Главный режиссер Костромского театра кукол Михаил Логинов: «Приходится только успевать осваивать новые инструменты»

12:27 21 окт 2020

loginov_i_kanashchuk.jpg

Костромских и омских кукольников связывают давние дружеские связи. На Международный фестиваль «В гостях у «Арлекина» костромичи приезжали трижды: в 2011 г., 2015 г., 2017 г. В 2011 г. постановщик спектакля для взрослых «Медведь» по пьесе Антона Чехова Владимир Бирюков получил приз «За лучшую режиссерскую работу». В этом году встреча произошла благодаря детско-юношескому направлению «Больших гастролей», организуемых Федеральной дирекцией музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт» при поддержке Министерства культуры РФ. Так в начале октября омский «Арлекин» побывал в Костроме, а 18 октября в Омске завершились четырехдневные гастроли Костромского областного театра кукол. На гастрольной афише три названия: «Винни Пух» Бориса Заходера, «Мойдодыр» Корнея Чуковского и «Медведь» Антона Чехова - и десять их показов. Поэтому захотелось приглядеться к костромскому коллективу попристальнее.

Это и стало темой интервью с главным режиссером театра Михаилом Юрьевичем Логиновым, который является творческим лидером Костромского театра кукол с 2011 г. Надеемся, что получился портрет костромских кукольников в нескольких штрихах.

- Михаил Юрьевич, что собой представляет труппа костромских кукольников сегодня?

- Как и многие провинциальные кукольные труппы в определенный момент Кострома испытывала кадровый голод и была вынуждена организовать средне-специальную профессиональную подготовку внутри города на базе областного колледжа культуры. И в 2013 г. была выпущена группа актеров-кукольников. Сегодня с того курса в труппе театра работает всего два человека. Очевидно, жизнь нашего театра в последнее десятилетие, в том числе две «Золотых Маски» («Медведь» - «Лучший спектакль» в 2011-м и «Снегурочка» - «Лучшая сценография» в 2018-м) изменила статус коллектива в глазах выпускников профессиональных вузов. Они стали стремиться попасть к нам в труппу. К сожалению, мы не всегда можем поддержать это стремление: в частности, у нас нет возможности предоставлять жилье.

- А есть ли у Вашей труппы какая-то особая специализация. Палитра кукольного искусства настолько разнообразна. Вы стараетесь использовать все краски или придерживаетесь определенных выразительных средств?

На протяжении десятилетий костромские кукольники культивировали тростевую куклу. И в 90-е годы, когда многие российские коллективы стали отказываться от «тростевых» постановок, предпочитая другие средства выразительности, главный режиссер Костромского театра кукол Вячеслав Бредис оставался ей верен. И это не делало коллектив менее успешным, при Бредисе театр охотно приглашали во многие европейские страны. Актеры того поколения и сегодня работают в нашей труппе, передают свое искусство молодежи. Но сегодня костромская труппа — это труппа-полиглот, работающая с самыми разными системами кукол, откликающаяся на самые неожиданные предложения постановщиков. Актеры всех поколений очень подвижны и открыты.

loginov-foto_s_festivalya-2011.jpg

- Но насколько приезжий режиссер может быть неожиданен в своих требованиях к Вашим артистам?

- Да, иногда бывают случаи шоковой терапии. Но, на мой взгляд, она скорее полезна, чем вредна. Просто потребуется большая подготовительная работа для такого проекта. Пережив постановку «Снегурочки» (режиссер Евгений Ибрагимов, художник Эмиль Капелюш), могу сказать, что наш театр сегодня не боится никаких творческих вызовов. В творчестве у нас нет запретов (только предусмотренные законодательством). Хотелось бы только держаться очень определенных этических границ в процессе постановки. К сожалению, приглашенный «варяг» иногда грубо входит в «наш монастырь со своим уставом» (сразу оговорюсь: это не про «Снегурочку»). Это, пожалуй, один из немногих вопросов, в которых я как главный режиссёр сегодня категоричен. Нельзя оскорблять, унижать актёра, как и любого сотрудника. Никакие гениальные результаты этого не оправдывают. На том стою и буду стоять.

- Когда в 2011 г. спектакль «Медведь» был показан в Омске у нас на фестивале, то у многих ведущих артистов «Арлекина» он вызвал резкое неприятие. Они сказали, что никогда не согласились бы работать под фонограмму другого артиста. Постановщик спектакля Владимир Бирюков мне рассказывал, что на его творческом пути были коллективы, где работа под записанный на фонограмму текст была обыденной практикой, просто необходимой для выполнения норм госзадания. Замечу, что в «Арлекине» же за всю его историю труппа никогда не работала под фонограмму. Вы играете в этом спектакле, как на эту проблему смотрите вы и у вас в коллективе?

- Я много лет проработал артистом Архангельского театра кукол. И всегда считал, что фонограмма — это зло, убивающее живое дыхание спектакля. Работа в спектакле «Медведь» была для меня вводом. Я не присутствовал при сочинении этого спектакля Владимиром Бирюковым. Чтобы играть в этой постановке, мне это предлагаемое обстоятельство пришлось полюбить сразу. И взглянуть на ситуацию по-другому. Мне очень нравится фраза, которую произносит один из персонажей фильма «Плюмбум, или Опасная игра»: «Не горячитесь. Добро и зло очень быстро меняются местами».

Можно очень по-разному относиться к «Медведю» - зритель и сегодня воспринимает его по-разному. Но безусловно, Владимир Бирюков создал спектакль, по эстетике резко отличающейся от всех предыдущих постановок Костромского театра кукол. Это, конечно, было для нас новым словом и открыло новую страницу жизни нашего театра. Спасибо Владимиру Ивановичу и его команде.

На сегодняшний день наш коллектив вступил в пору очередных творческих реформ. В театре молодой директор, молодой завлит. Их предложения бывают очень неожиданными, но интересными и неординарными. В частности, они помогают коллективу творчески преодолевать вызовы последнего периода. Мы продуктивно работали онлайн, создали целый цикл аудиосказок, который оказался очень востребован жителями Костромской области. Ведь во многих районах качество Интернета таково, что видеофайлы просто не открываются. Уже летом коллектив начал показы спектаклей в Костроме на свежем воздухе. Мы по-новому посмотрели на наш легендарный дом и поняли, что его балкон может быть превращен в еще одну сценическую площадку. И горожане с радостью пришли к нам по билетам на новый формат спектаклей. В новогоднем представлении у елки предполагается использование недавно приобретённой театром видеостены. Так что приходится только успевать осваивать новые инструменты.

medved_1.jpg

- Что дала Вашему коллективу программа «Большие гастроли». Куда удалось съездить?

- Пока поездок было немного. В 2019 г. побывали в Мурманске (впервые за много-много лет). И вот Омск. Но надеемся, что благодаря этой программе нам удастся освоить и Сибирь, и Дальний Восток. В настоящее время ведутся переговоры с Нерюнгри. Мне хотелось бы назвать еще одно важное начинание для нас, для кукольников. Проект партии «Единая Россия» «Театры — детям». Он уже четвертый год помогает нам реализовать постановочные планы, приглашать тех режиссеров и художников, о сотрудничестве с которыми мы только мечтали.

- Михаил Юрьевич, Вы неоднократно бывали в Омске. А какое у Вас самое яркое впечатление от города? Ответ «Арлекин» не рассматривается.

- История про Достоевского в ссылке. Как он должен был разгребать лопатой снег на улицах Омска, а горожане зазывали его на чай побеседовать об искусстве. В конце концов его вынуждены были куда-то перевести. А то что это за ссылка?

ot_arlekina_na_pamyat_sibirskiy_medved_i_sibirskiy_med.jpg

 

Беседу вела Анастасия Толмачева