Дневник фестиваля «Золотая маска» в Омске

21:03 02 июн 2021

С 22 мая по 7 июня в Омске проходит фестиваль «Золотая маска», специальная программа которого посвящена творчеству Федора Достоевского в честь его 200-летнего юбилея. 

В афишу фестиваля вошли следующие спектакли по произведениям Ф.М. Достоевского: «Страсти по Фоме» Театра наций (Москва) в постановке Евгения Марчелли, «Братья Карамазовы» Малого драматического театра - Театра Европы (Санкт-Петербург) в постановке Льва Додина, «Преступление и наказание» Театра «Приют комедианта (Санкт-Петербург) в постановке Константина Богомолова, «Кроткая» Московского театра юного зрителя в постановке Ирины Керученко и «По ту сторону греха» Театра балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург).

Фестивальные спектакли пройдут на сценах Омского государственного академического театра драмы, Омского государственного музыкального театра и Омского государственного драматического «Пятого театра».

 

21 мая

io82twuumuu.jpg

Сегодня в Омском академическом театре драмы состоялась пресс-конференция, посвященная проведению фестиваля в Омске.

«Для нас это большое событие - принимать фестиваль «Золотая маска» в десятый раз на омской земле. За эти одиннадцать дней омичи смогут встретиться со своими любимыми артистами. После пандемийного года это будет настоящий театральный праздник. Пандемия нам всем показала, что жить без искусства и тех эмоций, которое оно вызывает, невозможно.

К сожалению, я застаю только последний день фестиваля – спектакль «Братья Карамазовы»  Театра Европы. Для меня творчество Достоевского интересно тем, что оно заставляет нас думать. Читая его произведения в разные годы, ты и воспринимаешь их по-разному. Поэтому у меня спектакли по Достоевскому вызывают двойной интерес», - открыл встречу Губернатор Омской области Александр Бурков.

В этом году «Золотой маске» исполняется 27 лет. И десять лет как фестиваль проходит в нашем городе. Как рассказал директор Омского академического театра драмы Виктор Лапухин, идея привезти в наш город афишу спектаклей по произведениям Достоевского принадлежит  Генеральному директору фестиваля «Золотая маска» Марии Ревякиной.

«Нам так радостно приезжать в Омск. С чувством великой тоски и привязанности к этому городу мы ждали этой встречи. Прекрасно, что первый в этом году региональный фестиваль, а у нас 13 городов, проводится в Омске. Мы чувствуем себя как дома. Все люди замечательные и гостеприимные», - призналась Мария Ревякина.

Директор фестиваля уточнила, что Федор Достоевский неизменно вызывает интерес у российских режиссёров. А директор Литературного музея им. Ф. М Достоевского Виктор Вайнерман объяснил, что направленность на драматургию была  в Достоевском всегда. Именно поэтому его текст так замечательно переносится на сцену.

Готова и отдельная программа для гостей – от министерства культуры Омской области.

«Мы с коллегами по «Золотой маске» обязательно посетим места, где был Достоевский и связанные с ним. Покажем фундамент того самого острога, где Достоевский отбывал каторгу. Он был открыт не так давно, и уже в этом году здесь будут работать профессиональные археологи. А также будет поставлен памятный знак, скульптура, над которой работает Александр Капралов.

Учреждения культуры, поддерживая «Золотую маску» в Омске, подготовили свои мероприятия. В понедельник открывается выставка в музее им. Врубеля, посвящённая Достоевскому, а на следующей неделе состоится презентация книги Александра Лейфера «Вокруг Достоевского и другие очерки», - рассказал министр культуры Омской области Юрий Трофимов.

Первый показ в рамках фестиваля состоится уже завтра. 22 и 23 мая на сцене Омского театра драмы зрители увидят постановку «Страсти по Фоме» Театра наций (Москва) в постановке Евгения Марчелли.

22 мая

В Омске стартовал фестиваль «Золотая маска», посвященный творчеству Федора Михайловича Достоевского. 22 мая фестиваль открылся спектаклем «Страсти по Фоме» Театра Наций (Мск). Перед началом спектакля праздничное настроение омичам подарил камерный оркестр Омской филармонии под управлением Григория Вевера.

«Страсти по Фоме» – новая работа многократного номинанта и дважды лауреата премии «Золотая маска» режиссера Евгения Марчелли, поставившего более 60 спектаклей по всей России. На этот раз Марчелли вдохновился повестью Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», написанной классиком в Семипалатинске, куда его сослали после каторги в Омском остроге. Произведение стало популярным только после смерти писателя, но имя главного героя Фомы Фомича Опискина с тех пор стало нарицательным. Его роль в спектакле «Страсти по Фоме» исполнит народный артист России Авангард Леонтьев. 

Зрители в зале несколько раз вызывали артистов на сцену после окончания спектакля. Со словами благодарности к гостям обратилась заместитель председателя Правительства Омской области, министр образования Татьяна Дернова.

– Мы счастливы, что вы снова к нам вернулись. К счастью, прошлый год, пандемийный, не совпал с тем годом, когда «Золотая маска» приезжает в Омск. Каждые два года мы, омичи, восторгаемся игрой лучших актеров, смотрим лучшие спектакли. Я желаю вам всем, чтобы во время этого фестиваля и в целом, любое посещение театра в Омске, Москве, в любом городе, порождало в вашей голове те самые мысли, которые позволят нам с вами быть счастливыми людьми. Мы ждали, мы жили мыслями об этом фестивале, спасибо «Золотой маске», что Омск традиционно в числе не очень большого числа городов принимает эти замечательные спектакли, – отметила Татьяна Дернова.

Генеральный продюсер фестиваля Мария Ревякина поблагодарила за поддержку Правительство Омской области, Минкульт РФ, Фонд федеральных грантов и выразила благодарность не только артистам театра, но и Федору Достоевскому, чьи произведения до сих пор раскрывают перед нами тайны человеческой души.

Фоторепортаж со спектакля 

23 мая

dsc_2217.jpg

Сегодня, в Омском академическом театре драмы состоялась творческая встреча с творческой группой спектакля «Страсти по Фоме».

Спектакли режиссёра Евгения Марчелли часто приезжают в наш город. Мало того, что это выдающийся постановщик театральной России, так ещё и Омскому академическому театру драмы он отдал несколько лет творческой жизни. С тех пор сам Евгений Жозефович – почетный гость Омска,  а показы его спектаклей неизменно проходят с аншлагом.

Евгений Марчелли приехать не смог, но омичи встретились с ещё одним экс-земляком – Владимиром Майзингером, который сегодня носит звание Заслуженного артиста РФ.

«Тепло и хорошо в Омске, это замечательно. Кое-что поменялось, кое-что осталось прежним. Приехать сюда в очередной раз очень приятно и радостно. Это радость встречи с театром, в котором очень много произошло. Так как находишься в работе, лавина ностальгических воспоминаний не нахлынула, но, во всяком случае, очень приятно снова быть в этих стенах», - отметил Владимир Майзингер, который в спектакли «Страсти по Фоме» играет роль Егора Ростанева.

О спектакле с гостями творческой встречи поговорили также Народный артист РФ Авангард Леонтьев и молодой актер Олег Отс. Отс отметил, что Достоевскому удалось создать русскую модель поведения, а Авангард Леонтьев, в частности, не упустил момент для комплиментарного высказывания в адрес наших зрителей:

«Ваш город – совершенно замечательный. Он обладает большим обаянием. Такой наивности и зрительской предрасположенности, как в Омске, в Москве на спектакле «Страсти по Фоме» не было. Москвичи не могут так радоваться в зрительном зале, сопереживать, сочувствовать и окликаться, как омичи».

Отдельный комплимент получил Омский академический театр драмы – от заведующего художественно-постановочной части Театра Наций Александра Соломина:

«Совершено блистательные люди работают в постановочной части Омского театра драмы. Такая отдача и такое участие – из десяти баллов можно поставить только десять. Этот театр всегда принимает с распростертыми объятиями, и включается в процесс, будто работает над собственным спектаклем. Здесь трудится отличный коллектив, который следит за этим храмом».

Сегодня состоится второй показ спектакля «Страсти по Фоме». А 25 и 26 мая на сцене Пятого театра омичей приглашают на спектакль «Преступление и наказание» 18+ в постановке Константина Богомолова (театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург)

 

26 мая

dsc_2419.jpg

Сегодня в Пятом театре состоялась встреча с творческой группой спектакля «Преступление и наказание» в режиссуре Константина Богомолова. Постановку привез театр «Приют Комедианта» из Санкт-Петербурга.

Гостями встречи стали: директор-художественный руководитель театра «Приют Комедианта» Виктор Минков, актер театра и кино Дмитрий Лысенков, Заслуженный артист России Александр Новиков, Народный артист России Валерий Дегтярь и актриса Алена Кучкова.

С идеей поставить «Преступление и наказание» Константин Богомолов пришел к директору театра «Приют комедианта». Театр в этом плане очень интересен – у него нет своей труппы, зато есть возможности для приходящих режиссёров, которые могут осуществить свои спектакли с привлечением артистов из разных театров.

 «Преступление и наказание» это то, что сидело в Косте (Богомолове), и что ему очень хотелось сделать. Он откровенно мне говорил, что ни в одном театре не видел команду, которая раскладывалась бы – тот кастинг, который случился в итоге. Конкретные артисты были выбраны на конкретные роли», - говорит директор-художественный руководитель театра «Приют комедианта» Виктор Минков.

Роль Раскольникова исполнят известный актер  театра и кино Дмитрий Лысенков, который всегда считал, что этот персонаж наименее выгодный для театра ввиду своего бездействия.

«Но, как выяснилось во время работы над этим спектаклем, как раз в этом и интерес – воспринимать. Самому не воздействовать ни на кого, а являться слушателем. Такого в моей биографии не было. В чем метод нынешнего Богомолова? Он произносил несколько раз фразу, что мы – это «химикат, который проливается в зал». Мы даем зрителям возможность ориентироваться на своё восприятие», - комментирует артист.

Убивал Раскольников или нет, фашист он или нет, верит ли он в Бога, раскаивается ли, кается – это всё вопросы для зрителя. То же самое касается и других персонажей – человек в зале рассудит сам.

«Что касается Пульхерии, это такой наивный человек. В то же время и не наивный. Это видно по её высказываниям в письме и потом, когда она встречается и прощается с сыном. Это что-то двоякое. В ней есть как плохое и хорошее. Естественно она, как мать, выгораживает своих детей. Она безоговорочно любит Родиона. И я думаю, что она отчасти его боится», - Алена Кучкова, исполнительница роли Пульхерии Раскольниковой

 «Каждый судит героев в меру своей испорченности. Сидящий  в зале смотрит спектакль, исходят из собственных представлений о добре и зле. Можно рассматривать моего персонажа так, а можно иначе. Можно задаваться вопросом, почему он такой спокойный, милый и простой, но за его спиной столько, якобы, злодеяний», - Народный артист России Валерий Дегтярь, исполнитель роли  Свидригайлова.

Кроме того, все гости встречи высказали благодарность не только Константину Богомолову за работу в этой постановке, но и директору театра «Приют комедианта» за создание комфортных условий для труда. Горячее всех по этому поводу высказался Заслуженный артист России Александр Новиков, исполнитель роли  Порфирия Петровича.

«Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что в бродячем образе существования артиста заложен колоссальный смысл. Я – жертва репертуарного театра (Ленсовет), я люблю его. Но когда стал появляться возможность ходить на сторону, я стал получать от этого огромное удовольствие. «Приют комедианта» для меня любимое место на карте Санкт-Петербурга», - признался артист.  

Фоторепортаж Андрея Кудрявцева со спектакля можно посмотреть по этой ссылке

 

27 мая

Сегодня и завтра на сцене Омского музыкального театра выступит прославленный балет Бориса Эйфмана. В наш город артисты привезли спектакль «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова.

«Балет «По ту сторону греха» стал новым пластическим прочтением хореографом романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также поставленный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму», - гласит анонс спектакля.

Сегодня мы побывали на репетиции постановки и пообщались с исполнителями главных ролей.

igoxczq1qfiu2ufmmmvtliulse_ncrnktrakp62x-1mejxfpc.jpg

Заслуженный артист России, Лауреат премии «Золотая Маска» Олег Габышев, исполнитель роли Дмитрия Карамазова:

«В течение года мы работали над созданием этой версии. И выстраивание роли было во время всего процесса. И даже сейчас в репетициях что-то находится. Нет финальной точки. Я думаю, это манера многих художников, даже Федор Михайлович часто что-то переписывал, переделывал.

Я думаю, что Достоевский наделил моего героя особенно русскими чертами – открытая русская душа, страсть без конца и края. Я думаю, что это самое сложное для артиста и физически и эмоционально – показать, что готов ради любви на всё».

ikmnh8b8stvojveu2bwb39giehxqxaa50hdnt0ndeg8ejxfpc.jpg

Дэниел Рубин, исполнитель роли Алексея Карамазова:

«В нашем произведении есть слова Достоевского. Конечно, не так как они звучат в романе, немножко в ином порядке. Но, благодаря этим нескольким маленьким кусочкам, передается суть того, что, возможно, не получится выразить с помощью хореографии.

К сожалению, это балет редко у нас идет. Зато в этом году уже третьи гастроли. Готовясь к спектаклю, я много читаю Достоевского, пытаюсь погрузиться в эту атмосферу. И мы очень много репетируем, так как здесь не совсем классическая хореография».  

cny07zfufk3dtikyzd_dw862bayr9mslobzjiwadt7eejxfpc.jpg

Дарья Резник, исполнительница роли Грушеньки

«Я все беру из пластики, из хореографии Бориса Яковлевича. Если у меня не было в жизни каких-то ситуаций, личного опыта, то я всё показываю через пластику и через музыку. Достоевский сложен. Его сложно читать и танцевать. Очень глубокий писатель.  

Мне кажется, сейчас молодежь редко воспринимает балет. Я не знаю, права или нет. Но, ощущение, что интересоваться этим искусством стали меньше. Мои ровесники приходят смотреть балет, в основном, из хореографических училищ. А просто молодой человек или девушка вряд ли придут на балет».

Отметим, что в продаже еще есть билеты. Их можно приобрести по этой ссылке.  

 

31 мая

fmpipwh-ims.jpg

Специальная программа «Достоевский и театр» фестиваля «Золотая маска» в Омске» продолжается.

Сегодня в 18:00 и в 21:00 на экспериментальной площадке Омского академического театра драмы состоялись показы спектакля «Свидригайлов. Сны» в постановке главного режиссера театра Георгия Цхвиравы (сцена из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Георгий Цхвирава о постановке:

«Главный герой спектакля – Свидригайлов. Я решил исследовать эту линию. В нашем театре, с моей точки зрения, есть артист, который может сыграть эту роль.

Эпилог романа начинается так: «Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключен ссыльно-каторжный второго разряда Родион Раскольников». Название города не указано, но мы же все понимаем, о каком городе идет речь».

 

2 июня

Сегодня состоялась встреча омских журналистов с творческой группой спектакля «Кроткая» Московского Театра Юного Зрителя.

 «Кроткая» это спектакль о страшном и сложном духовном пути двух человеческих душ, двух человеческих тел — бесприютных и одиноких, нуждающихся друг в друге бесконечно и гибнущих в этой близости, в этой ее невозможности», - гласит анонс спектакля.

Главные роли исполняют Заслуженный артист РФ Игорь Гордин и Елена Лямина.

«Наш спектакль о том, что люди не умеют видеть и слышать друг друга. Мужчины и женщины совершенно разной природы и психики. Поэтому очень важно в этой жизни настраиваться на любимого человека. Любить надо друг друга, стараться услышать и почувствовать», - говорит режиссёр спектакля Ирина Керученко.

img_7085.jpg

То, что «Кроткая» появилась на сцене Московского Театра Юного Зрителя – заслуга актрисы Елены Ляминой. На вопрос режиссёра, кого она хочет сыграть из героинь Достоевского, Елена ответила – «Кроткую». Так, история воплотилась на сцене.

«Этот спектакль мы играем 12 лет. Значит, есть в нем какое-то зерно, которое позволяет постановке существовать. Вообще, чем меньше артистов на сцене, тем дольше спектакль может прожить. Если в спектакле заняты 15 человек  и всего три человека его оживляют,  а остальные устали, то спектакль умрёт», - поделился заслуженный артист РФ Игорь Гордин, исполнитель главной роли.  

img_7055.jpg

 Елена Лямина уточняет, что спектакль «Кроткая» живет так долго, потому что артисты его очень любят.

«Мне кажется героини Достоевского чувственные, болезненные, искренние, гордые. Очень много намешано – и женственность, и непокорность, и вопреки. Такой сплав… я нахожу в себе его», - признается актриса.

Второй показ спектакля «Кроткая» состоится завтра, 3 июня. Все билеты проданы.

 

5 июня

В Омском академическом театре драмы журналисты встретились с творческой группой спектакля «Братья Карамазовы» Малого драматического театра (Санкт-Петербург). Режиссер-постановщик – Лев Додин.

6 и 7 июня на омской сцене пройдут два показа спектакля «Братья Карамазовы», премьера  которого состоялась в ноябре минувшего года. Несмотря на условную молодость, постановка уже завоевала уважение критиков и любовь зрителей. Хотя, как поясняют сами артисты, занятые в спектакле, процесс работы ещё далек до завершения.  

«Я думаю, что наш спектакль на этапе рождения. На мой взгляд, пока спектакль раз 20-30 не сыгран, он досочиняется – налаживаются связи, возникают новые мысли, подробности. И сейчас Лев Абрамович много и тщательно репетирует, и дает нам много задач. Наверное, когда он поймет, что мы что-то нащупали и даст нам возможность плыть самостоятельно, а мы обретем ощущение уверенности и свободы, тогда можно будет сказать, что спектакль народился», - Елизавета Боярская, исполнительница роли Катерины Ивановны.

img_7178.jpg

Работа над спектаклем шла четыре года. За это время артисты успели попробовать роли почти всех персонажей, только потом произошло окончательное распределение. Изначально героев было намного больше, но постепенно спектакль избавлялся от «лишних» лиц. 

«Хочется сказать, что эта история не совсем про братьев Карамазовых, она про нас с вами. Потому что в каждом из нас есть Митя, Алеша, Смердяков, отец, Катя и Груша. Это мы. Потому что если посмотреть на события, которые происходят вокруг нас, и страшные и простые, это те же «Братья Карамазовы». Достоевский пишет о нас, о людях вне времени и пространства. Меняются технологии, меняются вещи, но суть человека такая, какая она есть – можно назвать ее греховной, или святой», - говорит исполнитель роли Павла Смердякова Олег Рязанцев.  

img_7284.jpg

Гости отметили, что есть особая атмосфера в том, что «Братья Карамазовы» играются в городе, знаковом в биографии Федора Достоевского. Ведь, как подчеркивают исследователи, именно в Омске «родился» великий писатель.

«Говорить «слава богу, что человек был в ссылке», неловко. Лучше не стать гением и не быть в ссылке - слишком дорогая цена. Конечно, до ссылки это был один писатель, а в «мертвом доме» возник другой. После ссылки ты узнаешь что-то такое про людей и про себя, о чем кому-то даже страшно рассказывать. Достоевский оказался бесстрашным», - говорит Лев Додин, народный артист России, художественный руководитель Театра Европы.

dsc_2933.jpg

«Я был в Омске в 2014 году, нам проводили экскурсию, и я ходил в музей имени Ф.М Достоевского. Я в курсе, что место острога – знаковое место для омичей, любителей Достоевского и для всей нашей культуры. И знание того, что Достоевский был здесь на каторге, добавляет размышлений и чувств», - подтверждает Евгений Санников, исполнитель роли Алексея Карамазова.

img_7308.jpg

 

7 июня

В Омске завершилась специальная программа фестиваля «Золотая маска», посвященная 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Накануне вечером прозвучали овации на заключительном спектакле – «Братья Карамазовы» Малого драматического театра – Театра Европы. Омичей с завершением фестиваля поздравили Губернатор Омской области Александр Бурков и президент фестиваля «Золотая маска» Игорь Костолевский. После спектакля глава региона вручил гостям благодарственные письма и поблагодарил всех участников и организаторов.

«Подошел к концу наш традиционный и всеми любимый фестиваль «Золотая маска». Огромное спасибо организаторам и участникам фестиваля за эти прекрасные  дни диалога с Федором Михайловичем Достоевским,  с персонажами его произведений. Достоевский – один их самых читаемых в мире писателей. Русский философ Николай Бердяев сказал, что Достоевский  - это самое большое, что Россия дала духовному миру всего человечества. Эти дни фестиваля дали возможность омским зрителям  взглянуть на свою жизнь, может, под другим ракурсом, заглянуть в душу, посмотреть по-иному на происходящее. Уверен в том, что этот фестиваль дал возможность артистам получить определенный творческий заряд. Достоевский - это тот писатель, которого нужно читать молодым людям, потому что он современный, нужно молодежи его смотреть в кино и театре. Уверен, что сотрудничество Омска и «Золотой маски» даст нам не раз возможность наблюдать лучшие театры у себя на наших омских сценах», - отметил Губернатор.

В рамках фестиваля, который проходил с 22 мая по 7 июня, в Омске состоялись показы спектаклей из шести театров. Напомним участников фестиваля: «Страсти по Фоме» (Театр Наций, Москва), «Преступление и наказание» (Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург), «По ту строну греха» (Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург), «Свидригайлов. Сны» (Омский академический театр драмы), «Кроткая» (Театр МТЮЗ, Москва) и «Братья Карамазовы» (Малый драматический театр-Театр Европы, Санкт-Петербург).

Все они представили разные способы осмысления наследия Достоевского, разные подходы к сценической интерпретации его сочинений, мировоззрения, философии. Программа поддержана Министерством культуры Российской Федерации и Фондом президентских грантов. В Омске фестиваль прошел при поддержке Правительства Омской области.

Спектакли в Омске проходили на четырех сценах, всего состоялось тринадцать показов. У омичей была возможность пообщаться с гостями – пятнадцать артистов театров приняли участие в творческих встречах и в пресс-конференциях.

Как сказал Игорь Костолевский, спецпрограмма «Золотой маски» «Достоевский и театр» по-особому прозвучала в Омске.

«Лев Абрамович Додин со своими соратниками, потрясающими артистами, создал удивительный театральный мир, мир Достоевского, в центре которого - человек, со всеми своими слабостями и страстями. И, подчас, эти герои напоминают нас, это прямое обращение героев Достоевского к современникам, к нам с вами, это честный прямой диалог, и очень важно, чтобы этот диалог никогда не прерывался. Сегодня мы завершаем нашу спецпрограмму «Золотой маски» «Достоевский и театр» в Омске, в городе, с которым связана биография Достоевского, городе, где Достоевский занимает особое место. Вся эта радость, она не произошла, если бы не наши друзья и партнеры, благодарим Правительство Омской области и лично Губернатора. И наш любимый, один из самых лучших театров России, Омский драматический.  Но самое главное, мы благодарны всем вам за внимание, чуткость, за то, что даете нам, артистам, без вашей поддержи, любви, этого ничего бы не было», - сказал, обращаясь к публике Игорь Костолевский.

Мероприятия, приуроченные к 200-летию Ф.М. Достоевского, в Омской области продолжатся. Еще одним театральным фестивалем, посвященным писателю, станет «Достоевский точка Омск» драматического театра «Галерка».