Художник Михаил Рубанков: «Я не представляю, как можно всю жизнь писать что-то одно»

12:06 10 июл 2020

dsc_1435_1.jpg

В конце июня омский художник Михаил Рубанков анонсировал открытие «Закрытой выставки». За три месяца мастер создал достаточно работ, чтобы их экспонировать и пригласить зрителя в свою студию. Вместе с «карантинной» серией Рубанков выставил также завершенную экспозицию «Сибирские матрицы». 

Выставка проходит по адресу: Ленина 20, офис 320. Ежедневно с 12:00 до 19:00. Вход свободный.

 

Расскажи, что это за выставка?

Она состоит из двух частей. Первая часть – карантинное творчество – акварель, акрил и маркеры, сделано все на бумаге. Вторая часть – «Сибирские матрицы», девять работ, которые никак не связаны с карантинной серией, я просто их выставляю попутно. Это две разные экспозиции.

В какой технике написаны «Сибирские матрицы»?

Здесь использовались маркеры и баллоны для граффити, акрил. Я использую много разных материалов, обычно их смешиваю. В этой серии представлено девять картин из разных периодов. Первая была написана в 2019 году, последняя – в этом марте.

Что за парень в центре?

Рисунок статуэтки Догу . Эти статуэтки были найдены в Японии, им более трех тысяч лет. Находка доказывает, что у древних людей были палеоконтакты с инопланетянами.

Почему тебя это зацепило?

А, по-твоему, это что-то банальное?

Перезадам вопрос. Почему статуэтка встала в центр серии?

Мне кажется, находка самих статуэток стала знаковым событием для человечества. В разных уголках земли палеоконтакты подтверждаются. В Мексике находили доказательства, в Египте на пирамидах попадаются рисунки НЛО или люди в скафандрах, в наскальной живописи встречаются изображения. Очень хочется верить в какие-то космические силы и мне нравится идея присутствия кого-то ещё.

dsc_1386_0.jpg

Серия «Сибирские матрицы»

Вернемся к «карантинной» части экспозиции. Кстати, как работалось  на изоляции?

Хорошо, даже отлично. Никто не мешает, нет срочных дел. Я владелец и директор студии (где экспонируется выставка), мы здесь обучаем вокалу, фортепьяно, гитаре, учим рисовать детей и взрослых. За время карантина бизнес простоял, мы ничего не могли делать. Я стал свободней, перестроил финансовые дела, потому что перестал получать прибыль. Но не страдал, что приходится сидеть на изоляции, у меня не было никаких депрессий. По сути, я все время рисовал.

Почему акварель?

Потому что дома не очень удобно рисовать баллонами, а акварель – мобильный «инструмент». Это быстрые работы. Каждая рисовалась за пару часов. Легкое творчество, оно не выстраданное. Просто родился сюжет, ты его сразу же воплотил. Симбиоз мыслей с внешним воздействием.

Обычно из таких вот рисунков получается отличный мерч. Как думаешь, мерч – это мода или просто доп. заработок?

Я занимаюсь мерчем около года. Постеры, футболки, значки, стикеры. И знаешь, я думаю, что это лукавство, если сказать, что мерч работает только для распространения искусства. Это в любом случае коммерция. Картины же мы тоже продаем. А мерч это такой пассивный доход, наделал футболки, они продаются. Но я не хочу сильно зарубаться по теме мерча в своей жизни, он идёт параллельно, ну и ладно.

Ты себя можешь отнести к какому-то жанру?

Нет, это очень сложно сделать. У меня есть черта, не знаю недостаток это или достоинство, но мне очень скучно писать в одном и том же жанре длительный период времени. Я не представляю, как можно всю жизнь писать что-то одно. Поэтому пришел к тому, что работаю сериями. Вот закончил карантинную серию и всё, в акварели я для себя закрыл тему.

Что следующее?

Не знаю. Но после акварелей уже родились картины «Курьер» и «Балтийский чай». Мне нравится смешивать материалы, я не гнушаюсь странных сочетаний, и у меня нет установок, что нельзя смешивать, например, масло и баллон для граффити. Я рисую тем, что мне нравится. Насчет стиля своего я не заморачиваюсь.

dsc_1408_0_0.jpg

картина «Курьер». По мотивам одноименного фильма 1986 года по повести Карена Шахназарова (реж. Карен Шахназаров)

Ты ведь представитель наивного искусства?

Да, я по диплому инженер, получил образование в политехе. Но всю жизнь у меня более или менее удачно получалось рисовать. Потом начал больше этим увлекаться. Сначала в моей жизни на первом месте была музыка, но потом она потихоньку отошла на задний план и место заняла живопись. После тридцати лет стал рисовать уже плотно. Я не жалею, что у меня нет образования. Раньше парился на эту тему. Периодически меня спрашивали, мол, что я оканчивал. Я отвечал, что ничего и мне говорили «ну поняяяятно». А сейчас я понимаю, что образование могло бы мне навредить. Потому что зачастую люди, которые учатся рисовать профессионально, загоняют себя в рамки. И да, возможно у тебя появляется техника, но креативно мыслить немного перестаешь. В принципе, научиться рисовать можно и самому. Советоваться с художниками, у кого-то учиться. Не обязательно для этого ходить в институт.

Ты учишься у кого-то из зарубежных художников?

Есть те, кто мне симпатизирует. Видишь, смотря в чем – в технике, композиции, цвете – от каждого можно взять что-то крутое. У Моне – цветовые соотношения и палитру. У Энди Уорхолла можно взять что-то по менеджменту. У Баскии – наивность, влияние стритарта.

А омские мастера?

Мы дружим с Андреем Крюковым (прим. Член омского отделения Союза художников). У Андрея развита академическая база, и я могу взять пару уроков или просто позвонить, задать вопрос по технике. Плюс я прочитал кучу книг, смотрел сайты, посещал вебинары, мастер-классы. Я не научился, нет, я учусь постоянно.