Фестиваль "Золотая Маска" пройдет в Омске с 25 мая по 2 июня

17:48 11 Май 2023

«Золотая Маска» в двенадцатый раз представит программу в Омске: в 2023 году она состоится сразу на трех ведущих театральных площадках города. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Омской области.

Постоянным партнером фестиваля остается Омский государственный академический театр драмы, на сцене которого будут показаны спектакли, связанные с легендарными и значимыми для российского театра именами. 25 и 26 мая откроет «Золотую Маску» недавняя работа режиссера Камы Гинкаса «Отец Сергий». Постановка Петра Фоменко «Волки и овцы» продолжит программу 28 и 29 мая, а 31 мая и 1 июня зрители увидят спектакль-номинант этого года, посвященный великому артисту и режиссеру театра кукол «Я – Сергей Образцов». Новое авторское прочтение гоголевской комедии «Ревизор» 27 и 28 мая на сцене Театра кукол, актера и маски «Арлекин» покажет Театр кукол Республики Карелия. Завершит фестиваль 1 и 2 июня сценическая версия знаменитого фильма Вуди Аллена «Мужья и жены» в исполнении ведущих артистов МХТ им. А.П. Чехова на сцене Музыкального театра.

Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» – главная профессиональная награда за лучшие спектакли, созданные во всех видах театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, современный танец, театр кукол. Фестиваль спектаклей, выдвинутых на премию «Золотая Маска», – масштабный и самый представительный театральный форум, собирающий в Москве спектакли из десятков российских городов. Омские театры ежегодно принимают участие в московской программе, в ее конкурсных и внеконкурсных проектах.

«Золотая Маска» объединяет культурное пространство России, играет важную роль в сохранении и развитии традиций российского театра, помогает в продвижении региональных театральных коллективов, представляя специалистам и широкому зрителю работы, действительно обладающие творческой ценностью вне зависимости от места их создания.

Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, проводя с 2000 года фестивали в городах России. Региональная программа делает доступными лучшие образцы современного сценического искусства зрителям в самых разных уголках страны. За это время было проведено более 170 проектов от Южно-Сахалинска и Красноярска до Архангельска и Сочи.

Весной 2023 года «Золотая Маска» представит спектакли в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Омске. Благодаря поддержке Министерства культуры Омской области и участию постоянного партнера – Омского государственного академического театра драмы, фестиваль имеет возможность привозить в Омск серьезный, умный, зачастую непростой, но настоящий театр и его главных героев. Каждая встреча с открытой и думающей омской публикой становится ценным и вдохновляющим опытом для всех участников проекта. Нынешний фестиваль «Золотая маска» в Омске» пройдет в рамках празднования 150-летнего юбилея Омского государственного академического театра драмы.

6 апреля на сайте omskdrama.ru и в театральных кассах открылась продажа билетов на спектакли, вошедшие в афишу фестиваля:

 

25, 26 мая

Театр МТЮЗ, Москва
ОТЕЦ СЕРГИЙ
По повести Льва Толстого


Режиссер: Кама Гинкас
Сценограф: Эмиль Капелюш
Художник по свету: Александр Мустонен
Художник по костюмам: Елена Орлова
Музыкальный руководитель: Вячеслав Ахметзянов
Хореография: Виктория Арчая

Артисты: Игорь Ясулович, Максим Виноградов, Полина Одинцова, Евгения Михеева, Константин Ельчанинов, Илона Борисова, Дарья Петрова, Дмитрий Супонин, Илья Созыкин, Алла Онофер, Сергей Кузнецов, Леонид Кондрашов, Сергей Волков, Всеволод Володин, Александр Скрыпников, Дарья Петрова, Марина Гусинская

В спектакле звучит музыка А. Шнитке и Г. Канчели

Продолжительность 2 ч.
16+

Спектакль вошел в Лонг-лист Премии «Золотая Маска» 2022 года.

"В 1910 году Лев Толстой в возрасте 82 лет ушел из дома и, отказавшись от всего, включая всемирную славу, отправился пешком в монастырь. По дороге умер.
За 20 лет до этого Толстой задумал и написал «Отца Сергия» – повесть про человека, который бросил все и ушел в монахи. Какое странное и страшное предвидение.
Бытует представление: «Отец Сергий», мол, о монахе, которого пыталась совратить светская дама, и который даже отрубил себе палец, дабы убить похоть. Конечно, все это есть в «Отце Сергии», повести о гордыне и честолюбии, о борьбе с собой и о страшном падении.
На самом деле «Отец Сергий» – это трагедия человека, который тщетно пытался достичь Абсолюта.
«Отец Сергий» – это неистовая и пугающая своей откровенностью исповедь великого старца Толстого".
Кама Гинкас

Повесть Толстого рассказывает о князе Степане Касатском, красавце, видном командире, которому предсказывали блестящую карьеру. Но, узнав о связи своей невесты с императором, он подаёт в отставку, раздаёт имущество, разрывает все отношения и уезжает в монастырь с намерением постричься в монахи. Гинкас ставит спектакль прежде всего о человеке, который вступает в борьбу с собой ради достижения Абсолюта. Как в миру герой преуспевал в науках и языках, в верховой езде и военном деле, так и монахом ему хотелось во всём прийти к совершенству. В спектакле это желание воплощается буквально, когда Сергий объясняет свои старания в монастыре, перебирая кости на счётах: жизнь для него – механистичное следование аксиомам в стремлении дойти до сути. Но в череде строго выверенных правил Сергия начинают преследовать искушения.
Журнал «Театр».

 

27, 28 мая

Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск
РЕВИЗОР
Николай Гоголь
комедия


Режиссер-постановщик: Игорь Казаков
Художник-постановщик: Татьяна Нерсисян
Художник-технолог по изготовлению сценической конструкции: Александр Клеветенко
Композитор: Евгений Мильков
Пластика: Евгений Иванов
Художник по свету: Дмитрий «Митрич» Зименко

Артисты: Олег Романов, Любовь Бирюкова, Екатерина Швецова, Ирина Будникова, Дмитрий Будников, Наталья Васильева, Владислав Тимонин, Антон Верещагин, Родион Михно, Марина Збуржинская, Светлана Романова

Продолжительность 2 ч.
16+

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2023 года: «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Родион Михно, Олег Романов).

Эта история от начала до конца построена на страхе. Именно патологический страх разоблачения толкает героев на совершение нелепых, необдуманных шагов. Одно обстоятельство наваливается на другое, и эта куча растет как снежный ком, – это и смешно, и страшно. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Мы тоже пытаемся посмеяться над собой: над нашей узколобостью, мещанством, над нашими пороками. Николай Васильевич предоставил нам для этого огромную базу. Нам забавно в этом всем вариться, потому что ситуации дурацкие на самом деле, и мы по-дурацки куражимся, пробуя этот материал.
Игорь Казаков, интервью ИА «Республика Карелия»

Режиссер Игорь Казаков не первый раз успешно соединяет на площадке драматического актера и живой план с куклой. На этот раз с художником Татьяной Нерсисян они придумали забавных и смешных чиновников-головастиков: из головы состоит почти весь персонаж – ноги, руки, сюртуки и галстуки почти не заметны. В спектакле много визуальных находок: две крупные черные крысы с красными светящимися глазами, терзающие сознание Городничего по ночам, неестественно большие клопы, задорно бегающие по стенам, само пространство гостиной – перекошенное, с покатым полом, под которым Антон Антоныч прячет толстенную пачку банкнот.
газета «Экран и сцена»

Режиссеру удалось создать фарс, театральный комикс, наполненный неисчерпаемыми, по своей сути, монологами и диалогами героев. На серой, слегка искривленной сцене создавался знаменитый сюжет спектакля. Сценический минимализм в декорациях, передающий серость и убогость героев, соперничал с яркими диалогами персонажей, парадоксальными действиями, которые проявлялись через разнообразные актерские находки и режиссерское видение текста. На глазах зрителя разворачивалась история страха и разоблачения, мистического и религиозного начал.
интернет-издание «Комсомольская правда. Мурманск».

 

28, 29 мая

Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва
Александр Островский
ВОЛКИ И ОВЦЫ


Постановка: Петр Фоменко
Режиссер: Ма Чжен Хун
Режиссер-ассистент: Эверетт Кристофер Диксон
Художник: Татьяна Сельвинская
Художник по свету: Владислав Фролов
Музыкальное оформление: Борис Горбачев

Артисты: Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев/Иван Вакуленко, Галина Тюнина, Галина Кашковская, Наталия Курдюбова, Алексей Колубков, Карэн Бадалов, Тагир Рахимов, Кирилл Пирогов/Федор Малышев/Иван Вакуленко, Максим Литовченко/Олег Любимов,
Андрей Казаков, Антон Сергеев, Федор Малышев/Иван Вакуленко/Антон Сергеев

Продолжительность 3 ч.
12+

В спектакле «Волки и овцы» удивительна полная свобода от всего, что стало штампом. Наклеенные бороды этому Островскому не нужны, как и джинсы. Отодвинуто и забыто расхожее театральное представление о темном царстве и духоте русского быта, но никому не пришло в голову сочинять Глафире и Лыняеву куплеты или делать клоуна из Аполлона Мурзавецкого.
Удивительна художественная независимость и чистота. Чистота атмосферы, ясность лиц, языка, душевных движений. Такое впечатление, что текст Островского не заучивали, но именно на его языке заговорили.  
журнал «Московский наблюдатель»

То, что нравы, описанные Островским, – гадость, это известно, но что живая прелесть игры (не трюков, но игры настроений, интонаций, оттенков, взаимоотношений) может стать атмосферой спектакля по пьесе Островского, было ново. И если маститые театры решили, что пьесы Островского – это некая наезженная колея, которую оживить можно лишь какими-нибудь придорожными украшениями, – может быть, интереснее уловить то время суток, когда над любой наезженной дорогой воздух так удивительно дрожит, что становится почти видим и осязаем… Тогда новой, впервые увиденной кажется и сама дорога, и всякая травинка рядом.
«Литературная газета».

 

31 мая, 1 июня

Центральный театр кукол им. С.В. Образцова, Москва
Я – СЕРГЕЙ ОБРАЗЦОВ
портрет на фоне эпохи


Авторы пьесы для театра кукол: Борис Голдовский, Екатерина Образцова
Режиссер-постановщик: Екатерина Образцова
Режиссер: Оксана Чабанюк
Художники-постановщики: Сергей Алимов, Александра Дашевская
Видеохудожник: Юлия Михеева
Автор аранжировки и музыкального оформления: Екатерина Чевская
Технолог по куклам: Ольга Афанасьева
Художник по свету: Елена Прохорова

В спектакле представлены рисунки, книги, кукольные номера сольного концерта С.В. Образцова.

Артисты: Евгений Цыганов, Константин Дубичев, Татьяна Сергеева, Оксана Чабанюк, Светлана Воронкова, Донат Гильманшин, Александр Городиский, Александр Кузьмин, Яна Михайлова, Анна Родоная, Янина Смоленская, Ирина Федорова, Екатерина Хворостенко, Венчислав Хотяновский
Партия фортепиано: Алиса Мандрик, Екатерина Чевская
Партия баяна (в записи): Анатолий Силин

Продолжительность 2 ч.
12+

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2023 года: «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа актера» (Евгений Цыганов).

Сергей Образцов – «ровесник века», поэтому через призму его жизни можно рассказать об истории всего столетия. Он был лично знаком с теми, кто создавал мировую историю, и сам был ее активным участником. Для меня это особенная работа и абсолютно новое решение сценического пространства.
Екатерина Образцова

Это мой первый опыт работы в кукольном театре, и опыт очень волнующий, так как мне доверили роль самого Сергея Образцова. Новый спектакль – это попытка увидеть XX век глазами нашего героя, который так и называл себя – «ровесник века». Сергей Владимирович интересен не только тем, что он актер, режиссер, художник, музыкант, фотограф и писатель, но и своими размышлениями о жизни и, конечно, своим замечательным чувством юмора.
Евгений Цыганов

Пьеса примечательная, написанная в жанре драматического монолога, от первого лица повествует о жизни Сергея Образцова с домашнего детства и жаждущей юности до глубокой старости, от мук поиска своего места в профессии до мировой славы, соединяющая личное и общественное, переживания интимные, семейные, и публичные, гражданские, романтику актерской жизни и преданность своему делу и публике. Пьеса сохраняет слог и юмор Сергея Образцова, его театральное виденье жизни, где счастливое рядом с трагическим, а страшное возле прекрасного. И через всю жизнь пронесенную трепетную любовь Образцова к близким: родителям, первой жене, детям…
Интеллектуальный артистизм, пластичность психофизики, «фирменная» отстраненность Евгения Цыганова дают и необходимый контраст к сатире и фарсу, и мягкую лиричность драматического образа, через минуту искрящегося эксцентрикой… На сцене Театра имени Образцова в финале Цыганов впервые надевает маску, играя уже преклонный возраст Сергея Владимировича. Тот выходит к зрителям на знаменитом многочасовом концерте 80-х в Останкине, читает записочки из зала и вдохновенно размышляет, философствует, шутит. Евгений Цыганов документально, с натуры вбирает и присваивает себе индивидуальную пластику и жесты Образцова – трогательные и строгие, и самое ценное – транслирует неизгладимое обаяние личности.
«Независимая газета».

 

1, 2 июня

Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
МУЖЬЯ И ЖЕНЫ
Вуди Аллен


Режиссер: Константин Богомолов
Художник: Лариса Ломакина
Художник по свету: Айвар Салихов
Музыкальное оформление: Валерий Васюков
Видео: Артем Панчик, Владимир Панчик

Артисты: Игорь Гордин, Дарья Мороз, Игорь Верник, Александра Ребенок, Сергей Чонишвили, Светлана Колпакова, Мария Карпова, Софья Эрнст/Софья Евстегнеева, Артем Соколов, Кирилл Трубецкой

Продолжительность 1 ч. 25 мин.
18+
Спектакль вошел в Лонг-лист Премии «Золотая Маска» 2018 года

Мужья и жены» при всей кажущейся простоте и минимализме сценического рисунка сделаны изящно и расчетливо, будто вскользь, но с точно отмеренными дозами лукавства и насмешки. И с отменным пониманием того, как столь разных актеров превратить в ансамбль – внешне сдержанного мастера полутонов Игоря Гордина, жизнерадостного, любящего прямой контакт со зрителем Игоря Верника, экономную и при этом обжигающую Дарью Мороз, знатока тайны победоносного «физического присутствия» на сцене Сергея Чонишвили, да и всех остальных, – чем переписывать программку, просто констатируем: играют превосходно.
В манере игры, предложенной Константином Богомоловым, собственно, и заключено то, что помогает отличить спектакль от сборника проницательных «жизненных» наблюдений. В фильме Вуди Аллена камера застает героев в квартирах и постелях, в парках и офисах, в грозу и под чистым небом, их эмоции понятны и отчетливы. В спектакле МХТ имени Чехова все, конечно, совсем по-другому – здесь нет ярко выраженных устремлений, интонации словно сглажены. Задник-видеоэкран помогает увидеть лица героев крупным планом, но на практически пустую, украшенную лишь белыми рамками сцену актеры выходят как будто бы лишь для того, чтобы «обозначить» очередную ситуацию, в которую каждый из них попадает. Театральность здесь минимальна. Но, кажется, что ничего большего и не нужно – потому что режиссер заранее ядовито шепнул всем, что в погоне за счастьем призов не предусмотрено.
газета «Коммерсант»

На сцене предельно минималистичная интерьерная конструкция, которая делит пространство на две условных комнаты, образуя тонкими перекладинами некий лабиринт. Сквозь него герои – а это снова две семейные пары в период кризиса – тщетно пытаются выйти друг к другу душевно, эмоционально. Джуди и Гэйб давно тяготятся своим браком, но не подают виду, зато искренне ужасаются смелому заявлению пары друзей о разводе – Джека и Сэлли.
Богомолов заставляет актеров резко прерывать диалог, молча уходить, снова и снова становиться лицом к лицу, одиноко пересекать сцену и снова возвращаться на злополучный диван. Мужчина и женщина сидят в его углах, между ними не километры – только руку протяни, но этого уже слишком много. Ремарка «обнимает» появляется в бесчувственных титрах и никогда не доходит до реального физического действия. В сценарии, где типизированные сюжетные линии похожи на синопсис всех американских фильмов сразу, под пристальным режиссерским взглядом – горьким и мудрым – мужской эгоизм и женская хитрость, неудовлетворенность и пресыщенность, обоюдная слабость и спасительная ложь: «Ты мне нужна, не уходи!»    
«Независимая газета».