Их труд вдохновлял…

11:35 21 мар 2025

Статья «Их труд вдохновлял» Елены Лукиной была опубликована в журнале «Омское наследие» в 2015 году к 7-летию Великой Победы. Редакция портала «Культура55» предлагает вашему вниманию ознакомится с ней, спустя 10 лет материал актуален. 

 

В 2015 году старейшее профессиональное  учебное заведение Прииртышья – Омское музыкальное училище имени В.Я. Шебалина – отмечает своё 95-летие. Но в данной статье пойдёт разговор лишь об одном  важном и драматичном периоде жизни училища – о годах Великой Отечественной войны, 70-летие Победы которой мы отмечаем в этом году. То было время горя, лишений и великого патриотизма. Наша Родина нуждалась не только в защите от врагов на фронтах, но и в духовной поддержке народа.

В военные годы работники культуры чётко понимали свои задачи, с повышенной ответственностью относились к той миссии, которая была на них возложена. Их творческий труд вдохновлял тружеников тыла, уставших и измождённых, прилагавших все усилия для приближения заветной Победы.

s.2_a.murygin_v.ivanovb.ya.iling.ulyanov_v.polshchikov.jpg

1940 год. Б.Я. Ильин (в центре)с учениками своего класса перед отправкой на фронт

НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

…1940 год. Ещё ничего не предвещает беды. Мирный Омск. Жизнь в училище наполнена событиями: пришли новые молодые педагоги, в училище ввели класс струнных народных инструментов – домры и балалайки.  С большим успехом проходят концерты-лекции о М.П. Мусоргском, М.И. Глинке, Л. ван Бетховене, о русской народной песне. Этот год отмечен  циклом концертов, освящённых юбилею П.И.Чайковского.

Предвоенные выпуски, хоть и малочисленные, но какие среди них имена, какие профессионалы! Это легендарные женщины: Галина Кривошапко – дирижёр симфонического оркестра телевидения и радио Якутии, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженная артистка РСФСР и ЯАССР, народная артистка ЯАССР, лауреат Государственной премии им. П.А. Ойунского – и Елена Калугина – основательница Омского русского народного хора; хормейстер, концертмейстер, педагог, композитор, фольклорист, организатор и руководитель профессиональных и любительских хоров в Омске: гарнизонного Дома Красной Армии, Дома учителя (бывший Дом просвещения), пехотного и танкового училищ, радиокомитета, Академической хоровой капеллы Омской филармонии, Омского театра музыкальной комедии; председатель Омского отделения Всероссийского хорового общества, заслуженный деятель искусств РСФСР.

ilin_boris_yakovlevich_2.jpg

Б.Я. Ильин

…И УХОДИЛИ НА ФРОНТ

В 1941-ом году выпуска не было. Это объясняется  двумя причинами: во-первых, был введён пятый курс. Во-вторых, состав учащихся в эти годы поредел за счёт всеобщей мобилизации как в ряды РККА, так и на военные сборы (тогда обучались взрослые люди). Педагоги и студенты целыми классами добровольцами уходили на фронт. Те же, кто оставался в тылу, прилагал все возможные усилия, чтобы хоть как-то помочь стране.

До начала учебного года, 23 июля, проводили на фронт директора училища Сергея Ивановича Мотовинского и Виктора Моисеевича Михайлова (педагога по классу скрипки, окончившего Московскую государственную консерваторию (МГК) в 1931 году и направленного в 1933-м в Омское музыкальное училище в качестве педагога по классу скрипки). Вместо него  заступил на преподавательскую должность ученик его класса К.И. Зорин. Учащемуся суждено было преподавать до конца учебного года, пока его не призвали на фронт.

Опустел класс баяна преподавателя Бориса Яковлевича Ильина (он ушёл на фронт 28 августа 1941 года). Борис Яковлевич окончил Московский музыкальный техникум, затем работал в Тюмени, пока его не пригласили в Омское музыкальное училище осенью 1936 года. Это был тихий, скромный и вместе с тем очень ответственный и любящий свою профессию баянист. После назначения на должность директора С.И. Мотовинского , Ильн до ухода на фронт, оставался завучем, его правой рукой. Учащиеся его класса ушли добровольцами вместе с ним: Карпов, Г. Ульянов, В. Иванов, Польщиков, М. Томилов, Данильченко, Ткачёв, Дружинин, Бердов, Вас. Калинин и другие.

26 марта 1942 года в ряды РККА призвали преподавателя виолончели Г.Д.Куна и весь класс струнных инструментов: О. Ставского, В.И. Максутова, Матвеева, О. Гофмана, Миллера, Митонова, И. Збиранника, К. Бельского, О. Левина, В. Вятских, М.Я. Загоренко, В. Иванова, Я. Берзака.

Пианисты проводили Юрия Дмитриевича Лобкова и его учащегося Д. Бровика. Из вокалистов, ушедших на фронт в этот год: В. Кноль, В. Бутряков, Зобнин, Коблик, Т. Азаревич.

За военный период в училище назначались шесть военных руководителей, последовательно уходивших на фронт: А.Т. Ерохин (17.02.42), В.И. Осипов (20.03.42), П.А. Кириленко (05.10.42), И.А. Астахов (06.06.43), Л.К. Васильчук (23.03.44), А.С. Ваганов (22.12.44).

Вместе с Виктором Ивановым (класс Б.Я.Ильина), призванным в феврале 1940 года и воевавшим на Западном фронте в звании сержанта и командира отделения связи, сражались за Родину его товарищи по училищу: вокалист Владимир Кноль, погибший в 1942 году и Яков Берзак – скрипач, впоследствии ставшим директором музыкальной школы в Красноярске. Эта крепкая и дружная троица организовала и проводила концерты для сослуживцев, поддерживая их боевой  дух. Виктору Иванову суждено было после окончания войны стать слушателем курсов при Высшем училище дирижёров в Москве, получить практику военного дирижёра в Закавказском военном округе и двадцать лет работать музыкальным руководителем Омского русского народного хора. В 1958 году ему за достигнутые  творческие успехи было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

s.27_yuriy_dmitrievich_lobkov-ped.kl.fp.uch-sya_david_brovik.jpg

Ю.Д. Лобков и Д. Бровик

ВОЕННО-ШЕФСКАЯ РАБОТА

С самого начала 1941–1942 учебного года пришлось пересматривать структуру самого образовательного учреждения так, как этого требовало военное время. Укомплектовывались все отделения училища, но особенно пристальное внимание уделялось отделениям народных и духовых инструментов, а также работе вокального  и хорового. Были организованы вокально-хоровой ансамбль, оперный и камерный классы.

По специальному постановлению областного отдела искусств была организована военно-шефская работа: создавались концертные бригады для обслуживания воинских частей, госпиталей, мобилизационных пунктов, заводов, организаций, сельских тружеников. Развернулась огромная методическая и концертная работа. Педагоги училища работали в кружках самодеятельности при заводах, колхозах и предприятиях.

Руководство и ответственность за работу концертных бригад в разные годы возлагали на педагогов М.А. Саградову (1941), зав.учебной частью Е.В. Калугину (1943), помощника директора Е.А. Цехановскую (1944).

Приказ № 137 от 14 августа 1941 года.

П.1. В связи с необходимостью мобилизовать все силы Советского  музыкального искусства на защиту нашей родины, способствовать повышению производительности труда и организованности всего населения нашей страны, приказываю организовать в музыкальном училище концертные бригады для обслуживания частей Красной Армии, мобилизационных пунктов и населения.

П.2. Организацию концертных бригад поручить зав.учебной частью т. Ильину Б.Я., педагогу т. Калугиной Е.В. и т. Саградовой М.А., направленной в распоряжение музыкального училища по направлению ВКИ. Руководство и ответственность за работу концертных бригад возложить  на т. Саградову М.А.

Директор: И.А. Марголина

Приказ № 56 от 26 июля 1943 года.

П.2.  Преподав. Ефремову Л.П. – откомандировать с 1.08-43г. до начала учебного года в распоряжение завода № 634 для проведения массовой музработы, предоставив ей на это время отпуск без сохранения содержания.

Директор И.А. Марголина.

Только за один учебный год силами концертных бригад было дано около 200 концертов для бойцов РККА в воинских частях и госпиталях. Кроме того, педагоги и учащиеся могли привлекаться в концертные бригады других организаций.

Приказ № 230 от 22 июля 1942 года.

П.1. Предоставить т. Хозак М.Е., выезжавшему по распоряжению Обл.Отд.Искусств с театром Миниатюр, отпуск без сохранения содержания с 26 июля до возвращения театра.

Директор И.А. Марголина.

Приказ № 238 от 28 августа 1942 года.

П.1. Концертмейстеру Максимовой Г.С., командированной с агитбригадой театра Миниатюр для обслуживания уборочной кампании, предоставить отпуск без сохранения содержания с 29 августа до окончания срока командировки.

Директор И.А. Марголина.

Помимо этого педагоги и учащиеся работали с лекциями-концертами на радио, участвовали в радио-постановках совместно с артистами театров и филармонии.

В 1941–1943 гг. Е.В.Калугина – тесно  сотрудничает  в качестве хормейстера с Московским театром имени Евг. Вахтангова, эвакуированного  в Омск и разделяющего одну сцену с Омским театром драмы.

Параллельно концертным бригадам в училище создаются сельскохозяйственные бригады для работы в подшефных совхозах №2 и №5 для прополки и уборки урожая. Примечательно, что на работу в училище поступает педагог по сельскохозяйственным наукам. Помимо сельхозработ учащиеся успевали давать концерты для тружеников села. Интересен тот факт, что работали на полях с июля до поздней  осени, пока не будет убран урожай. Идти в  отпуск можно  только при условии  «обязательного участия в сельхозработах».

Приказ № 229 от 20 июля 1942 года.

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП/б/ от 13.-04-42г. и решением Омского Обл. и Гор.Исполкома  о мобилизации трудоспособного населения на сельхозработы, направить согласно наряду Куйбышевского райсовета на сельхозработы следующих лиц:  /прилагается список из 30 человек - как педагогов, так и учащихся/

Директор И.А.Марголина.

Для ускоренной подготовки кадров для красноармейских оркестров, а также повышения квалификации  музыкантов  оркестров частей  Красной Армии, организована военная группа.

Приказ № 68 от 22 сентября 1945 года.

П.1. Освободить от работы в Омском Музыкальном училище преподавателя, руководителя военной группы т. Вержаховского Е.Я. в связи с его отъездом из Омска по распоряжению командования Сибирского Военного округа.

П.2. Отчислить из состава учащихся лиц, обучающихся в военной группе «А» под руководством т. Вержаховского /список прилагается/.

Директор И.А. Марголина.

Проводятся не только консультации по вопросам художественной красноармейской самодеятельности. Работники училища участвуют в концертных постановках и выезжают с воинскими частями за пределы области, оформляя «отпуск без сохранения содержания» на неопределённое время «до окончания работ», либо «до возвращения».

Для вернувшихся с фронта искалеченных молодых людей формируются  учебные группы инвалидов Отечественной войны, где преподают и педагоги-инвалиды. Главным образом, это группы народных инструментов (баянисты), вокалисты, реже духовики. В годы войны в Омске находился интернат военно-ослепших, где учащиеся могли проживать. Екатерина Федосеевна Лукьянова, окончившая вечерние музыкальные курсы при училище (1938–1942), пришла в интернат вести кружок баянистов в 1942 году, а в 1943 году уже  преподавала в училище в классе баяна и одновременно получала образование баяниста сама. Диплом об окончании получила в 1945 году. В 1944 г. интернат перевели в другой город, частично учащиеся-инвалиды были отчислены, но группы инвалидов войны оставались функционировать.

s.28_ekaterinalukyanova_ped.kl.bayana.jpg

Е.Ф. Лукьянова

Были организованы вечерние музыкальные курсы без отрыва от производства (КОМО). В обязательную программу образования вошли предметы по военному делу, санитарии, противопожарной и химической безопасности,  проводились занятия по всевобучу и периодические двухнедельные лагерные сборы для учащихся 1 и 2 курсов.

В связи с тревожным временем требования к учёбе и участию в общественной жизни ужесточались. За малейшие нарушения, опоздания, прогулы – строгий выговор, а при повторном нарушении – отчисление.

Приказ № 161 от 12 ноября 1941 года.

П.1. Студенту 2-го курса Корж за неявку 4 ноября 41г. на радио-передачу объявляю строгий выговор.

П.2. Предупреждаю учащихся Омского Муз.Училища, что  неаккуратная явка на радио-передачи и шефские концерты рассматривается, как грубое нарушение трудовой дисциплины и повлечет за собой строгое административное  взыскание вплоть до отчисления

Директор И.А. Марголина.

Как курьёз, в  Архиве училища  хранится и такой документ:

Приказ № 28 от 2 апреля 1945 года.

П.2 Отчислить из состава учащихся за прогулы и академ. неуспеваемость Разгильдяева.

Директор И.А. Марголина.

ПАМЯТНЫЕ КОНЦЕРТЫ

Несмотря на все лишения и тяготы, на неблагоприятные жилищные условия, на  нехватку учебных площадей (здание училища занимала областная прокуратура, т.к. их здание занимал госпиталь, а в ведении училища было 10 комнат, включая  кладовые помещения), педагоги и учащиеся жили в режиме повышенной готовности прийти на помощь туда, куда придётся. Многие педагоги вели занятия на своих квартирах. При этом жёстко отслеживалось выработанное время педагогов.

Концертная деятельность училища  не ограничивалась выступлениями на академических концертах, концертах классов.

 В училище проходили встречи-концерты со знаменитыми музыкантами.  В небольшом  холодном классе для групповых занятий  № 18 (25 кв.м.) проходили концерты с участием Д. Шафрана, Я. Флиера, Э. Гилельса, Д. Пантофель-Нечецкой, Г. Нейгауза, Б. Моранц и др. – незабываемые по своим ощущениям  не только для  учащихся.

Только в 1943 году для нужд училища было выделено ещё одно помещение в здании школы на углу улиц Почтовой и Пушкина. Комната предназначалась для концертных и лекторских мероприятий, куда специально для  слушателей на руках переносили дополнительные стулья (с Рабфаковской, 5) учащиеся и уборщицы.  С этим приобретением  увеличилось число музыкальных лекториев, которые готовила великолепный музыковед Марианна Фёдоровна Гейлиг, привлекая концертирующих педагогов для иллюстраций.  Появление в училище актрисы Горчаковской Л.М. ознаменовалось постановками в апреле 1943 г. литературно-музыкальных монтажей «Песня про купца Калашникова», а в декабре – «Бахчисарайского фонтана», которые  успешно принимались зрителем в военно-шефской работе.

Январь 1944 года открыл череду ярких концертов, посвящённых  творчеству П.И.Чайковского. А в феврале была учреждена Комиссия по ознаменованию 100-летия со дня рождения выдающегося композитора Н.А.Римского-Корсакова для приготовления концертных мероприятий. 13 февраля 1944 года в Омском музыкальном училище состоялся особенный концерт, на котором осуществили сбор средств (10.000 рублей) в пользу государственного фонда семьям фронтовиков. Организатором концерта была Евгения Александровна Цехановская, зам.директора, педагог по классу вокала, яркая представительница ленинградской школы. (Когда-то таким концертом собрали средства на поездку для учёбы в Москву молодому Виссариону Шебалину).

В июле этого же года была откомандирована группа учащихся и педагогов  в г. Свердловск  на Республиканский смотр музыкальных учебных заведений, где показали хорошие результаты  и профессиональные качества. 

Год 1945 й навсегда останется в памяти каждого, кто ждал  и приближал Победу  своим трудом. Было дано очень много концертов ко Дню Победы. К этому времени в училище  довольно профессионально, если это можно сказать об ученических коллективах, функционировали: Оперный класс под руководством Исаака Абрамовича Тесслера, (концертмейстер Брацлавская Анна Фёдоровна); Оркестр народных инструментов (Ланин Григорий Абрамович, Путалова Т.А.); Секстет; духовой оркестр под управлением Евгения Яковлевича Вержаховского (военный дирижёр); школьный струнный оркестр (организованный Лазарем Семёновичем Марьясиным).

Евгений Яковлевич Вержаховский – выпускник Омского музыкального училища 1926 г. – композиторского ( класс М.И.Невитова) и 1932 г. – духового отделений (кларнет). Учился  на одном курсе с Деборой Яковлевной Пантофель-Нечецкой, которая во время войны часто приезжала в Омск с концертными выступлениями  на радио. В годы войны - преподаватель  игры на духовых инструментах, педагог – руководитель военных групп, дирижёр духового оркестра училища, капельмейстер оркестра пехотного училища. По окончанию войны получил новое назначение командованием Сибирского военного округа. Впоследствии – профессор Новосибирской Государственной Консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР. 

В училище была выпущена стенгазет «1000 концертов», что соответствовало реальному количеству проведённых мероприятий.

s.2_50e_godyrabfakovskaya_5.jpg

Здание училища, ул. Рабфаковская, 5

ПЕДАГОГИ И УЧАЩИЕСЯ

В 1941–1942 учебном году появились первые эвакуированные. При непостоянном количественном составе в училище отмечается очень большой приток педагогов и учащихся, особенно в музыкальной школе. Так, например, среди учащихся  музыкальной школы значился Евгений Симонов – сын  народного артиста Рубена Симонова, художественного  руководителя театра им. Евг. Вахтангова, РСФСР, тоже будущий народный артист СССР и главный режиссер театра Евг. Вахтангова. (Существуют воспоминания врача военного госпиталя, академика Валентины Павловны Бисяриной о том, как дети артистов-вахтанговцев выступали перед ранеными бойцами: «Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша Державин»).

В стенах училища стали преподавать педагоги ведущих консерваторий  Советского Союза, прекрасные концертные исполнители, деятельность которых способствовала подъёму качественного уровня преподавания.

Первыми приехали концертные исполнители по направлению ВКИ для помощи  в организации и участии в военно-шефской работе училища Мария Саградова (пианистка), и семейная пара Хумек Генрих и Рена (скрипач и пианистка). Проработали до 12.03.43 г. до новой командировки ВГКО для обслуживания Забайкальского Военного округа.

В первые месяцы войны ушёл на фронт директор училища Сергей Иванович Мотовинский. На этом посту его заменила авторитетная и очень энергичная Ида Анатольевна Марголина из Москвы (06.08.41-05.08.46), человек  большой музыкальной культуры. В суровые военные годы училище не только не прекратило своего существования, но и сумело развить интенсивную деятельность. В значительной степени это заслуга И.А. Марголиной, в недавнем прошлом, доцента и декана историко-теоретического и композиторского факультета Киевской консерватории, которая с редкой дипломатичностью неоднократно отражала попытки закрыть училище и отдать помещение для более существенных нужд военного времени. За годы её руководства жизнь в училище была полноценной, насыщенной и при достаточно строгой дисциплине. Она сумела организовать крепкий педагогический коллектив, несмотря на  постоянное движение кадров (разновозрастных представителей различных музыкальных школ). Она была человеком, умеющим мыслить масштабно и вместе с тем с индивидуальным подходом к каждому.

Приказ № 27 от  3 апреля 1944 года.

П.1. Назначаю комиссию для собирания материалов по истории Омского музыкального Училища в следующем составе – директора  Музучилища Марголиной И.А. /предс.комиссии/, Зюзько Н.И., Калугиной Е.В., Кудрявцевой З.Г., Поляковой А.П., Щепановской Я.Э., Яцкиной В.Г.

Директор И.А. Марголина.

Поражает воображение даже географии эвакуированных педагогов и концертмейстеров.

В год войны в Омске работали преподаватели из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Минска. Конечно же, кроме эвакуированных работников, в училище оставался работать и основной омский состав, многие были его выпускникамим. Начинали здесь свою педагогическую деятельность, будучи ещё в числе учащихся, либо сразу после окончания учёбы Е.В. Калугина, Л.С. Киселькова, Е.Ф. Лукьянова, Е.П. Плотникова.

zenta_alfredovna_medvedeva_solistka_teatra_vahtangova42-50.jpg

З.А. Медведева

В ряду тех, кто достойно работал в Омском музыкальном училище в годы войны, были супруги Медведевы – Борис Михайлович и Зента Альфредовна. Борис Михайлович, в прошлом известный пианист, выступал  неоднократно в  Омске в 1920-е годы. Проработал в музыкальном училище при МГК  в качестве преподавателя фортепиано 22 года, 18 из которых заведывал фортепианным отделением. С 1937 года преподавал спец. фортепиано в МГК.  Зента Альфредовна, получив музыкальное образование в классах пения при Московской филармонии, перебивалась по сути случайными приглашениями – это  и оперная студия А.У. Шпигеля, Московская опера Совета солдатских Депутатов, Художественная передвижная опера, солистка Малой Государственной оперы (бывшая Опера Зимина), Художественного оперного театра (все эти театры были позже расформированы). Лирико-колоратурное сопрано Киевского государственного Академического оперного театра им.К.Либкнехта, солистка Московского областного эстрадного концерта. В предвоенные годы заболела и начала заниматься педагогической работой, консультируясь в кл.проф. Е.Ф. Петренко.  В начале войны, при эвакуации МГК, семья выехала в г. Богульму. А уже в сентябре Б.М. Медведев получил назначение в Омское музыкальное училище, где в годы эвакуации преподавал  специальное фортепиано  и  заведывал  фортепианным отделом. З.А. Медведева  эпизодически выступала в радиоконцертах. После смерти мужа  и родной тёти, которая проживала с ними, в  марте 1943 г.,  З.А. Медведева устроилась педагогом по вокалу  в музыкальное училище (КОМО)  и одновременно педагогом по вокалу в государственный театр им. Евг. Вахтангова, находящемся в эвакуации в Омске.  В сентябре 1943 с театром Вахтангова  реэвакуровалась в Москву и проработав там до февраля 1945 года (одновременно работая в музыкальном училище при МГК педагогом по классу вокала). С 20 февраля 1945 года Зента Альфредовна, по спец.переселению, вынуждена была вернуться в Омск. В 1945–1946 гг. – работала педагогом по вокалу в Омском театре драмы. В 1946–1947 –  преподавала Омском театре Музыкальной комедии. Эпизодически выступая в концертных лекториях Омской филармонии. В 1947 г. судьба снова связала её с музыкальным училищем. В памяти коллег осталась как высококвалифицированный и инициативный, творческий человек. После тяжёлой болезни умерла  в 1950 г.

Борис Вениаминович Левик – окончил  Киевскую (по кл. фп и композиции) и Московскую (историко-теоретич. ф-т) консерватории, с 1930-1949 гг. преподавал теорию и историю музыки.  В 1935 г. получил звание доцента, в 1941 – кандидата искусствоведения. Эвакуировался в Омск в ноябре 1941. Проработал в училище меньше года (до февраля 1942 г.), преподавал музыкальную литературу, участвовал в лекториях. Вернулся в состав Московской консерватории, которая эвакуировалась и продолжала работать в Саратове. Политика администрирования при решении творческих проблем привела к тому, что в течение 1948–1950 учебных годов, группа высококвалифицированных педагогов была уволена из МГК, в числе которых были Б.В. Левик, В.Я. Шебалина, Л.А. Мазель, Д.Д. Шостакович и В.А. Белый, В.О. Берков, И.Ф. Бэлза, Д.В. Житормирский и др. Преподавал также: Заоч.муз.-пед.ин-т (1936041), Высш.училище воен.дирижёров (1943–46), Муз.-пед.-ин-т им. Гнесиных (1946–1948, 1953–56 – зав.кафедрой) Спустя время Б.В. Левик станет автором учебных пособий, брошюр, статей по зарубежной музыкальной литературе.

За большую работу в годы войны многие педагоги и учащиеся, представители технического персонала были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Медали получили и омичи, и те преподаватели, которые к тому времени уже разъехались, так что награды пришлось рассылать по многим городам.

Статья Елены Лукиной опубликована в журнале «Омское наследие» №16 2015 года.