до тех пор, пока работаю с каким-то произведением. Да и понимать его не нужно, ни вам, ни мне. Нужно только чувствовать. На моих концертах присутствуют и дети, и взрослые, и старики. Кого я только не вижу. Однажды я делал фестиваль на сцене екатеринбургской филармонии. И не знаю, чего мне больше хотелось – смеяться или рыдать от счастья – когда я видел, как филармонические дамы раскачиваются вместе с подростками под музыку. Вопрос не в жанре, а вопрос в личности, которая представляет данный жанр. Большая ошибка думать, что люди ходят только на жанр. Люди в основном ходят на личность. Если приедет плохой пианист, который плохо будет играть сонату Бетховена, то классическая аудитория на него не пойдёт.

А что вы думаете про возрастные ограничения на филармонический репертуар?

По мне нужно ставить 0+ и на джаз и на классику. Конечно, когда на концерт приносят младенцев, то они мешают музыкантам исполнять, а зрителям слушать. У меня на концертах сидели спокойно трёхлетние и четырёхлетние дети. Кто-то, конечно, выдерживал больше, кто-то меньше, у детей всё-таки своя энергетика. Но когда ребёнок слушает джаз и классику, происходят интересные вещи. Джазовая музыка, так же как и классическая, меняет интеллектуальное восприятие мира. В особенности джаз развивает рациональное мышление. Чувственности в джазе полно, но как ни странно, информативность джазовых импровизации очень сильно развивает рациональность интеллектуального мышления детей. И поэтому использование джазовой и классической музыки в учебном процессе оказывает необычайное влияние. Причём в самых разных ипостасях. Заметьте, что среди детей, которые окончили музыкальную школу, преступности в разы меньше. У них в разы выше IQ и уровень интеллекта. Кстати, это очень давно поняли японцы, которые после Второй мировой войны сделали на это ставку. Все деньги поставили на образование и культуру. В результате они воспитали совершенно иные поколения. Современная мощь японской экономики и японской науки зиждется на том, что в Японии до сих пор стопроцентное музыкальное образование. Именно 100-процентное. И примерно 70-процентное художественное образование. Японцы не живут без культуры. Это одна из самых культурно ориентированных стран. При этом, заметьте, у них одна из лучших экономик мира, из лучших наук мира. Это одна из самых мощных и обустроенных стран и одна из самых богатых. И при этом на культуру тратятся огромные деньги. И вы посмотрите, как японцы любят джаз. Просто фанатеют от него. Понимаете, душа человека очень удивительная структура, мистическая, но без неё очень многие вещи невозможны. Вот вспомните, например, как это мягко дал понять нам Булгаков. Когда после сложнейшей операции на собаке Шарике профессор что первым делом захотел? Поехать в оперу на второй акт. Потому что без этого он работать дальше не сможет.

Были свидетелем подобного?

И не раз, не два, не десять и не двадцать я был свидетелем того, какая тесная связь между высокой наукой и искусством. Не знаю, что делал бы Эйнштейн без своей скрипки. Я не шучу. Это прямая связь. И я был свидетелем концертов учёных из разных стран – как они профессионально играют! Они тратят, казалось бы, свое время не на то, чтобы отдыхать от науки. Точнее они отдыхают с помощью занятий искусством. Они рисуют, они играют. Я от одного из звёзд ядерной физики западной Германии слышал такую фугу Баха на виолончели, что не всякий выпускник консерватории сыграет. А он действительно известнейший учёный, звезда в своей области. Очень многие люди недооценивают, не понимают значение культуры в том, что мы можем назвать реальной физической выживаемостью народов.

Культура – есть одна из основополагающих сторон того, что мы называем цивилизацией. Об этом никогда нельзя забывать. Ни наука, ни армия, ни экономика не являются основами цивилизации, это её производные. А основы цивилизации – культура, язык и вера. То есть совершенно не научные столпы, а чисто гуманитарные структуры. С этого начинается цивилизация, и с этого она разрушается. Ведь гибель Рима началась с лозунга «хлеба и зрелищ». Сегодня люди, которые это понимают, кричат о неразумности и чрезмерном расширении попсы и ширпотреба. Человечество не умеет учиться на своих ошибках. Лозунг Римской империи «хлеба и зрелищ» постепенно воспитал поколение эгоцентристов, которые уже не думали о защите родины. Они перестали идти в армию, перестали платить налоги, Рим начал нанимать наемников. Начала рушится экономика, потому что римляне не хотели работать. А поскольку этот лозунг заставлял привлекать к себе толпы, то, власти шли навстречу электорату, лишь бы получить голоса. Шаг за шагом началось ослабление Римской империи – её военной мощи, её культурной мощи, экономической мощи. Этот процесс не быстрый, так как слишком была мощна империя. Он продлился несколько сотен лет, но закончился тем, чем закончился. Цивилизация начинается с трёх вещей: культура, образование, их сочетание. Это три основополагающих вещи, на которых зиждется все общество. Те, кто этого не понимает, среди тех, кто принимает решения, могут совершать страшные ошибки, которые начинают разрушать само государство.

Что способно остановить людей, чтобы они не солгали, не дали взятку, не взяли взятку, не убили, не своровали? Что способно остановить, кроме страха наказания? Только собственное нежелание это делать. Заметьте, после Фукусимы (прим.ред, - крупная радиационная на авария на АЭС Фукусима-1, произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами) какая была проверка на национальную выживаемость. Японцы по всему интернету, по всем газетам писали, кричали: «я нашел вещи», «я нашел деньги», «пожалуйста, хозяева объявитесь». Император приехал, работал со всеми. Эта нация, которая чувствуют себя своей. Эта система культуры, образования, их сочетания выстраивает маркер – свой, чужой. Когда человек чувствует свою принадлежность к данному народу. Эту принадлежность больше ощущают маленькие нации, но это просто вопрос выживания. Большие нации ощущает её меньше. Но когда это правильно поставлено, то происходит то, что происходило после Фукусимы. Это вопрос культуры. И не попса это формирует.

dsc_0154_1_0.jpg

Сейчас в Концертный зал ходить стало модно. Люди надевают лучшие наряды, делают причёски, деловито идут в партер. Сначала они приходят показать лучшее платье, а в следующий раз они придут ради музыки.

Да, люди пришли, чтобы выгулять новые наряды, но они все равно хоть что-то воспримут. Душа человека не бесчувственная. Истинная культура, в отличие от ширпотреба, подобна капле воды на сталактит. Она работает долго, медленно, но очень глубоко. Этим она кардинально отличается от ширпотреба, который работает мгновенно и не глубоко. Поймите, Я совершенно не противник ширпотреба, мы не можем жить без него. Просто мы должны знать, что ВОТ ЭТО ширпотреб, а ВОТ ЭТО то, без чего мы не должны жить.

Мы ведь всё-таки существа, которые едят, пьют, зарабатывают, делают детей, живут и умирают. Частично мы протоплазма. Весь вопрос в том, хотим ли мы быть этой протоплазмой или хотим быть чем-то большем? Вот для этого и существует искусство. На мой взгляд, ещё одна роль искусства – это глобальная система защиты человечества. Душевная защита душевного обогащения. Все виды искусства существуют для этого. Частично для этого есть религия, потому что вера, если она искренняя, даже если это атеизм, она дает тот внутренний стержень, который не позволяет человеку что-то сделать. Невозможно заставить человека не воровать, если он уже решил. А вот если он решил, что он никогда в жизни никого не обманет, ничего сильнее этого нет. Значит нужно заставить человека обрести этот стержень с самого детства.

Мы говорите про детство. Я думаю, вы слышали, что в Омске планируется открытие отделения в музыкальной школе при училище имени Шебалина.

На мой взгляд, это абсолютно правильно. Джаз сегодня составляет примерно треть мировой культуры, но Россия в этом плане отстает, несмотря на наше великолепное музыкальное образование. А создать конкурентоспособную плеяду музыкантов на местах – это не только правильная культурная, но и правильная экономическая политика. Один Майкл Джексон, будучи покойным, принёс в американскую экономику 825 миллионов долларов за один прошлой год. Представьте, какие деньги зарабатывает вся американская культура. По статистическим данным это около 5 % ВВП. Культура способна зарабатывать гораздо большие деньги, нежели нефть. Вопрос только, как и в любом бизнесе, умеют ли люди воспользоваться этим. Но, в любом случае, культура – это важнейший экономический столп. Человек, имеющий культурное образование, работает по-другому. Он понимает, для чего он работает, он не будет допускать столько брака.

Культура – это важнейший экономический показатель, это очень давно поняли японцы, немцы, американцы. Попробуйте найти хоть один колледж, в котором нет джазового бэнда. У студентов обязательно есть музыкальные группы, в каждой школе. И это нагрузка не на американский бюджет, это оплачивается фирмами, которые прекрасно понимают, зачем это нужно. И они получают другой уровень работников. И то, что в школе при омском колледже Шебалина планируется образование класса, занимающегося, в том числе, джазом и импровизацией, это означает, что культурная прослойка в Омске выйдет на следующей уровень – тот, на котором находится вся Европа.

У нас музыкальное образование является дополнительным, а значит, далеко не все его получат. Это диверсия, поскольку это подрывает экономические основы государства. На мой взгляд, музыкальная культура должна быть всеобщей. Это резко увеличит интеллектуальный уровень детей, это уменьшит преступность, это уменьшит проблемы в стране. Нам нужно чтобы признавали наши дипломы за рубежом. Я пожимаю плечами и спрашиваю: а зачем это нужно? Чтобы специалисты, которых мы воспитали за наши деньги, уезжали? Может это как раз и есть диверсия.

dsc_0123_3.jpg

Автор: Ирина Чернышева. Фото и дизайн иллюстрации: Анна Шестакова.