Игорь Скандаков: «Надо открывать государственные музеи, общественные долго не живут»

11:49 29 мар 2023

dsc_0246_6.jpgВ марте этого года исполнилось 25 лет Омскому музею просвещения, созданному в конце 90-х годов прошлого столетия по Указу губернатора. Музей является  структурным подразделением Музейно-выставочного комплекса «Моя история». Сегодня его достоянием являются 27 000 экспонатов,  экспозиции охватывают различные сферы образования -  историю школьных письменных принадлежностей, молодежных движений, компьютерной техники.

Особым направлением экспозиционной деятельности музея является пропаганда историко-культурного наследия, связанного с историей омских харбинцев. Это уникальные экспонаты и экскурсионные программы, рассказывающие о повседневной жизни российской эмиграции в Китае на протяжении двадцатого века.

О сегодняшнем дне музея порталу «Культура 55» рассказал его руководитель, археолог, историк Игорь Скандаков.

- Игорь Евгеньевич, как все начиналось?

- Вначале был открыт учебный музей в пединституте, а в 1995 году декан исторического факультета, а затем председатель комитета по образованию администрации Омской области  Иван Васильевич Меха предложил мне на его базе открыть музей истории народного образования, экспозиции которого были сформированы из личных архивов учителей. Подготовили устав, документы  и 18 марта 1998 года получили свидетельство о государственной регистрации. В 2006 году музей стал называться Омским музеем просвещения. За 25 лет мы сумели доказать  свою самостоятельность, нашли свое место, специфику, дух,  тему. Директор Омского историко-краеведческого музея Петр Петрович Вибе, мастодонт музейного дела, недавно сказал: «Вы – не краеведческий музей, вы нашли свое лицо».

- Как историк, какой смысл вы вкладываете в слово «просвещение»?

- Это триединство: образование, культура, воспитание в культурно-исторических традициях.

- С  какими сложностями сталкивается музей в своей работе?

-  Музей – это работа с предметом, документом. Мы находим их по определенной теме и досконально изучаем. Например, если это тема Великой Отечественной войны, то нужно знать, из чего делались в эти годы чернила? Из сажи и свекольного сока. А на чем писали? Сшивали старые газеты и писали на чистых полях  или вытравливали старые записи, или писали между строчек. Узнав это,  мы придумали урок «Школа военного времени», где ученики наматывают портянки, сшивают из газет тетрадь, пишут сажевыми чернилами. Мы нашли журнал «Мурзилка», выходивший во время войны с патриотическим уклоном, комсомольские и пионерские значки, праздничные открытки, школьные формы с кожаными ремнями и пряжками из 50-х годов.  Вот только никак не можем найти школьную фуражку  с буквой «Ш» на кокарде. Это большая редкость в наши дни.

- Омский музей просвещения, пожалуй, единственный за Уралом, кто уделяет внимание редкой теме – истории русских харбинцев.

- Мы долго искали ответ на вопрос: как можно показать в комплексе культуру, воспитание, образование. И вдруг  в  2005 году в музей приходит группа людей, которые много лет назад выехали из Маньчжурии в СССР . Они сказали, что родились в Харбине, их предки строили КВЖД, у них юбилей, и они хотят организовать выставку. Мы стали заниматься решением этого вопроса вместе и открыли для себя уникальный исторический аспект – харбинцы. Многие музеи занимаются историей белой эмиграцией, но чаще всего это -  истории  людей, уехавших из России. Почему из Франции сотни тысяч эмигрантов не вернулись в Россию, а из Харбина вернулись? Что же произошло с образованием и воспитанием этих людей, что  родившись на чужбине, они считали своей родиной СССР?  Как можно было в китайском, японском окружении сохранить русскую систему образования, язык, культуру и традиции? В русских школах за рубежом воспитали таких реальных патриотов, что когда началась Великая Отечественная война, они переплывали реку Амур и просились в Красную армию воевать с фашизмом. Оказывается в русской системе за границей можно воспитать гармоничного человека: преданного Родине, с хорошим образованием.

- Наверное, вам задают много разных вопросов…

- Однажды меня спросили: как вы можете соединить в одном музее комсомол и православие? «Запросто!», - ответил я.  Самый яркий тому пример - проект «Воскресенский собор».  В здании храма мы прекрасно сосуществуем рядом – светские и воцерковленные люди.  У нас много общих идей: искусство иконописи, творения молодых. Мы рассказываем об истории православия, истории создания и гибели Воскресенского и Успенского кафедрального соборов. Церковь доверила нам ценности, связанные с памятью святомученника Сильвестра. Митрополит благословил нас, светских, рассказывать о его жизни.

Маргарита Зиангирова