Дню рождения Музея имени Михаила Врубеля посвящается

17:44 22 дек 2022

21 декабря 2022 года Омский музей изобразительных искусств имени Михаила Врубеля отметил свое 98-летие. Этой дате были посвящены  знаковые мероприятия, которые сотрудники музея подготовили с особым пиететом. Речь идет о  презентации Выставочного зала Николая Третьякова (1926-1989), показе «Рельефного панно на археологическую тему», проведении 20-21 декабря XXVI  Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти Ф.В. Мелехина,  издании уникального альманаха «Дворцовые истории. Очерки архитектурной и культурной биографии генерал-губернаторского дворца. 1862-2022».

         - В день рождения музея мы представляем новое экспозиционное пространство. Это зал Николая Третьякова, известного омского художника, шестидесятника. Его считают основателем омского археарта, - отметила  на открытии зала Ирина Симонова, заместитель директора по научной деятельности Омского музея изобразительных искусств имени Михаила Врубеля. - Впервые с 1988 года зрители смогут увидеть монументальный рельеф на археологическую тему, созданный в 1977-ом  для оформления зала археологии Сибирского края Омского историко-краеведческого музея. После разделения музеев, здесь долгое время находились фонды  - графики, народного искусства, иконописи. Только в 2022 году они в полном составе были перемещены в специально оснащенное помещение Центра «Эрмитаж-Сибирь», а зал Генерал-губернаторского дворца, наконец-то, стал доступен для посетителей.

Изначально исследователи считали, что панно сделано по мотивам наскальных рисунков  Томской писаницы. Но в процессе исследования выяснилось, что в своей работе Николай Третьяков  опирался на три памятника наскального искусства, расположенных по берегам реки Томь. Это Томская писаница, Тутальская писаница, Романовские писаные камни. Из этих трех памятников, несомненно, наиболее известна Томская писаница. В настоящее время она входит в состав крупнейшего за Уралом одноименного Кузбасского музея-заповедника, занимающего площадь в 156 га.

Так как жена Третьякова Ирина Захарова была  известным в Омске археологом и этнографом, то у нее собралась богатая археологическая библиотека, которую художник внимательно изучал. Искусствоведам не известно, бывал ли Николай Яковлевич на Томской писанице, хотя они доподлинно знают, что  Алтай он посещал. Но совершенно очевидно, что в своей работе художник опирался на альбом ученых  А. П. Окладникова и А. И. Мартынова «Сокровища томских писаниц». Научным консультантом в работе над панно выступила Ирина Захарова. Получилось произведение искусства, которое имитирует скальную выбивку и гравировку. Все это сделано по тонированному  бетону, причем художник умело сочетал такие особенности наскальных рисунков, как пустынный загар.

- Любой камень от солнца становится темнее, - пояснила Ирина Симонова, - а выбивка или рисунок светлеют. И это придает особую выразительность наскальному искусству и этим Николай Третьяков умело воспользовался. За то время пока панно не показывалось зрителю, оно претерпело некоторые изменения, и потребовались реставрационные вмешательства, например, пришлось кое-где внести тонировку.

Изготовленное из тонированного бетона, «Рельефное панно на археологическую тему»  имеет внушительные размеры  – 3,7м на 6м – и представляет собой сложную композицию, выполненную в подражание наскальным рисункам – петроглифам на «писаных» камнях, расположенных по берегам реки Томь.

Знакомый с подлинными образцами древнего творчества по алтайским экспедициям, Третьяков, работая по бетону, мастерски имитировал технику нанесения петроглифов: контурную и сплошную выбивку, гравировку, прошлифовку. Усиливает впечатление от восприятия произведения произвольно увеличенный масштаб фигур, придающий им монументальность и значимость. Эстетику древнего искусства художник передал с помощью палимпсеста – приема, при котором изображения частично перекрывают друг друга.

         Панно Николая Третьякова – это не фрагмент какого-то конкретного памятника, не реконструкция, а творчески переработанная композиция, привносящая в кажущуюся документальность глубокое личностное переживание художника, выступающего в роли демиурга-творца, создавшего на основе архаичных образов собственную Вселенную, свой новый Миф.

Благодаря научному и творческому сотрудничеству с Музеем-заповедником «Томская Писаница»  Омский музей изобразительных искусств имени Михаила Врубеля знакомит с этой удивительной страницей древней истории Сибири и показывает, как сегодня выглядят некоторые из петроглифов, включенные в композицию монументального панно.

Дополняют рассказ о творчестве Николая Третьякова, талантливого и многоликого художника – живописца, графика, скульптора, монументалиста, основоположника омского археоарта (или этноархаики) – шесть графических произведений из коллекции музея, объединенных в «Алтайскую серию». Листы, выполненные в разных техниках (гуашь, пастель, гравюра на картоне, смешанная техника), впечатляют жанровым и стилевым разнообразием, глубиной мировосприятия и философичностью.

Экспозиция, организованная в новом выставочном зале,  будет  работать с 22 декабря 2022 г.  по 5 февраля 2023 г.  в Генерал-губернаторском дворце (ул. Ленина, 23).

И третий подарок ко Дню рождения Музея имени Михаила  Врубеля. Его поистине можно назвать шедевральным. Уже сейчас те, кто занимается краеведением, российской историей, могут сказать «спасибо» авторам-составителям этого фолианта. Речь идет об альманахе, изданным Министерством культуры Омской области и  Омским областным музеем изобразительных искусств имени М.А.Врубеля, «Дворцовые истории. Очерки архитектурной и культурной биографии генерал-губернаторского дворца. 1862-2022». Авторами этого научно-популярного издания, приуроченного к 200-летию Омской области и 160-летию со дня окончания строительства дворца генерал-губернаторов Западной Сибири и Степного края, выступили сотрудники музея. Научный руководитель проекта - главный научный сотрудник, хранитель фонда русской живописи, кандидат исторических наук Ирина Девятьярова. Издание охватывает весь период исторической и культурной биографии здания  и рассказывает о его строительстве, интерьерах, генерал-губернаторах и их знаменитых гостях.

Большая часть особняка, расположенного в самом центре Омска, связана с музейным делом: с 1923 года в нем разместились исторические и художественные коллекции. И эта часть его жизни оказалась не менее интересной, наполненной событиями, радостными и драматическими, - теми, которыми жили страна, город, музеи.  Насыщенная биография дворца постепенно открывается исследователям, в архивах выявляется новая информация, да и само здание иногда преподносит сюрпризы, например, фрагменты ранее украшавших его стены обоев, обнаруженные под подоконником.

Эта книга – первое издание, посвященное исключительно генерал-губернаторскому дворцу. На ее страницах раскрываются сюжеты из истории строительства дома, о жизни в период Белой столицы и времен второй мировой войны, о легендарных руководителях музея изобразительных искусств.

Авторами «Дворцовых историй», представленных в виде очерков, являются директор музея Фарида Буреева, главный научный сотрудник Ирина Девятьярова, заместитель директора музея по научной работе Ирина Симонова, научные сотрудники Евгений Груздов, Игорь Глазов, Елена Реутова, Елена Ярцева, архивариус Ольга Крепкая, ведущие методисты Лариса Андреева и Юлия Лопаткина, художник-реставратор Татьяна Масюк. Темы их исследований глубоки и многообразны. Это  рассказ о старых фотографиях, что висели  в кабинете легендарного директора Краевого музея Федора Мелехина; история о неудачном ремонте здания в 1970-х годах; повествование о судьбе директора Омского музея изобразительных искусств Анатолия Гольденблюма; подробности строительства дома генерал-губернаторов Западной Сибири и еще много познавательных очерков.

В дополнение к изданию прилагается копия карты «План настоящего расположения уездного города Омска Акмолинской области». 1869 г.».

Тираж «Дворцовых истории» невелик – всего 300 экз. Приобрести фолиант можно в здании Генерал-губернаторского дворца (ул. Ленина, 23).

 

Фото Владимира Казионова.

    Предыдущий Следующий