Духовой оркестр Омской филармонии Год защитника Отечества открывает премьерой
Коллектив под руководством заслуженного деятеля культуры Омской области Олега Романова готовит новую масштабную программу «Виват, оркестр!» (6+). Этот концерт посвящён творчеству выдающегося отечественного военного дирижёра и композитора Василия Агапкина (1884–1964) – автора знаменитого марша «Прощание славянки», который узнаваем по первым аккордам. Работать над предстоящим проектом Олег Юрьевич начал заранее, уделяя ему много времени. Самым сложным в этом деле оказался поиск нотного материала – произведения Василия Агапкина, к сожалению, практически не издавались. Но случилось чудо, которое происходит тогда, когда в него верят. Об этом, а также о том, какую роль в истории сыграла духовая музыка, Олег Романов рассуждает в преддверии своего концерта, который состоится 16 февраля на сцене Концертного зала филармонии.
Экскурс в прошлое
Духовой оркестр и русская духовая музыка сегодня само собой разумеющиеся понятия. Но так было не всегда. Исторически в России очень развита была хоровая музыка, поскольку она звучала в православных храмах, – рассказывает Олег Романов. – В Европе же, наоборот, далеко вперёд ушло профессиональное инструментальное исполнительство. Когда на Западе уже были известны И.С. Бах и Г.Ф. Гендель, в нашей стране инструментальная музыка находилась в зачаточном состоянии. Но с формированием Петром I армии всё изменилось.
Образцом служили армии иностранных государств, и в частности Пруссии, где каждый полк имел свой военный духовой оркестр, а каждый оркестр – своего руководителя или капельмейстера. Для своего полка капельмейстеру необходимо было сочинить марш. Поначалу в военные оркестры приглашались иностранные музыканты, но затем в России появились и свои самородки. Таким образом, в нашей стране профессиональная инструментальная музыка получила развитие именно через институт военных оркестров. Духовики были первыми!
Поиск материала
Идея новой концертной программы изначально состояла в том, чтобы показать истоки русской духовой музыки, творчество её лучших представителей – и прежде всего Василия Агапкина. Помимо марша «Прощание славянки» он написал множество других произведений, которые практически не известны, но имеют полное право звучать со сцены и быть услышанными. В связи с этим возникла необходимость поиска нотного материала, которого у нас, к сожалению, не было. Искренне надеялся, что у кого-то ноты Агапкина есть, и по этому поводу планировал обратиться к своим знакомым в Москву. Пока обдумывал идею, в соцсети пришло личное сообщение от незнакомого мне человека:
«Приветствую Вас! Для Вашего оркестра у меня лежит подарочная книга от правнука Василия Агапкина. Могу выслать, если укажете точный адрес пункта выдачи в Вашем городе…». Невероятно! Как такое возможно?!
Подарок судьбы
Оказалось, что к 140-летию со дня рождения Василия Агапкина, которое отмечалось в 2024 году, его наследники издали книгу и бесплатно распространяют это издание по коллективам – «Собрание сочинений В.И. Агапкина: партитуры для духового оркестра». Здесь опубликованы марши, вальсы, танцы, ноты для фортепиано.
Кстати, человек, который ко мне обратился, – не волшебник, а музыкант – артист Новосибирского городского Духового оркестра Дмитрий Парамонов. Он принимал участие в подготовке этого издания. Большое счастье, что оно у нас появилось, наш коллектив будет обязательно обращаться к нему в своей работе.
Записала Анастасия Иголкина
Фото предоставлено Омской филармонией