Этот забавный Шекспир в Центре современной драматургии

11:42 21 окт 2019

dsc_1382_1.jpg

Центр современной драматургии удивляет вновь. Дело в том, что в репертуаре самого молодого и экспериментального театра Омска появился Шекспир в жанре «фолк-мюзикл». За всей ныне утверждённой академичностью площадного театра, законы которого в полной мере соблюдает режиссёр Ярослав Максименко, ЦСД возможно внезапно для себя, или, наоборот, в хорошо выстроенной стратегии  вдруг демонстрирует не Шекспира-гения, но Шекспира-человека. Благодаря недавно опубликованному переводу Татьяны Тульчинской, которая убедительно  сокращает дистанцию между гением и нами – простыми смертными.

Драматург Уильям Шекспир принадлежит всему миру, подростки каждого читающего государства уж точно знают, что есть такой Гамлет, который вроде как говорил с черепом, но это не точно. И мы привыкли относиться к тому самому Уильяму с уважением, почтением и даже трепетом до такой степени, что перестали видеть в Шекспире человека, который когда-то жил, спал, трудился и смеялся. О юморе Шекспира написано немало, но эта светлая сторона почила под давлением тяжеловесного вопроса «Быть или не быть». Последние пьесы Шекспира относятся к жанру трагикомедий – пьес, лишенных подлинного трагизма. Незадолго до смерти драматург написал «Бурю» - эдакую сказочную комедию положений Англии 16-17 века с присущим Шекспиру налётом уже не бунтарской, но лёгкой грусти.

dsc_1437_1.jpg

Ярослав Максименко в своей постановке обращается к жанру площадного театра и к театру «Глобус», который был собственностью многих актёров, включая Шекспира. Поэтому на сцене Арт-центра нет декораций, зато есть две колонны – дань «Глобусу». На голый паркет выходят персонажи, а над зрителями включен свет. Всё максимально открыто. Главный герой Просперо (Владимир Кин) читает монолог, глядя в глаза первым рядам.  Вокруг него с грацией феи кружится дочь Миранда (Полина Кремлёва), которая вовсе не замечает присутствующих. Просперо – сосланный на необитаемый остров, но не сломленный волшебник с величественным посохом с мощными гласными в речи. Как ни крути, а Владимир Кин – премилый мужчина. И за его нарочитой грозностью мы невольно разглядываем своего нового друга, которого незаслуженно обидели, но он обязательно отыграется. Тем более, что у него такая очаровательная помощница. Хотя «очаровательная», возможно, это не то слово для бесплотного духа Ариэля, который готов на любые дурные дела, ради своего освобождения от хозяина. Но Зарина Демидова, исполняющая эту роль, слишком хороша, чтобы ею не залюбоваться в очередной раз. Гибкая, сексуальная, блестящая в прямом смысле, благодаря оригинальному костюму от омского художника Татьяны Жаровой. Демидова словно струится по сцене, заполняя собой пространство и обволакивая его. Подспудно становится даже удивительно отсутствие сексуального подтекста между Просперо и его вынужденной прислужницы.

dsc_1519_0.jpg

Моментально вызывает симпатию дикарь острова Калибан. С его выходом зритель окончательно убеждается в комедийном контексте и уже спокойно откидывается на кресле – сегодня нас ждёт приятный вечер без серьёзных вопросов. А тем временем долговязый Калибан (Ярослав Максименко) походкой слегка подбитого зомби возмущенно бродит по сцене, пока Просперо не выгоняет дикаря обратно в свою пещеру.

Истории изгнанного волшебника сопутствует ещё несколько сюжетных линий. Линию принца Фердинанда (солист балета музыкального театра Валентин Царьков) и дочери Просперо Миранды можно назвать диснеевской. Они порхают по сцене, пока Полина Кремлёва в образе отказывается от любви вдохновленного принца, ведь ну как можно полюбить  вот так сразу, даже если он прекрасен. Вся прекрасная половина зала уже готова отдать Царькову свои сердца, пока разумная дочь волшебника не торопится бросаться в объятия своего поклонника.

Не стоит забывать, что жанр спектакля мюзикл, а значит в действии много музыкальных композиций. ЦСД сделали ход конём и взяли в спектакль мировые хиты в фолк-обработке. Сложную задачу композитора решал Сергей Захаркин. Получилось интересно, учитывая, что все актёры поют вживую. Музыкальным руководителем выступила Полина Кремлёва, которая носит титул самой поющей дивы Центра современной драматургии. Преподавательское чутье Полины не подвело, у каждого из артистов выбрана нужная нота и характерный тон исполнения для создания образа. И если о певческих способностях резидентов ЦСД зритель знает достаточно много, то приятным сюрпризом стал если не дар, то талант Валентина Царькова, который признался, что для него петь на сцене – мечта. А для этого, как выяснилось, солист обладает всем необходимым. Остаётся надеяться, что выход на сцену в спектакле «Буря» будет для Царькова не единственной отдушиной.

dsc_1496_0.jpg

Замечательная пара получилась у самовлюблённого брата Просперо Антонио (Антон Булавков) и младшего советника Себастьяна (Светлана Баженова). Глуповатый Себастьян и истеричный Антонио пытаются плести свои заговоры, но получается весьма нелепо, а, точнее, не получается совсем. Баженова очень удачно берёт за основу своего образа стандартизированных комичных персонажей, который случайно говорят невпопад, спотыкаются и трусливо оправдываются.  Антон Булавков находит в своем персонаже некоего аристократа-неудачника с изящным взмахом руки избалованного королевского резидента. 

Окончательную комедию выстраивают шут и дворецкий – Евгений Хохлов и Алина Анохина. Растерянно и комично режет шагами сцену Король Алонзо Дмитрий Татарченко. И шлифует комедийную сторону этой истории неподражаемый в этом спектакле Дмитрий Исаенко в роли советника короля Гонзало.

Возможно, это совсем не тот Шекспир, которого вы привыкли знать, но этот парень вам точно понравится.

Текст опубликован в газете «Ореол» от 16.10.

Автор: Ирина Чернышева. Фото: Анна Шестакова.