Дикие и благоразумные

12:28 10 Май 2023

На сцену драматического театра «Галерка» вернулся спектакль «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова. Первое обращение к этой комедии состоялось 20 лет назад.

За свою историю театр поставил все пьесы драматурга, однако спектакли пришлось «заморозить» по техническим причинам. Но художественный руководитель коллектива, режиссер постановки Владимир Витько мечтал, что когда-нибудь слово любимого писателя зазвучит уже в обновленном зале «Галерки», и 28 апреля это произошло.

Конечно, премьера не стала абсолютным повтором спектакля прошлых лет: обновился актерский состав, заново создана сценография, доминантой которой является цветущая сирень, яркая зелень природы – как символ молодости, избытка чувств и жизненных сил. Благодаря лаконичным деталям угадывается атмосфера советской эпохи: тумба с афишами кинолент «Волга-Волга» и «Брильянтовая рука», упоминания профсоюзов и комсомольцев, музыка и наряды 60-70-х. Но сложно не почувствовать, что история, созданная Вампиловым, словно «парит» над приметами времени, и ностальгический флер в спектакле соединяется с внутренней, не привязанной к быту правдой жизни. Ведь молодые люди любой эпохи проживают столкновение с требованиями другой – взрослой – реальности. И это столкновение блестяще, глубоко описано Вампиловым: влюбленность 19-летней Тани, конфликт студента Колесова с ее отцом – ректором университета, студенческая свадьба с неожиданным финалом… И другие события, через которые показана многогранность отношений молодого человека с миром: с друзьями, соперниками, любимыми, с родителями.

Кажется, что именно отношения как таковые, отношения, проходящие проверку любовью, и стали тканью спектакля Владимира Витько. Режиссером создана масса точных деталей, мелких подробностей, в которых проявляются все персонажи комедии. Даже второстепенные Красавица (Валентина Неклюдова) и Веселый (Александр Хитров) в одной только сцене свадьбы проживают на втором плане свою историю сближения – от флирта до следов помады на щеке, и сделано это ненавязчиво и с юмором. А в это время на первом плане нарастает напряжение между молодоженами Букиным (Дмитрий Цепкин) и Машей (Екатерина Латыпова), между Машей и странным, слишком громким и резким, но вызывающим сочувствие Гомырой, другом жениха в исполнении Василия Анохина.

Даже одна деталь здесь может вызвать и добрый смех над ситуацией, и ее понимание: так, Комсорг (Алина Бауэр) поздравляет Машу со свадьбой, начиная с торжественно-официальной интонации и заканчивая рыданиями. Видно, как рада она за Машу, но как хотела бы тоже стать поскорее невестой – до слез. Характеры безымянных Серьезного (Сергей Кривцов), Строгой (Анастасия Смычек), Милиционера (Сергей Климов) тоже обозначены ярко и с юмором буквально несколькими штрихами.

Главные герои пьес Вампилова – это часто люди очень незаурядные. Они харизматичны, обаятельны, но при этом словно бессознательно прощупывают границы своего «я», то вдохновляя других, то ошпаривая их нахальством и порой даже низостью. Таков и Николай Колесов, роль которого исполняет молодой актер театра Антон Уилер. Способный студент, рискующий быть отчисленным из вуза, становится перед выбором: променять ли любовь к девушке на заветный диплом? Молодой актер убедительно показывает артистичную, азартную натуру Николая, но в образе пока еще недостает масштаба личности. Ведь Колесов для одних проходимец и хам, для других душа компании, для Тани (Кристина Салангина) – человек, на которого она смотрит с обожанием. Очевидно, что в нем есть привлекающие других полётность, непосредственность, чувство собственного достоинства. Поэтому хочется немного яснее понимать, каково герою ломать свои нравственные основы в пользу сухого расчёта, видя при этом перед собой безоглядную, полную наивных надежд улыбку Тани? А тут еще и разворачивающаяся у него на глазах история Золотуева, колоритно сыгранного Павлом Кондрашиным, которая свидетельствует жестко и неотвратимо: в мире есть то, что невозможно купить. Ни за какую цену.   

Конфликт «благоразумия», расчета и «дикости» как следования чувствам здесь и сейчас – главный нерв спектакля. И ярче всего он проявился в отношениях Букина и его соперника, поклонника Маши – Фролова (Павел Овчинников). Импульсивная, косноязычная рефлексия Букина, которого зовут шутом и неврастеником, очень трогательна, несмотря на безумие его порыва стреляться с «правильным», благоразумным Фроловым. Небольшая роль Дмитрия Цепкина весьма интересна этой проявленной внутренней сложностью казалась бы простого персонажа – студента-геолога, которого любовь заносит в крайности.

Тонко выстроена линия отношений родителей Тани: поняв, что дочь влюблена, мать (Ольга Лаврентьева) становится на сторону «проходимца» Колесова вопреки мнению мужа. Постепенно Репниковы словно меняются местами: тихая, «всем довольная» жена начинает управлять прежде авторитетным мужем. Ольга Лаврентьева и Сергей Дряхлов работают точно и напряженно. У них всего две совместные сцены, а виден целый спектр чувств и реакций: неуверенность властного мужчины, решительность женщины, уступки, принятие... Благодаря достоверности и непосредственности проживания, отношения Репниковых, треугольник Букина, Фролова и Маши не выглядят второстепенными на фоне любви Тани и Колесова.

Вся эта сложность отношений в спектакле «Прощание в июне» показана с легкостью: спектакль поделен на короткие сцены затемнениями, музыка советской эпохи помогает сохранить чувство отстранённости от происходящего на сцене. Герои не увязаны в быте и психологизме – иногда, как и в жизни, ситуации решаются абсурдно, парадоксально, рождая смех в зале. Но актуальность проблематики видна очень четко: взять от жизни все вряд ли возможно, если придется выбирать – возьми любовь и не предай себя и ближнего. А если ошибся, используй шанс на прощение, ведь это один из прекраснейших даров юности – возможность многое исправить и извинить.

 

Анна Зернова

    Предыдущий Следующий