Хочешь – тренируйся. Не хочешь – слушай

14:15 06 Май 2022

dsc_4128_0.jpg

на фото: Дмитрий Исаенко

«Как перестать стесняться и полюбить себя» - это экспериментальный проект в специально созданном жанре тренировки. Такого в Омске ещё не было и вряд ли будет аналог. Это уже второй променад в текущем репертуаре Пятого театра. Всего пару месяцев назад в рамках «Пространства 25» состоялась премьера «Зумеры». Тогда зрители блуждали по театру, собирая свидетельские показания диджаитал-поколения. На этот раз зрителей пригласили выйти за пределы театра и стать непосредственными участниками действия. Название жанра не подразумевает метафор. Это действительно тренировка. Всё как положено: разминка, пробежка, упражнения на коврике, аэробика, быстрая ходьба и медленный шаг.

Автором проекта выступила куратор «Пространства 25» Екатерина Кулакова. Постановщиком стал приглашенный режиссер Егор Закреничный. Автор текста – Александр Болдырихин, один из драматургов спектакля-променада «Зумеры».

Мы собираемся в кассовом зале и почит сразу встречаемся с единственным героем спектакля – тренером, которого ассистируют две безымянные очаровательные девушки в белых юбках (Диана Морозова и Алина Синогина). Главную роль в постановке исполняют Станислав Горенбахер и Дмитрий Исаенко. Актеры абсолютно разные, по характеру, энергии, фактуре, поэтому и спектакли получаются разными. В работе над ролью артистам пришлось призывать на помощь весь свой жизненный опыт. Не зря они замечали, что каждая свободная минута превращается в репетицию. А Станислав Горенбахер уточнял, что для него этот спектакль намного драматичнее, чем большинство репертуарных постановок на основной сцене Пятого театра.

dsc_3963_1.jpg

Мы выходим на улицу, тренер проводит разминку, и затем группа зрителей отправляется в путь. Естественно, легким бегом и с музыкальным сопровождением. У кваждого зрителя - пара наушников.

Это не только спектакль-тренировка, но и спектакль-монолог. Мы, простые обыватели, представляем фитнес в обрамлении картинок из спортзалов, видео по аэробике, накаченных парней, обтягивающих купальников кислотного цвета «Фитнес» - слово модное и даже звучит дорого. Пока ты не попадаешь на спектакль-тренировку, где фитнесом называется вся жизнь человека до появления мягких диванов, кресел-качалок и иных предметов столь сладкого комфорта. Коллективный бег за добычей, строительство пирамид, гладиаторские бои, крестовые походы, олимпийские игры. Казалось бы, в 20-м веке фитнес мог остановиться, но нет, он продолжает делать людей счастливыми, несмотря на мнимый комфорт вокруг нас. Хотя счастье это или лишь сублимация – тоже вопрос.

Нашему герою – тренеру – 122 года. Он в курсе истории фитнеса не только первобытного, средневекового и Нового времени, но и своими глазами видел революцию работы над телом в Америке 20 века. Персонаж иностранец, и перед ним прошли Великая депрессия, мировые волнения, движение хиппи, мода на клубный отрыв, открытие подвальных спортзалов.  Мы видим перед собой человека, который прожил долгую жизнь, но который не может похвастаться, что чаша к её концу заполнена.

«Сухой закон - это, конечно, ЗОЖ, но когда все за ЗОЖ, то никто не за ЗОЖ».

dsc_4018_0.jpg

Акробатика, аэробика, пилатес, йога, кроссфит и спасибо восьмидесятым за электронную музыку, которая подарила музыкальную аэробику. А пока герой с горячностью рассказывает историю фитнеса, за его энергичными телодвижениями скрывается личная история. Она лишь отдельными моментами сквозит в его, со стороны забавном, монологе. Сквозит надрывно, отчаянно. Он торопится рассказать, изредка делает паузы, но только чтобы набрать воздуха в натренированные легкие и продолжить – вдруг его перестанут слушать. Персонаж погружает зрителя в свой фитнес, настаивает на продолжении, на быстром дыхании и не терпит передышек.

«Так и не полюбив друг друга, мы расстались, ожидая встретиться в новой эпохе идеальных спортивных людей, где не будет места чувствам».

У него нет сердца, в какой-то момент он его потерял, но не растерялся и продолжил жить дальше, будучи полноценным участником становления профессионального признанного фитнеса. В нем жизнь, которой неподвластна даже смерть. А нет сердца – нет проблем, и одышки тоже. Ведь оказывается, в том, что тебя все любят, нет никакого смысла, если ты сам любить не способен. Тело молодо и сильно, а душа так устала, что на своей самой важной тренировке человеку нужно рассказать всё случайному зрителю. В какие-то моменты наш тренер срывается и пытается убежать, но всё равно находит в себе силы, чтобы завершить начатое – довести нас до совершенства.

Пока мы ищем сквозь своё тело самих себя, на наших глазах ломается красивый сильный герой. Ломается не внешне, он по-прежнему безукоризненно делает свою тренерскую работу, но внутренне. Контраст сильный, который можно было бы не заметить, если бы не пронзительная работа Станислава Горенбахера (на предпоказе был именно он). Напуганный взгляд в самом начале, привычный блеск в глазах во время тренировки, юмор в телодвижениях в ходе разминки, отчаяние от осознанного (и даже фактического) тупика, грусть и смирение в итоге. О том, что может спасти или окончательно погубить нашего персонажа, можно решить, только побывав на спектакле.

dsc_4033_0.jpg

на фото: Станислав Горенбахер

 

Советы для зрителя:

1. Оставляйте сумки, рюкзаки и всё лишнее, даже телефоны, в кассовом зале. За ними присмотрят.

2. Надевайте кроссовки или другую удобную обувь – придется пробежаться.

3. Одежда должна быть комфортной и желательно не белой – всё-таки это тренировка.

4. Если вы не хотите тренироваться, вас никто не заставит. Будьте свидетелями происходящего. Слушайте тренера и внимательно смотрите ему в глаза.

5. Если у вас есть спортивный костюм, то это тот момент, когда его рекомендуется надеть в театр.

И помните: Чистый фитнес. Чистый результат.