«Галатея Собакина» омского ЦСД – внедрение искусства насильно

10:42 15 ноя 2018

*Премьера спектакля на сцене Арт-центра на Любинском состоялась ровно год назад.

«Галатея Собакина» очередной образчик современной драматургии. Молодой автор Ирина Васьковская получила премию «Дебют» и заняла первое место на международном конкурсе «Евразия-2014» со своей «Галатеей». Пьесу взяли резиденты омского Центра современной драматургии и поставили одноименный спектакль. Получилась интересная вещь, вызывающая одобрительный смех зрителей, и не лишённая грустных нот. Режиссёр – Ярослав Максименко.

8hezbv5b1nk.jpg

В центре внимания – ребята, которых мы видим каждый день, а именно  представители гоп-субкультуры. За ними идёт тотальная слежка и своеобразная ликвидация. «Ликвидаторами» являются отряды просвещенцев, которые отлавливают не желающих читать Бродского и слушать Рахманинова и наносят последним «удар мировой культурой». Простые парни с районов вынуждены уходить в подполье, опасаясь вездесущих просветителей. Те в свою очередь внедряются в стан врагов непокорных, чтобы замучить их высокой поэзией и классической прозой.

Разумеется, во всём общем есть история частная. И было бы странно, если бы драматург и режиссёр не постарались ответить на вопрос – а хороши или плохи эти просветители? Работает ли такое просвещение? Создатели ответили, зритель оценил.

За сюжетом из ряда фантастики, за уже приевшейся историей сменой пола, за комедийным настроением, таится тема потребности искусства для каждого индивидуума. Возможно, ли заставить человека прочувствовать Тютчева или любоваться картиной Айвазовского? Когда наступает тот момент, что человек сам ищет утешения в искусстве? Ответ даётся в конце спектакля с помощью отличного монолога и всё в той же поэзии.

Но за всеми этими серьёзными темами есть история. Весёлая, забавная и вполне реалистичная, несмотря на фантастическую канву антиутопии Васьковской. Здесь и уморительные диалоги, и яркая работа просветителей под прикрытием, которые наедине слушают Шопена, а при появлении на горизонте очередного гоп-представителя немедленно принимают позицию «на кортах», чтобы поймать парней в ловушку.  Особо убедителен в роли просветителя Иван Курамов. За образом маменькиного сынка в нём угадывается изощрённая жестокость, ведь недаром нам между делом сообщают, что ему «лишь бы кого-то усыпить». Причём эта фраза идёт в контексте разговора о нынешней возлюбленной нашего героя, у которой не очень хорошо получается просвещаться. А тех, у кого не получается, ждёт усыпление.

fyxdroixjb4_0.jpg

Наш герой показывает своей девушке Шишкина и убеждает читать Ахматову. Правда если у бедняжки так и не выйдет просветиться, ждёт её грустная участь. Для героя Ивана его дело – всей жизни. Даже в начале спектакля ему снится карьерный рост, успех и признание на роскошной сцене.

Другой главный герой – представитель лиги гопников, чью роль исполняет Антон Булавков. Он пока ловко укорачивается от «ликвидаторов». Но катастрофой для персонажа становится не поимка просветителями, а влюблённость. И главный герой начинает метаться от безответных чувств.

В итоге он приходит к отчаянному шагу – нападает на просветителя (героя Курамова, так как они просто обязаны были встретиться) с требованием читать стихи о любви. Ведь где любовь, там и поэзия. На этой сцене сделан особый акцент от создателей  спектакля, ведь просветитель, который так рьяно борется за своё дело, оказывается, не имеет ни частички души по отношении к поэзии. Строки о любви он читает как зазубренный устав своей профессии. Гопник разочарован. К тому же – его схватывают служители закона.

y_qgt66ol-w.jpg

В антиутопии Васьковской два мира – те, кто прячется по подвалам и те, кто наизусть и бездушно знает Есенина, Пушкина, Стругацких. Гопник, который с трепетом относится к бессмертным строкам, оказывается потешным экспонатом. Его выставляют напоказ, чтобы вдоволь посмеяться над тем, кто действительно по достоинству оценил, принял и врос в искусство. Зрители, посмотревшие спектакль «Галатея Собакина» отмечают – внедрить искусство насильно невозможно. Заставить его чувствовать – тем более невозможно. Но и те, кто внедряют искусство, становятся грубыми законниками, превратившими возможно благое намерение в насилие и скорое умерщвление ценности искусства.

Автор: Ирина Чернышева. Фото: ЦСД-Омск