Художник, что рисует цирк!
Цирковые представления на протяжении веков вызывали у зрителей самые добрые, долгожданные эмоции. Мы ждали цирк. И он приезжал. Веселье, радость, удивление – это цирк! Но как рассказать, что цирк приехал? Афиша! Вот ответ. И художники начинали работать. И работали замечательно.
Цирковая афиша – как будто понятный вид искусства, невольно вызывающий нашу улыбку, приглашающий вернуться в детство. Натуралистичный или абстрактный, разноцветный или черно-белый он создавал в предвкушении встречи с чем-то радостном еще задолго до начала представления на цирковой арене. Всё начиналось с бумажных афиш и плакатов, которые расклеивались по всему городу задолго до приезда цирка. Эти яркие, броские изображения должны были не просто информировать, но и впечатлять.
Гигантские львы, опасные прыжки под куполом цирка акробатов, удивительные фокусники – все они смотрели на вас с афиш, обещая невероятное цирковое шоу. Каждая такая афиша была настоящим произведением искусства, способным привлечь внимание прохожих и заставить их прильнуть к окну билетной кассы. «Искусство – это вечное движение вперед, всегда уходящее дальше привычных рамок».
В конце 1990-х - начале 2000 годов в нашем городе действовал союз художников-передвижников под названием «Омский цирк». В газете «Комок» (12, 1998) была опубликована новостная заметка о том, как художники праздновали годовщину своей организации. В союз «входят сильные живописцы, работающие в авангардном стиле, – писала журналистка. Однако организация известна не столько полотнами новых передвижников, сколько своими нестандартными акциями. Омским авангардистам есть что вспомнить: выставку на крыше цирка, листовки с фрагментами картин и стихов, которые распространялись в общественном транспорте. Большая часть этих творческих и ярких мероприятий, на взгляд неискушенного обывателя, лишена всякого здравого смысла. Именно бессмысленность, неутилитарность, страсть к изящным и абсолютно искусственным формам творчества являются движущими силами «Омского цирка». По мнению художников, настоящее искусство не может и не должно служить каким-либо целям, отвечать запросам общества или определенных его кругов. Украшением вечеринки стала выставка произведений художников-передвижников. На юбилей собрались люди разных возрастов, разного рода деятельности и социального положения. Андрею Мошковцеву, председателю организации «Омский цирк», все понравилась. Он очень рад, что на вечеринку «пришли те люди, которых мы звали, которых мы хорошо знаем, и даже те, которых мы совсем не знаем». За год своего существования союз художников наделал немало шума в культурном мире нашего города». «Искусство может ничего не объяснять, но оно способно вызывать эмоции».
ОНИ ШОКИРОВАЛИ Омск своими экстравагантными акциями: выставка картин - на крыше цирка, распространение в общественном транспорте листовок с фрагментами картин и стихов... «Мы творим, не оглядываясь на заказчика, не обременяя себя какими-либо целями. Для нас единственная ценность – творчество. Детское, чистое отношение к миру. Последнее отразилось в названии – «Омский цирк», заявляли художники. Все, что делали художники «Омского цирка», с точки зрения многих омичей, было за пределами их миропонимания и ощущения эпохи. Однако именно в этой абсурдности и есть та движущая сила, которая руководила ими в те годы в СССР. Акции «Омского цирка» краткосрочны. Выставки этих мастеров не растягиваются на недели и месяцы, а начинаются и завершаются в один день. И художникам было все равно, что рядовые зрители не в состоянии составить собственное суждение об их работах – им некогда, они занимались эпохальным делом. «Художник видит то, чего другие не видят, и делает видимым то, что другие не могут увидеть».
Важно знать, что слово «художник» – практически родное для цирка. Кроме художника по свету в былые времена очень важным человеком был художник-оформитель. Рекламные афиши гастролирующих в Омском цирке программ он рисовал кистью обычными красками на больших щитах – они находились слева и справа от главного входа в здание Омского цирка. Более тридцати лет творческой жизни отдал Омскому цирку художник-оформитель Александр Кашубин. Создание афиши большого формата для наружной рекламы - абсолютно творческий и глубокий процесс. У каждой цирковой программы есть свой образ, рисованные плакаты - честнее, эмоциональнее и обладали живой энергетикой мастера. Достаточно вспомнить плеяду цирковых программ в СССР: «Сияние маленьких звезд», «Праздник цирка», «Русские самоцветы», «Молодость нашей страны», «Баллады о смелых», «Русская зима» и многие другие. Продажа билетов на представление в советское время начиналась уже после того, как на фасаде Омского цирка появлялась реклама. Оперативность в этом смысле была очень важна. Художнику требовалось до пяти дней для создания афиши. Щиты тщательно грунтовались, и накладывался новый слой краски. Работы было очень много, не успевали, иногда художник с помощниками ночевали на работе в Омском цирке. По долгу службы и к огромной радости художники-оформители смотрели представления на репетиции в числе первых – это был рабочий прогон программ. После чего рекламисты приступали к работе: по общему впечатлению, по отдельным сюжетам номеров и реприз из циркового представления должны были рисовать рекламу. «Искусство – это не то, что вы видите, но то, что заставляет вас увидеть».
Рисованные афиши редко подвергаются актам вандализма – ими омичи в то время любовались, много рядом с ними людей фотографировалось на память. Мимо хорошей рекламы люди пройти не могли просто так. Обязательно покупали билетик в цирк.
«Александр Кашубин постоянно находился в поиске новых решений для цирковой рекламы. Интуитивно он начал использовать холодную и теплую рекламу: в зимние месяцы он рисовал афиши теплыми тонами, а жарким летом использовал холодные краски. Эго хорошо работало на восприятие зрителей и напрямую влияло на заполняемость зрительного зала», – вспоминает заслуженный деятель культуры Омской области, заместитель директора Омского государственного цирка Егор Стефанкив.
Человек, как правило, видит в окружающем мире то, что составляет основу его мировоззренческой идентичности. Цирковая афиша – это важная часть циркового представления, которая привлекает внимание и создает атмосферу праздника и волшебства. «Каждый художник был сначала любителем».
Александр Кашубин всегда подчеркивал:
«На мой взгляд, настоящего художника делают два основных условия: наличие образного мышления и желание рисковать. Первое – это способность художника генерировать мысли в образы – подтверждение тому, что изобразительное мастерство для него лишь средство передачи собственных мыслей, чувств, эмоций в художественную форму. Не увидеть, восхититься (ах, как красиво!) и изобразить, а уловить суть, сформировать собственное мнение по данному поводу и найти необходимую форму его выражения. Второе – постоянная осознанная изменчивость художественной формы, выразительной пластики, художественных приёмов и техник, подхода к композиции и т.д. Творческая изменчивость от периода к периоду, отказ от шаблонов восприятия, смена качества изобразительности, трансформация темы, манерности раскрепощает не только руки и ум, но и саму творческость, развивает от одного творческого этапа к другому, создают авторскую философию цирковой афиши. Осознанное владение ремеслом и смелость изменчивости ради качественной выразительности художественных произведений формируют творца честно, правильно, свободно. Примеров в истории искусств много: любой из гениев наделён этими двумя качествами и прекрасно ими управляет. У меня «внутри всегда было солнце и цирковой манеж, оба по форме круглые и энергетически заряженные субстанции вселенной», – говорил художник.
«Искусство – это ложь, которая позволяет нам понять правду».
Многие работы художник посвятил конкретным людям артистам манежа: Олегу Попову, Анатолию Дурову, Юрию Никулину, Маргарите Назаровой, Леониду Енгибарову, Терезе Дуровой, Михаилу Шуйдину, Михаилу Румянцеву. Цирк в жизни художника давно уже стал не столько поводом для восхищения его романтической красотой и таинством закулисья, сколько средством передачи самого сокровенного, творческого наследия, авторского «почерка» работ художника Александра Кашубина. В пределах краткой статьи нет возможности дать последовательную картину развития творческой манеры художника. Кашубин умел работать напряженно и плодотворно, преодолевая штампы, отказываясь от внешней красивости и устремляясь к самому главному. И пусть не все одинаково равноценно в многолетнем цикле, посвященном цирковому искусству, – это закономерный творческий процесс, когда озарение чередуется иногда с долгим блужданием по кругу. Но из того, что было сделано Александром Кашубиным, можно было бы составить прекрасный альбом о цирке СССР. «Художник должен быть свободен от всех ограничений, кроме ограничений, которые он сам накладывает на себя».
Александр Кашубин – был настоящей легендой Омского цирка, многие афиши художника по праву можно назвать произведениями искусства. К сожалению, ни одной афиши, нарисованной Александром, сохранить не удалось. Не из-за пожара или наводнения – просто после того, как гастроли цирковой программы завершался, афишу смывали. И на этом же полотне рисовали новое изображение новой программы. Но сохранились фотокопии его цирковых художественных коллажей и портретов артистов цирка, они и стали впоследствии яркой обложкой юбилейной книги «Омский государственный цирк: тринадцать метров счастья» и персональной выставки его работ в ложе директора цирка. Афиши считались настоящим искусством: огромные яркие полотна, нарисованные вручную – штучная работа с «живыми» образами, эмоциями и частичкой души художника. «В искусстве нет ошибок, только новые возможности».
«Я вынимал из глубин цирковой вселенной советских символы эпохи, превращая их в веселые объекты, похожие на народные игрушки, я писал цирк таким, каким он и был, ничего лишнего, только чистое и свободное искусство. В минуты работы над картиной или коллажем у меня вырастали крылья, и я парил в облаках той вселенной, я был птицей Феникс горящей в фантазиях творчества с надеждой возрождаться из пепла», – объяснял художник.
«Что-то туманное, почти мистическое, чарующее, точно не картина, а в ней какая-то симфония доходит до слуха оттуда, сверху», – всегда отмечал в работах художника директор Омского государственного цирка Виталий Доля, его творческое наследие актуально и в наше время.
Цирковой художник Александр Кашубин, всегда в памяти многих ветеранов цирка, людей с которыми он работал в те годы и артистов цирка, зрителей смотрящих сейчас на его работы, на персональной выставке в цирке.
Фотоматериалы Сергей Барсуков
Автор Заслуженный деятель культуры Омской области Егор Стефанкив