Гений и безумец. Интересные факты о жизни Михаила Врубеля

15:31 16 мар 2021

 

17 марта мир празднует 165 лет со дня рождения великого художника Михаила Александровича Врубеля.

Работы Врубеля находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске, а также в Национальном музее «Киевская картинная галерея», Одесском художественном музее, в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске. Его именем названы некоторые объекты и посвящены памятные знаки в Омске, Киеве, Воронеже, Москве, Саратове, Одессе.

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.

О становлении мастера можно говорить часами, о его искусстве столько же времени можно спорить. Но мы решили на этот раз вспомнить обстоятельства его творчества – саму жизнь.

 

Учился на юриста

Михаил Врубель успешно окончил гимназию и золотой медалью, и семья решила отправить его в Петербургский университет на юридический факультет. Биографы полагают, что просто так полагалось в социальном окружении юноши Михаила. Но будущий художник к юриспруденции тяги не имел. Поэтому в 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, пояснив отцу, что просто хочет получше усвоить материалы. В результате, проучившись на год больше положенного срока, Михаил Врубель так и не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента.

 

Любил богемный образ жизни.

Ещё в университете Михали Врубель запустил учебу, в том числе, из-за любви к богемной жизни. Кроме того, он завел тесную дружбу с семейством сахарозаводчиков Папмелей. Он жил у них и кутил вместе с ними. Именно у Папмелей обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, но именно семья Папмелей стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. И в 24 года Михаил поступает в Академию художеств.

Но и будучи состоявшимся художником, Врубель не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады».

Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг.

 

Резал себя ради женщины

Осенью 1883 года профессор Адриан Прахов пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. И уже через полгода Михаил переживал бурную влюблённость в жену своего покровителя — Эмилию. Вскоре его привязанность стала раздражать обоих. Выходом стала командировка художника в Италию.

Вернувшись из Венеции, весь май и большую часть июня 1885 года Врубель провёл в Киеве. Ходили слухи, что он немедленно по прибытии сделал предложение Эмилии Праховой, невзирая на её положение матери семейства, причём, по одной из версий, он объявил о своём намерении жениться на ней даже не самой Эмилии Львовне, а мужу — Адриану Викторовичу. По-видимому, к этому периоду относится инцидент, описанный год спустя подружившимся с Врубелем Константином Коровиным:

«Было лето. Жарко. Мы пошли купаться на большой пруд в саду. <…> «Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?» — «Да, это шрамы. Я резал себя ножом». <…> «…А всё-таки скажите, Михаил Александрович, что же это такое вы себя резали-то ножом — ведь это должно быть больно. Что это — операция, что ль, как это?» Я посмотрел поближе — да, это были большие белые шрамы, их было много. «Поймёте ли вы, — сказал Михаил Александрович. — Значит, что я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

 

Шел на свадьбу пешком

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Декорации и костюмы были заказаны Константину Коровину, но он заболел, и его заказ переходил Врубелю. На репетиции Михаил впервые увидел Надежду Ивановну Забелу, исполнявшую роль сестрички Гретель.

Сохранились воспоминания Надежды Забелы об их первой встрече с Врубелем:

«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Tатьяна Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный»».

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему — 40 лет, ей — 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно». Венчание было в Швейцарии. К моменту венчания у него совсем не было денег, и от вокзала шёл пешком.

 

Пикассо был в восторге от работ Врубеля

Русскую живопись начала 20 века хорошо знали в Европе. Тринадцать залов было отдано работам наших соотечественников на Осеннем салоне в Париже (1906 г.). Картины Михаила Врубеля были представлены в отдельном зале, который, по большей части, пустовал. Художник в то время уже был неизлечимо болен. По свидетельствам очевидцев, один посетитель часами простаивал в пустом зале перед творениями Врубеля. Это был Пабло Пикассо.

Позднее живописец признался, что из русских художников только Врубель оказал на него влияние. Произведения Врубеля не только изменили сознание Пабло и даже повлияли на его манеру рисования.

 

У Врубеля был сын

1 сентября 1901 года у Надежды Врубель (Забелы) родился сын, названный Саввой. Ребёнок был крепкий, хорошо сложённый, но с характерным дефектом — «заячьей губой».

Рождение сына привело к резкому изменению образа жизни в семье: Забела-Врубель отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Содержание жены и ребёнка целиком пало на плечи Михаила Александровича, и уже с сентября — октября 1901 года он постепенно впадал в депрессию, одновременно увеличивая число рабочих часов. Через полгода его госпитализировали в клинику. После выписки в 1903 году Врубеля ждёт новый удар – умирает его сын – двухлетний Саввочка. Врубель сразу вышел из апатии, и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова. Савву похоронили на Байковой горе. Могила не сохранилась.

 

К концу жизни художник полностью ослеп

В 1902 году, завершив работу над «Демоном поверженным» Врубель начинает сходить с ума. Ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в клинику в маниакальном возбужденном состоянии. Склеивает из бумаги платки, проводит штрихи карандашами, углем, собирает мусор, возится над ним. Постепенно наступает улучшение.  И  при переводе в клинику В. П. Сербского при Московском университете ему подтверждают диагноз — «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

После смерти сына история продолжается, и Врубель снова поступает в клинику. У него начинается депрессивное состояние, самообвинение, отрицание. Ему видятся галлюцинации: его пытают, его казнят, сажают в тюрьму, жена умирает с голода, он опозорил семью. У него нет ни рук, ни ног.

В 1904 году переводится в лечебницу доктора Федора Усольцева. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Терапия явно пошла на пользу — на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля».

В 1906 году художник полностью ослеп. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим.

В 1909 г. в Петрограде Врубель скончался.

 

Им восхищались и его презирали

3 апреля 1910 года состоялись похороны художника на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Максим Горький в 1896 году опубликовал серию резко критических статей о творчестве Врубеля.

«О, новое искусство! Помимо недостатка истинной любви к искусству, ты грешишь ещё и полным отсутствием вкуса. Ведаешь ли ты то, что творишь? Едва ли. По крайней мере М.Врубель, один из твоих адептов, очевидно, не ведает. <> В конце концов – что всё это уродство обозначает? Нищету духа и бедность воображения? Оскудение реализма и упадок вкуса? Или простое оригинальничание человека, знающего, что для того, чтоб быть известным, у него не хватит таланта, и вот ради приобретения известности творящего скандалы в живописи?», - «Беглые заметки».

Валерий Брюсов посвятил Врубелю стихотворение.

«<> И там, в торжественной пустыне,

Лишь ты постигнул до конца

Простертых крыльев блеск павлиний

И скорбь эдемского лица!».