Голландцы, легендарный художник и актер-француз: кто работал с Омским ТЮЗом?

10:36 16 Май 2022

В этом сезоне Омский ТЮЗ отмечает свой 85-летний юбилей. В честь этого события мы решили рассказать вам об интересных людях, которые были в жизни любимого театра. Покопавшись в истории, мы нашли статьи о режиссере из Турции, актере из Франции и голландских постановщиках. Об интересной коллаборации ТЮЗа и Санкт-Петербургского театра комедии имени Н. П. Акимова. О том, что с омским театром сотрудничал легендарный Борис Бланк – художник фильма «Мой ласковый и нежный зверь» и многих других лент.

Омский портал «Культура55» выбрал пять проектов из творческой биографии ТЮЗа и спешит поделиться с вами.

 

hfqgzs-x_0vnckgkh89iiknywapdcrsklxbzfhdy93gtgsmwqmepegh5onfqr4z6bu0kpeqc1bbi3vxlzjexx521.jpg

Президент гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов – художник спектаклей Омского ТЮЗа.

Мало кто знает, но дважды  с Омским ТЮЗом сотрудничал Президент гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России Борис Бланк.

Это имя отлично знакомо в профессиональных кругах, особенно в мире кинематографа. Народный художник РФ знаком нам по фильмам «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964) с Евгением Евстигнеевым, «Гори, гори, моя звезда» (1969) с Олегом Табаковым и Евгением Леоновым, «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) с Олегом Янковским. В этих и ещё десятках фильмах Борис Бланк выступал в качестве художника-постановщика, режиссёра и сценариста.

В 1972 Борис Бланк был впервые приглашен в Омский ТЮЗ режиссёром Анатолием Болотовым. В творческом тандеме постановщики создали спектакль «Женитьба Бальзаминова» по пьесе Александра Островского. Опыт вышел удачным. И уже в следующем году тандем Болотов-Бланк выпускают сказку «Два клёна» по пьесе Евгения Шварца. Кстати, в постановке тех лет задействованы актеры, которые до сих пор трудятся в омских театрах.

...

 

tyuz2.jpg

В 1991 году между Омском и Санкт-Петербургом случилось замечательное сотрудничество. Началось всё с того, что главный режиссёр Омского ТЮЗа Владимир Рубанов был приглашен в городе на Неве для постановки спектакля «Укрощение строптивой» на сцене Санкт-Петербургского театра комедии имени Н. П. Акимова. Постановка имела оглушительный успех, и случился эксперимент. Рубанов продублировал спектакль на омской сцене и предложил обоим театрам обменяться актерами.

Так, ныне Народный артист РФ Анатолий Звонов выезжал в северную столицу играть роль Слая, а актеры Театра комедии Кирилл Датишидзе и Марат Тимиргазов прибывали в Омск, выходя к нашему зрителю в ролях Петруччио и Лорда. Журналисты засыпали иногородних артистов вопросами, результатами которых становились любопытные статьи об этой коллаборации. Датишидзе и Тимиргазов не скупились на комплименты актерскому таланту Анатолия Звонова и труппе Омского ТЮЗа в целом.

«Анатолий Звонов своей игрой заставил всю нашу труппу подтянуться. Работа в Омске потребовала от нас мобилизации всех творческих возможностей», - Кирилл Датишидзе.

Что интересно, если  в Санкт-Петербурге спектакль проходил на большой сцене в  зале на 800 мест, то в Омске Владимир Рубанов поместил актеров и зрителей в фойе. Действие проходило на лестнице.

Показы проходили с ажиотажем. Тот, кто успел купить билет, считался счастливчиком. Остальные желающие, не успевшие урвать хоть одну контрамарку, толпились у входа в надежде хотя бы постоять на спектакле. 

... 

 

tyuz4.jpg

Любовь Владимира Рубанова переносить постановки в Омск стали отличной стратегией.

В октябре 1992 года впервые в истории театра на его сцене выступают зарубежные гости. ТЮЗ принимает Голландский театр пластической драмы «Роза Сонневанк». Легендарный режиссёр ТЮЗа Владимир Рубанов настолько впечатлился их постановкой «Сердце», что в 1996 году скопировал её. В программке было честно написано, мол спектакль голландского театра перенесен на сцену Омского ТЮЗа.

Сам Владимир Рубанов выступил не только режиссёром, но и автором литературного текста. Сценограф – Владимир Ардяков, костюмами и масками занималась на данный момент экс-актриса Омского ТЮЗа Елена Арман, а хореографию ставил любимый омичами балетмейстер Виктор Тзапташвилли.

Сотрудничество с Голландией стало плодотворным. И в 1995 году по приглашению директора Валентины Соколовой в Омск приехал режиссёр Ханс Трентельман, который поставил спектакль «Кас, Карс и Казимир». Главные роли исполняли: Сергей Котов, Александр Гончарук и Алексей Пичугин. Ну и команда постановщиков:  балетмейстер Виктор Тзапташвилли, сценограф – Сергей Федоричев, который сегодня занимает должность главного художника Омского ТЮЗа.

...

 

tyuz5.jpg

Иностранцы очень любили наш театр.

В 1993 году Файк Эртенер (Турция) поставил на сцене Омского ТЮЗа турецкую сказку «Кто самый сильный?». Режиссёр познакомился с омским ТЮЗом на международном фестивале молодежных театров, где он был в статусе менеджера. Обменялись видеокассетами и завязалась переписка. Так, Файк Эртенер приехал в Сибирь ставить спектакль. Что интересно, без малейшего знания русского языка. Что, впрочем, не помешало режиссёру и коллективу найти точки соприкосновения.

В 1996 году на сцене театра осуществляется первая русско-французская постановка. В спектакле «Цилиндр» одну из главных ролей исполнил французский актёр Ален Сеско-Резье. Что интересно, за несколько лет до этого иностранец уже настолько проникся атмосферой нашего города, что в 1993 году приехал в Санкт-Петербург с моноспектаклем «Письма из Омска» по «Запискам из мертвого дома». В Госкаталоге РФ хранится фото 1995 года, где Сеско-Резье позирует у барельефа Ф. М. Достоевского на здании Литературного музея.

Ещё один интересный проект был в 1997 году, когда в Омском ТЮЗе ставил спектакль «В поисках Гулливера» итальянский режиссёр Антонио Вигано. По неясным причинам работы была не закончена и постановщик вернулся в Италию. Омские актеры не допустили, чтобы столько усилий было впустую, и завершили спектакль самостоятельно. Шалость удалась, и вскоре Омский ТЮЗ уехал с гастролями в солнечную Европу – в Италии выступали два раза: первый для фестиваля, другой – для студентов, изучающих русский язык.

...

 

tyuz1.jpg

В 2015 году в Омском ТЮЗе состоялась премьера самого дорогого спектакля в его истории. Постановка «Маленькие трагедии. Опыт драматических изучений» имела огромный успех и всё благодаря масштабной задумке.

На этот проект ТЮЗ получил грант из федерального бюджета в размере восьми миллионов, свой миллион добавило региональное министерство. Деньги были потрачены под ноль, часть из них подточила инфляция. Основная часть бюджета ушла на новое оборудование: проектор с широкоугольным объективом, видеоэкран, микрофоны, цифровой микшерный пульт и сопутствующее оборудование к нему.

Так, в репертуаре появился рок-спектакль. К фонограмме было решено не обращаться. И для музыкального сопровождения режиссер Владимир Золотарь пригласил Омский академический симфонический оркестр (65 человек) и хор «Певчие» (35 человек). Так, постановка эффектно завершалась частью Dies iræ из «Реквиема» Амадея Моцарта. Хор располагался прямо на сцене, драматическое действие тем временем велось на втором ярусе сцены.

Помимо оркестра и хора на сцену выходили ведущие артисты омской драмы: Олег Теплоухов (Сальери), Руслан Шапорин (Дон Гуан) и ныне актер Театра на Васильевском Алексей Манцыгин (Моцарт),

К сожалению, спектакль недолго просуществовал в репертуаре. История оказалась очень затратной, ведь каждый выход оркестра и хора на сцену оплачивался уже из кармана самого ТЮЗа. Но омичи до сих пор вспоминают этот масштабный проект.

...