Фарида Буреева. Музеи хранят правду
Вековой юбилей отмечает в этом году Омский областной музей изобразительных искусств им. Михаила Врубеля. Событие значимое в масштабах как региона, так и всего музейного сообщества страны. Портал «Культура 55» начинает публикацию материалов, посвященных этой знаменательной дате.
Наш собеседник – директор музея, кандидат исторических наук Фарида Буреева.
- Фарида Мухаматшарыповна, по признанию специалистов, успешность директора театра определяется его умением организовать и провести крупный фестиваль. Есть ли подобное мерило у директора музея?
- Показателем успешности любого директора является узнаваемость музея среди горожан. Если мы находим отклик у жителей города Омска, то тогда этот музей успешен. Не все музеи могут привозить большие выставки, нам в этом смысле повезло – мы находимся под крылом регионального министерства культуры и Правительства Омской области. Но есть и другие музеи, в которые выставки не привозятся, но они домашние, родные для горожан.
- Как вы определяете отношение омичей к музею?
- Об этом говорит уровень посещаемости. Мы всегда рады, если пишутся комментарии в социальных сетях, собираются мнения посетителей. Есть книга отзывов – это самый стандартный, привычный источник обратной связи. Не всегда бывают лестные отзывы, но в них тоже есть необходимость. Еще один способ, который позволяет нам получить обратную информацию: речь идет о людях, которые первыми контактируют с посетителями: гардеробщики, кассиры, смотрители. Именно они первыми получают как дозу позитива, так и дозу негатива.
- Насколько в музейном деле важны личные связи?
- Важны. Мы доверяем людям, которых знаем, в которых уверены. И если у тебя есть личный контакт, то он срабатывает. Но не все решает руководитель, если мы говорим о музейной сфере. Есть закон, есть юридическая обоснованность. Если кто-то думает, что я сейчас позвоню и скажу: «Ну-ка, выдайте-ка на выставку то-то и то-то», этот фокус может не пройти, потому что есть фондовая комиссия и реставрационный совет, которые решают выдать или не выдать картину.
- Как вы считаете, для того, чтобы понимать искусство, получать от увиденной работы эмоции, нужна ли зрителю подготовка?
- В музей, театр, концертный зал человек приходит за впечатлениями. Культура – это во многом просвещение, но мы все живем эмоциями и нам всем нужна доза эмоционального взрыва, катарсиса. Невозможно, глядя на красивое произведение живописи, остаться к нему совершенно равнодушным.Эмоциональное чувство затягивает и позволяет нам рассказать человеку то, что мы хотим до него донести: определенные смыслы, знания. Мы используем этот эмоциональный инструмент воздействия на нашего зрителя – для того, чтобы, кроме душевного просветления, заложить информацию. Музеи – это наследники, хранители любой истории: экономической, политической, культурной. Музеи хранят правду, свидетельства своей эпохи, так же, как и архивы. Через документы, картины, предметы мы рассказываем о чем-то.
- Фарида Мухаматшарыповна, в этом году Омский областной музей изобразительных искусств имени Михаила Врубеля отмечает юбилей. Столетие. Две глобальные выставки – «Золото древних степей» и «Петр I и его эпоха. Из собрания Государственного Эрмитажа» - посвящены этому событию и пройдут с апреля по сентябрь 2024 года. Как вам удалось «заманить» в Омск эти проекты, первый из которых уже называют «центральным событием в художественной жизни Западно-Сибирского региона», а второй еще раз доказывает, что Омск – стопроцентно петровский город?
- Выставочный план этого года наполнен масштабными проектами, мы приглашаем в гости коллекции других региональных музеев. Не все сконцентрировано в Москве и Петербурге. Сокровища рассыпаны по всей нашей стране и поэтому мы стартуем проектом «Под впечатлением. Русский импрессионизм». Выставка посвящена 120-летию Союза русских художников. Ею мы объединяем музеи разных российских городов: Перми, Екатеринбурга, Омска, Тюмени. Берем работы Серова, Коровина, Васнецова, Малявина – художников, которые работали в конце 19-го - начале 20-го столетий. Это будет очень красивая выставка. Она откроется в конце марта и будет рассказывать о таком явлении, как русский импрессионизм. Живопись импрессионистов в целом прекрасна, а нам хочется понять, что такое русский импрессионизм. Мы поговорим о том, как развивалось это явление в русском искусстве, о традициях в импрессионистической живописи. Тема безграничная, она позволяет протянуть связующие нити вплоть до сегодняшнего момента.
- Региональные музеи объединяет и другая выставка…
- Музеи Ростова-на-Дону, Минусинска, Новосибирска, Оренбурга и Омска объединит экспозиция под условным названием «Золото древних степей». Мы приглашаем к участию в этом проекте и Государственный Эрмитаж, где оказалась Сибирская коллекция, которую Петру I преподнес первый губернатор Сибири князь Матвей Гагарин. Что касается выставки «Петр I и его эпоха. Из собрания Государственного Эрмитажа», то она призвана еще раз донести, что Омск – это петровский город. Эта тема для Омска актуальна. С учетом того, что в Эрмитаже хранятся подлинные вещи Петра I и что они окажутся здесь, то это будет грандиозно!
- Если бы вам предложили отправиться на необитаемый остров, то какие бы три картины вы с собой взяли?
- Никакие.
- Почему?
- Я объясняю это и профессиональной деформацией людей, которые связаны профессионально с художественным музеем, и своим личным складом – все-таки, я – искусствовед. У меня нет каких-то личных пристрастий. Я никогда не могу ответить на вопрос: какая картина у вас любимая? Для меня даже самое незначительное произведение искусства становится шедевром, если ты понимаешь, что за ним стоит. Кроме достоинств, у каждого из них есть история бытования, история персонажа. И ты настолько погружаешься в это произведение, что начинаешь ценить его с ядерной силой.
- Чем бы вы могли еще заниматься, кроме того, как быть музейным работником, искусствоведом?
- У меня был опыт преподавательской работы. Это интересно. Возможно, я могла бы найти себя в этой сфере.
- Вы учились в Петербургском академии художеств имени Ильи Репина. Это учебное заведение часто называют Меккой живописцев…
- Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина занимает здание Императорской академии художеств, которая была основана Елизаветой Петровной в 1757 году. Здание было построено во второй половине 18 столетия, его стены видели великих русских мастеров. Ты идешь по ступеням, по которым поднимались Репин, Врубель, Шишкин, Серов, Куинджи… В этом здании учат живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, искусствоведов и оно продолжает нести традиции старейшего учебного заведения, как это делало до не давнего времени прекрасное здание Кадетского корпуса в Омске…
- Партнерами Врубелевского музея выступают такие бизнес-структуры, как Сбер, «Титан», OTП-банк. На ваш взгляд, что заставляет людей быть меценатами?
- У всех разная мотивация, но, как правило, это любовь к музею. Эти люди ценят музей. Они много, где побывали, многое видели, но понимают, где их родина и где находятся их предприятия. Не стоит сбрасывать со счетов фактор социальной ответственности. Взаимоотношения выстраиваются на протяжении многих лет – это уже по-настоящему дружеская история.
- Что из увиденного, прочитанного в последнее время произвело на вас сильное впечатление?
- Если что-либо читаю, то это, как правило, специализированная литература, связанная с подготовкой проекта. В этом году отмечается 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Нужно понимать, как эту тему можно раскрыть, поэтому обращаешься к различным исследованиям. Для меня открытием стала книга журналиста Александра Минкина «Немой Онегин». Автор досконально погружается в тексты Пушкина, дает комментарии и пояснения к тем или иным моментам, на которые мы не обращаем внимания в силу того, что не живем в эпоху Пушкина. Многое из того, что вкладывал поэт в этот роман, осталось загадкой, и Минкин пытается разобраться в этом. Очень любопытная интерпретация. Мы готовим к публикации второй том архивных документов по истории музея. Рукопись я прочитала как приключенческий роман. Знаете, в истории музея есть любопытный факт: один из его директоров, Александр Михайлович Скрягин, написал детектив «Музейный экспонат», прототипами героев которого стали наши сотрудники. Интересно читать с точки зрения восприятия руководителем своих подчиненных.
- Спасибо за беседу.
Подготовила Маргарита Зиангирова
Фото Анны Шестаковой