Диджитал-антрополог Дарья Радченко: «Омск это город, из которого невозможно уехать? Может, потому что в нём очень хорошо»

11:40 12 сен 2018

darya_radchenko_0.jpg

В минувшие выходные в Омске состоялась двухдневная публичная образовательная программа «Город своими руками». О современных методах исследования городов и социальных инициативах, способных менять облик и атмосферу отношений в мегаполисах, говорили российские и зарубежные спикеры.

Лекции прошли в Камергерском переулке. В частности перед горожанами выступила диджитал-антрополог, заместитель руководителя Центра городской антропологии консалтингового бюро «Стрелка» Дарья Радченко. Спикер рассказала, что фотографии в соцсетях могут рассказать о городе. В качестве примера Дарья привела Камергерский переулок в Омске: за несколько лет количество фотографий в этом месте увеличилось более чем на 200 %. А вот Омской крепости, по мнению эксперта, не хватает «вечерних сервисов, зимних событий, освещения и неформальных объектов».

Перед началом лектория омский портал «Культура» встретился с Дарьей Радченко. Мы прогулялись от Камергерского переулка и по центру города. В нашем интервью: чем хорош мем «Не пытайтесь покинуть Омск», почему ветка несуществующего метро стала выгодной и имеет ли смысл вся цифровая антропология, если нет бюджетов?

_dsc4855.jpg

- Дарья, Вы уже бывали в нашем городе, или пока знакомы только дистанционно?

Уже бывала да, в 2015 году.

- Изменился Омск?

Мне кажется, город изменился радикально. Конечно, в этот раз я пока видела немного – это небольшой кусочек улицы Ленина и Гагарина, но считаю, что центр города изменился в лучшую сторону. С точки зрения фасадов, благоустройства, состояния зелени. Совершенно точно появились новые интересные бизнесы, красивые вывески. Опять же, когда мои коллеги и омские архитекторы показывали проекты благоустройства в рамках проекта «Город своими руками», мне показалось, что омичи заинтересованы тем, что происходит в городе. На мой взгляд, в 2015 году этого было чуть меньше.

- Вас представили как диджитал-антрополога, поясните, что это такое?

Есть несколько вариантов понимания, что это такое. В самом общем виде – цифровые антропологи изучают жизнь, которой люди живут в интернете. Есть специалисты, которые изучают, как пользователи взаимодействуют в виртуальном пространстве. Цифровая антропология, которой занимаюсь я, подразумевает немного другой ракурс. Я изучаю цифровые следы, которые мы оставляем в виртуальном мире и которые отражают наши физические взаимодействия. То, что мы фотографируем, пишем и лайкаем, отражает какие-то действия, которые мы осуществляем в городе.

- Я видела Ваше исследование, когда на карте города красными точками были отображены места наибольшей активности. В этих локациях люди чаще всего что-то снимали и выкладывали в Сеть.

Представьте себе лес. Чистый белый снег и следы. Какие-то лапки треугольные, какие-то круглые, где-то копыта или вовсе ботинки. И вы пытаетесь понять, кто здесь прошёл, каким маршрутом. Человек в рифлёных ботинках где-то остановился, где-то потоптался, почему и что он там делал? Вот примерно этим мы и занимаемся. Мы не можем получить полную картину жизни города по цифровым следам, но можем вывести некоторые гипотезы. Вот горит красная точка – сюда все приходят фотографироваться, мужчины, женщины, туристы. Смотрим по содержанию фотографий – ага, стоит памятник, его все снимают, видимо это какая-то важная точка. Мы приезжаем и спрашиваем: вот этот сантехник на Ленина, что он для вас значит? Почему он интересен? Кто туда приходит? Происходит ли возле него что-то особенное? Цифровая антропология позволяет нам формулировать гипотезы для других исследований, она не даёт ответы, она даёт вопросы.

- Мы выяснили, что некий конкретный памятник является своеобразной точкой притяжения. И что дальше?

Дальше зависит от контекста. Если памятник востребован, то кем? Какая группа людей, в какое время года и суток приходит к нему. Если идут туристы, то возможно нужно здесь организовать дополнительный туристический сервис или добавить освещение, чтобы памятник можно было в любое время сфотографировать. Включить его в туристические путеводители. Организовывать события – читки или концерты. Таким образом, наши исследования ведут к пониманию, что здесь делают люди, и что мы можем предложить, чтобы сделать это место наиболее комфортным.

Я работаю в Консалтинговом бюро «Стрелка». Ключевое слово – консалтинг. Наша задача – предложить решение, как сделать место более эффективным. Заказчиком чаще всего выступают власти или бизнес. Что значит эффективным? Это с одной стороны, чтобы конкретная локация стала комфортнее и лучше для горожан. А с другой стороны, особенно это касается ситуации с бизнесом, чтобы место стало инвестиционно привлекательным. А если территория привлекательна ещё и для туристов, то выигрывает и экономика города.

_dsc4873.jpg

- Омск, как я понимаю, тоже попал в зону Вашего интереса?

Да, именно для сегодняшнего мероприятия я провела отдельное небольшое исследование. Как развивался Камергерский переулок и территория Омской крепости. Заодно посмотрели, как живёт улица Ленина.

- Верно я понимаю, что Омская крепость это не самое живое, но достаточно перспективное пространство?

Она абсолютно перспективная, и нет, она не мёртвая. Она, конечно, не такая живая, как Камергерский и улица Ленина, даже сравнивать нельзя. У неё есть свои проблемы. Но на этой территории есть некоторые всплески внимания, связанные с событийной программой. Когда я смотрела цикл активности, то сразу стало видно, что привлекает внимание горожан - фестиваль “Флора”. Люди прицельно идут фотографировать объекты, которые связаны с фестивалем цветом и ещё небольшой всплеск дают снежные фигуры. В обычные дни вечером эта территория не совсем используется. Там просто нечего делать. Не очень уютно, не очень освещено.

- Мы сейчас говорим только о центральных точках, а как быть с периферией? С теми отдаленными пространствами, где горожане бы с удовольствием отдыхали, но нет условий.

Работая с фотографиями, мы обращаем также внимание на то, что люди не видят. Когда мы смотрим карту, мы видим горящие точки, яркие места, которыми кто-то заинтересовался. Не потоки, не те места, где ходит много людей, а то, что привлекает человека и он хочет поделиться этим в социальных сетях. И возникает ключевой вопрос – мы видим абсолютно чёрное пространство, как с ним можно работать? Почему там ничего не происходит? Может там просто частная застройка или это парк, в котором люди сильно распределяются – у входа фотографируются, а на дальних аллеях нет. И что делать дальше? Можем оставить эти аллеи нетронутыми, так как именно это привлекает людей. А может нужно пойти дальше и понять, что за территория, что там происходит, кому она нужна. Обращаемся к горожанам: ребят, а вам нужен этот сквер? Чего ему не хватает?

- Идей всегда много, а вот бюджетов мало.

Бюджеты всегда ограничены. Невозможно сделать город сразу. Вопрос в том, что важнее здесь и сейчас. Развивать ли ту территорию, где люди уже есть? Или развивать перспективную территорию, которая, что называется “бомбанёт”. А благоустройство центра это, прежде всего, расширение наших возможностей. Есть крупные города, где выбор большой, но мы работаем и в небольших городах, где благоустройство небольшого парка увеличивает возможности в два раза – то есть можно пойти гулять по главной улице, а можно в этот самый парк. Но нужно обращать внимание и на локальные точки. Сквер возле дома, где вы привыкли гулять. Дом с детской площадкой, где проводит время ваш ребенок. Ведь не все ездят в центр. И да, надо показывать, что отдалённые места кому-то интересны и есть группа людей, которая заинтересована в развитии этой территории. Это вопрос самоорганизации самих горожан. Во всех городах, где мы работаем, мы выносим вопросы на обсуждение активных горожан, архитекторов, властей. Успех проекта часто зависит от того, насколько горожане готовы и хотят перемен.

_dsc4826.jpg

- Очень часто при реконструкциях и благоустройствах возникает негативный фон.

Любые перемены вызывают тревогу. Они нарушают определённый склад нашего мира. Например, человек привык ходить через сквер по своей тропиночке. А завтра приезжает экскаватор, ставит забор, нарушает повседневный маршрут. А вас штрафуют на работе за опоздания на 5 минут. Конечно люди против.

К сожалению, мир устроен так, что нельзя удовлетворить запросы абсолютно всех. У людей бывают диаметрально противоположные запросы и интересы. И еще - надо понимать, что негатива онлайн гораздо больше чем оффлайн. Читаем комментарии в фейсбуке – пишут, что ничего не надо делать, не надо трогать, всё плохо. Потом мы начинаем говорить с людьми и оказывается, что всё недовольство из-за того, что человек не выехал вовремя из своего двора на работу из-за ремонта. Или недовольство связано с временными недоделками. Но в целом результаты скорее нравятся. Бывают решения, которые сначала критиковались, а потом были восприняты очень хорошо. Например, на Новом Арбате была сделана длиннющая скамейка. И в соцсетях было много негатива – «Зачем вы её поставили», «Она слишком длинная», «Невозможно пройти». Но потом с ней освоились, она прижилась и стала удобной.

- «Не пытайтесь покинуть Омск» – что это?

Это, на мой взгляд, некий городской понт. Есть города, которые строят свою идентичность, исходят из внешне негативных соображений. «Наш город уникален своей отрицательностью», «попробуй выжить в Омске» или, помните – суровые челябинские парни? К примеру, когда я впервые приехала в Новосибирск, ехала в такси, разговорилась с водителем. И он с нескрываемой гордостью, с горящими глазами сказал мне, «ну Новосибирск, так себе городишко!». При этом было видно, как он гордится, что живёт в большом интересном городе. Это такая своеобразная форма патриотизма. У вас есть история, которую я очень люблю и отчасти занимаюсь, это омское метро. С одной стороны это безумно печально, что не сложилось транспортное сообщение, что до сих пор на этот недостроенный объект тратятся деньги из бюджета. А с другой стороны это такая крутая фишка – жетоны несуществующего метро, «экскурсии» по нему.

- Мы только что прошли с вами Центр современной драматургии – на их логотипе как раз изображена ветка омского метро.

Да да, это здорово! Поэтому омская птица в своей безысходности, и омское метро, которого нет, и город, из которого невозможно уехать – с точки зрения антрополога это особенная гордость.

- От таких историй чаще всего выигрывает бизнес – логотипы, футболки, сувениры.

Бизнес выигрывает однозначно. Но выигрывают и горожане. Потому что приезжая в другой город, надо о себе заявить. Если я из города, который никто не знает, с которым нет ассоциаций, возможно, это не очень хорошо. Про Омск наверно знают все. Другое дело, что для внешних коммуникаций должен быть и позитивный образ города. Но ведь неплохой старт разговора про Омск, если его воспринимают как город, в котором достаточно самоиронии, необычного отношения к самому себе. Омск это город, из которого невозможно уехать? Может, потому что в нём очень интересно?

_dsc4749.jpg

- В скольких городах Вы бывали, с какими знакомились лично?

Цифровые исследования у нас были порядка в 300 городах. Я была примерно в 30 из них. Всё-таки работа цифрового антрополога прекрасна тем, что можно хотя бы поверхностно познакомиться с городом, не выходя из кабинета. Города разные – крупные, миллионеры, областные центры, районные, малые города, посёлки городского типа. На прошлой неделе я была в прекрасном городе Юрьевец Ивановской области – маленький город на Волге, всего 8 тысяч человек.

- А в Омской области, кроме Омска Вы где-то бывали?

Практически нет. Я знаю только Омск.

-Немного каверзный, но нужный вопрос: имеет ли смысл вся цифровая антропология, если нет бюджетов?

Меня убедил опыт «Города своими руками», что хотя бы минимальные средства найдутся всегда. Если нет глобальных бюджетов, чтобы перестроить центр города или огромную территорию, всегда найдутся средства на локальные решения – на небольшую улицу или маленький сквер. Мы искали решения для совсем небольших городов, где денег нет физически. И оказывается что такое дешёвое решение, как возведение воркаут-зоны, оказывает радикальное влияние на то, что происходит в социальной жизни этого места. В некоторых местах создание таких спортплощадок, просто создание мест, где подростки занимаются чем-то позитивным в своём кругу, снижает подростковую преступность на несколько десятков процентов. Либо они идут в какое-то заброшенное здание пивка попить. Либо мы предлагаем ребятам территорию, которая принадлежит только им. И это решение не стоит больших денег. Тем более какие-то вещи видны и без цифровой антропологии. Достаточно выйти в свой двор и увидеть, что скамейка не покрашена. Так что стоит взять и покрасить?

 

Справка: Образовательная программа «Город своими руками», организованная ПАО «Газпром нефть», разработана с учетом потребностей жителей Омска и предлагает пересмотреть окружающее городское пространство. Программная дирекция программы — Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Автор: Ирина Чернышева. Фото и дизайн иллюстрации: Анна Шестакова.

Предыдущий Следующий