Григорий Вевер: «В нашем оркестре каждая нота — на вес золота»
К 85-летию Омской филармонии губернатор Виталий Хоценко вручил Камерному оркестру свидетельство о присвоении звания «Омский Губернаторский оркестр». А его главный дирижер Григорий Вевер получил звание Заслуженного деятеля культуры Омской области. Он рассказал о пути к своему успеху в интервью редактору сайта «Омскрегион» Алексею Пантелееву.
- Григорий, как вы вообще пришли к музыке?
- У меня в школе была двойка по поведению, а музыкальная школа находилась в том же здании, что и общеобразовательная, и мама меня туда записала, чтобы чем-то занять. С музыкой первые годы у меня тоже не складывалось. Когда я учился в музыкальной школе, поначалу она меня даже не особо интересовала. Меня записали на тот инструмент, который просто был у отца дома – баян. Педагоги проверили: слух какой-то есть, и приняли. Но инструмент мне жутко не нравился, отношения с ним не складывались. Этот баян у меня по всей квартире летал.
А потом, уже в более позднем возрасте, лет в 12-13, музыка меня заинтересовала. Я начал что-то подбирать, импровизировать, сам читать с листа ноты на фортепиано. Стало интересно, как все устроено, и я увлёкся музыкой уже серьезно. Мне посоветовали пойти на какой-то духовой инструмент, поскольку на них можно начинать играть уже в более позднем возрасте. Также это мотивировали тем, что потом в армии я буду служить в оркестре. К тому же конкурс на духовые инструменты был меньше. Я пришёл к заведующему отделением и сказал, что хочу играть на флейте или на фаготе. Фагот – потому что инструмент редкий, а флейта – была единственным инструментом из духовых, который я знал. Он мне предложил играть на кларнете. Он лежал такой красивый, чёрный, с блестящими клапанами. В итоге я стал кларнетистом.
Потом даже в каких-то конкурсах поучаствовал, поступил в училище, далее в консерваторию. По первому образованию я кларнетист, по второму дирижёр, но в качестве хобби играю на клавишах. Вообще, все музыканты в той или иной степени проходят фортепиано. Ну, и немножко для себя могу сыграть на гитаре и попеть песни. На баяне же, по классу которого я окончил музыкальную школу, я вообще ничего не могу сыграть – ради любопытства я несколько лет назад взял его в руки, попытался, но все обнулилось.
- Когда вы окончили консерваторию, у вас какие были какие-то предложения, вы могли для себя выбирать разные пути?
- Еще учась в консерватории, я начал работать в оркестре Новосибирского академического театра оперы и балета. Одно время даже в оркестре цирка я играл, кстати, на клавишах. Преподавал в Новосибирске. Потом, после четвёртого курса как-то случайно мы с нашим трио, которое организовалось в консерватории, сыграли концерт в Омске в Органном зале. Город мне очень понравился. Весна, красота, красивый Любинский проспект, старинные купеческие особняки, которых нет в Новосибирске. И тут я узнал, что объявлен конкурс на вакантное место солиста в Омский симфонический оркестр. Я подал свою заявку и прошёл по конкурсу на ставку первого кларнета.
В Новосибирске я работал в Оперном театре, где оркестр аккомпанирует балетам или операм. А здесь симфонический оркестр сидит на сцене перед зрителем, и я как раз мечтал играть симфонии, во многих из них есть красивейшие соло кларнета. Так я очутился в Омске, ещё не закончив консерваторию, после четвёртого курса.
Но я тогда не планировал здесь задерживаться, думал, что проработаю один сезон, а там дальше видно будет. И вот уже с 2007 года я не могу покинуть Омск.
- А как вы стали дирижёром камерного оркестра?
- В оркестре мне было интересно воздействие дирижёра, ощущать на себе, как от того, кто дирижирует, зависит и звучание оркестра, и интерпретация произведения. Еще в консерватории преподаватели мне это пророчили и наталкивали меня на мысль, что не хотел бы я позаниматься дирижированием, им казалось, что из этого что-то получится. Я от себя эти идеи отгонял, казалось, дирижёр — это такая недосягаемая вершина. Но в Омске в оркестре мне начали поручать проведение групповых репетиций, работу с духовыми и так далее. Ко мне в гости приехал мой преподаватель по кларнету Пётр Николаевич Белякин, который тоже уже тогда был дирижёром. Посидев на групповой репетиции, которую я проводил, он сказал мне: «что ты маешься дурью, иди поступай в консерваторию на дирижёрский факультет».
Это было решающим пинком для меня, все сомнения развеялись, и я поступил в класс Алексея Анатольевича Людмилина. Это последний из могикан советской дирижерской школы, и я являюсь его последним выпускником. За несколько дней до моего госэкзамена он покинул этот мир. Но я очень рад, что удалось с ним и пообщаться, и что-то перенять. Самое главное – это какое-то лёгкое, вдохновенное отношение к работе, к творчеству, особое отношение к оркестрантам.
Еще когда я учился в консерватории на дирижера, мне начали поручать детские программы с симфоническим оркестром, ассистентские работы. А по окончании консерватории выяснилось, что Омский камерный оркестр, существующий с 1991 года, оказался без главного дирижера – эту функцию выполнял первый скрипач. А большую часть программ они играли с различными приглашёнными дирижерами. Я получил предложение от директора Ирины Борисовны Лапшиной и, обсудив все детали, с радостью его принял.
- Сейчас Омский камерный оркестр под вашим управлением – это какой-то универсальный коллектив: вы и на ВДНХ можете выступить, и на «Пешеходном Любинском», и придумываете какие-то удивительные авторские программы, как это все удается?
- Я всегда мечтал работать в таком коллективе, который мог бы играть абсолютно все. И мне повезло, что подобрались соответствующие музыканты, а в Омской филармонии есть все возможности для того, чтобы наш оркестр действительно играл музыку если не всех, то почти всех жанров. От барочных программ, в которых мы используем даже аутентичные барочные смычки, до классической музыки и композиторов-романтиков, русской классики и музыки XX века. А также у нас есть такие форматы, как рок-концерты, и даже электронная музыка в программе с ди-джеем. Я горжусь тем, что все эти программы исполняются на высоком художественном уровне, и я счастлив, что у нас есть такой мобильный, универсальный коллектив.
Когда рок-композиции исполняются оркестром, это придает им глубину, масштаб. И здесь, как выяснилось, они пользуются огромной популярностью у публики. Наверное, нигде, ни в каком другом городе, не было бы такой возможности для творческого самовыражения, реализации своих проектов. Поэтому желания покидать Омск пока не возникает. Если вы перестанете ходить на концерты, начнете кидать в нас овощи, тогда уже будем рассматривать другие варианты. Может, захочется сменить род деятельности, но это вряд ли – только если бомжевать, потому что кроме музыки я больше ничего не умею.
- Вы сами разрабатываете программы оркестра, и сколько это занимает времени?
- Работа в филармонии — командная, мы учитываем все. Абонементы формируются за год, даже больше. То есть, зимой этого сезона уже будут открыты продажи абонементных концертов следующего сезона. Естественно, формируется все это заранее, и сложности связаны с приглашением солистов, дирижеров и так далее, чтобы пригласить каких-то именитых исполнителей. Конечно, не просто вписаться в график. В Омской филармонии у нас один зал, который мы делим со всеми коллективами, поэтому стараемся сохранять какой-то баланс.
Прежде всего, оркестр должен играть музыку, которая написана для него, и знакомить слушателей с лучшими шедеврами музыки барокко, классики, академической музыки и так далее. Но и для привлечения слушателей, и для статуса коллектива формируем программы для более широкой аудитории. Собственно, мы делаем всего одну такую программу в сезон, но она пользуется такой популярностью, что мы повторяем ее огромное количество раз в разные сезоны. Это, например, «Рок на струнных» (12+) – слушатели требуют, просят, чтобы мы его повторяли. То же самое с русским роком и программой с диджеем – их мы тоже четыре или пять раз повторяли.
- А появится ли что-нибудь новенькое?
- Конечно, есть идеи, и осенью будет премьера. Не хочу пока анонсировать, будет сюрприз. Кроме того, у нас запланированы выступления 31 мая и 14 июня в Городском саду. Также играли на открытии «Пешеходного Любинского». Всегда стараемся исполнять на таких открытых площадках классику. Мне кажется, это прекрасно, когда на улицах города звучит классическая музыка.
- Коллектив камерного оркестра уже сложился или пополняется новыми музыкантами?
- Приходят новые исполнители, в этом году мы объявили конкурс, у нас есть несколько вакантных мест. Будем прослушивать музыкантов, и я надеюсь, они тоже вольются в наш коллектив и надолго станут его частью. Тут имеются сложности, что в Омске нет музыкального вуза, поэтому не так просто найти музыкантов. Уговариваем их, заманиваем интересными проектами.
- В Омске своими программами и выступлениями также славится Академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева, нет ли с ними конкуренции?
- Нет, это совершенно разные жанры, разные коллективы, разные репертуары, и даже к музыкантам, работающим в симфоническом или камерном оркестре, предъявляются разные требования. Камерный оркестр, по большому счёту, это ансамбль солистов. Здесь каждая нота на вес золота. То есть, спрятаться абсолютно не за кого, ни за ударными, ни за духовыми инструментами. Поэтому это совершенно другой подход, работа над деталями, и вся музыка, которая играется в камерном оркестре, это высший пилотаж.
В Омске сейчас для меня такая ситуация, что я могу заниматься тем, что мне интересно, работая с оркестром. Та свобода творчества, которая здесь для меня есть, конечно, привлекает. И как бы это нескромно ни звучало, но таких коллективов, как Омский камерный оркестр, я сейчас не знаю. Да их просто и нет в России, таких коллективов, которые на таком уровне могли бы готовить абсолютно разножанровые программы в те короткие сроки, в которые нам приходится это делать. Поэтому это, действительно, моя гордость, и мне интересно этим заниматься.
- Во время праздничного концерта в честь 85-летия Омской филармонии вы выехали в зал на настоящем мотоцикле, это произвело фурор!
- Я с юности мечтал иметь мотоцикл, но как-то всегда было не до этого, то учеба, то работа, то еще что-то. А тут я понял, что, годы-то идут, и захотелось реализовать свою мечту молодых лет. В прошлом году сдал на права, купил мотоцикл. Когда есть свободное время, езжу на нем, и на работу стараюсь приезжать, получаю от этого огромное удовольствие. Но стараюсь ездить очень аккуратно.
- Вы периодически участвуете в творческих встречах с омичами, что это за мероприятия?
- Меня на них иногда приглашают, а я стараюсь не отказываться, поскольку вижу потребности людей, которые с радостью приходят в свой выходной день, тратят время, и им интересно то, чем я занимаюсь, хочется задать какие-то вопросы про специфику профессии дирижёра, формирование оркестровых программ. Если есть этот интерес, я считаю своим долгом делиться если не секретами, то частью своей жизни и деятельности. Это еще и интересный формат импровизации, когда получается исполнить что-то благозвучное на клавишах.
- У вас появились в Омске свои ученики?
- Да, я преподаю в училище имени Шебалина, причем уже давно, несколько лет я преподавал и в ОмГУ, когда там была специализация духовых инструментов. Сейчас также работаю в музыкальной школе при Омском музыкальном училище. В училище имени Шабалина я веду оркестровый класс, камерный оркестр на струнном отделении, и также у меня есть студенты-кларнетисты и саксофонисты. Получаю удовольствие от общения со студентами, и мне кажется, иногда удается добиться интересных результатов.
Радует то, что почти все из моих выпускников поступают в ВУЗы, причем, как правило, в столичные. В этом году училище заканчивает очень талантливый кларнетист Георгий Пикус, он уже лауреат всевозможных всероссийских международных конкурсов, и это тот редкий случай, когда человек и талантлив, и трудолюбив. А в музыке все-таки важнее, наверное, больше второе: организованность и трудолюбие иногда берут верх над талантом.