Илья Киргинцев: «Я не могу указывать художнику или режиссёру, что делать»

0:41 06 окт 2021

snimok_ekrana_2021-10-05_v_14_09_37.png

Чуть больше года назад директором Омского государственного Пятого театра назначили Илью Киргинцева. Именно тогда Министерство культуры Омской области приняло решение разделить полномочия и вместо художественного руководителя, который совмещал и административные функции, и творческие, ввести должности директора театра и главного режиссёра.

Илья Киргинцев для Пятого театра и для омской культуры не был человеком посторонним. С 2001 по 2004 гг. работал советником руководителя Главного управления культуры и искусства администрации Омской области. В составе оргкомитета готовил к запуску первый фестиваль «Молодые театры России», который стал одной из визитных карточек театрального Омска и в прошлом году состоялся в 12 раз. Взаимодействовал с учреждениями культуры Омской области, участвовал в решении вопросов реконструкции Омского театра драмы, театра «Арлекин» и создания Северного драматического театра им. М.А. Ульянова.

В 2019 году прошел отбор и был включен в резерв управленческих кадров для замещения руководящих должностей государственных учреждений Омской области, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство культуры Омской области с присвоением высшего уровня подготовки.

Омский портал «Культура» поговорил с руководителем Пятого, не подводя итоги первого года работы, а узнав планы на текущий театральный сезон.

 

Илья Владимирович, в этом году в планах театра: мюзикл, пластический спектакль, драму променад, комедию.  Очень широкое разнообразие жанров.

Кроме того, у нас еще планируется спектакль, который мы, скорее всего, будем позиционировать как подростковый. Главный режиссер предложил пьесу «Рыба и шоколад» драматурга Полины Бородиной. Она про трудного подростка, который случайно в театре знакомится с девочкой из балетной школы.

Это остросоциальная пьеса?

Нет. Больше подростковая романтическая история. Мы будем делать её под конец сезона, потому что пока у нас нет свободных окон. Уже задумано много проектов.

Как получилась такая «солянка»  из жанров?

Мы хотим быть разными. Мы хотим быть интересными любому зрителю. Чтобы каждый, кто пришел в театр и посмотрел репертуар, нашел что-то для себя. И, соответственно, мы хотим разнообразить творческую жизнь нашей труппы. Чтобы артисты пробовали себя в разных жанрах. Потому что,   если актеру интересно, когда он горит, то это совсем другая творческая отдача.

Как в афише оказалось имя Игоря Григурко?

Конечно, имя Игоря Леонидовича Григурко очень известное. А случилось так, что он приехал на фестиваль «Еще один». А мы давно хотели поставить в репертуар пластический спектакль. Что-то яркое, костюмированное, драйвовое, всепроникающее, с оригинальной музыкой. И тут как раз мы встретились с Григурко на фестивале и, зная его, как прекрасного специалиста в хореографии, начался разговор. Мы рассказали, что есть у нас такое желание, а он сказал, что у него есть идея. Он пошел писать синопсис, а мы пошли считать деньги. В общем, договорились. В феврале Игорь Леонидович приступает к работе  , и к концу марта мы хотим показать премьеру. Это будет проект на грани сибирского фольклора – этно, чтобы это было и привязано к нашему месту родному и было интересно и актуально.

Игорь Леонидович будет проводить предварительную работу с актерами?

Да, у него своя система. Сначала он какое-то время будет проводить для наших актеров тренинги. Потом это постепенно перейдет в саму постановку. Хотя два раза в неделю у нас проводятся занятия с нашим штатным хореографом Дмитрием Маленовым и труппа у нас подготовленная. Но после Григурко, я думаю, они сделают шаг вперед.

А как образовалась договоренность с режиссером Ириной Керученко? При её плотном графике.

Да, Ирина Керученко очень титулованный режиссер. Она работала, можно сказать, во всех главных театрах столицы и не только. В июне Ирина Вильямовна привозила в Омск свой спектакль «Кроткая», который был показан в рамках фестиваля «Золотая маска». У нас состоялся предварительный разговор насчет её постановки на нашей сцене. Разошлись подумать, и через какое-то время она предложила свою интерпретацию произведения Бунина «Солнечный удар». Это ее авторская инсценировка.

То есть Вы ходите по фестивалям и налаживаете контакты?

Да, почему нет.

А спектакли «Золотой маски» в Омске все удалось посмотреть?

Нет, я в это время был в Москве, защищал диплом. Даже не увидел спектакль Константина Богомолова «Преступление и наказание» на сцене нашего театра. 

Какой диплом вы получали?

Так совпало, что я встал во главе Пятого и уже знал про «Школу практического мастерства». Этот курс вел сам директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок. Минимум теории, максимум практики. Практика имеется в виду, что маркетинг читает маркетолог, организацию работы со зрителем – замруководителя по работе со зрителем. То есть обучением занимаются не теоретики, а профессионалы в своей области.

Вы и ранее трудились в культуре, но продолжаете учиться.

Действительно,  для меня этот театр не самая большая загадка, я все-таки работал в министерстве культуры. А это тот орган, который направляет, координирует, финансирует. То есть что такое театр и из чего он состоит, я понимал. Единственное, что, придя сюда, пришлось узнавать нюансы самого театрального отдела, взаимоотношения труппы и так далее. Это пришлось изучать на ходу. Обучение в этом плане очень помогло. Многие ответы на вопросы получил.

dsc_8223_-_kopiya.jpg

Фото: кадр со спектакля "Процесс" (2021 г.)
Что скажете по поводу влияния директора на репертуар?

Директор современного театра, по большому счету, это продюсер. Он утверждает проект, либо участвует в выборе проекта, потом финансирует его, нанимает людей для реализации проекта – режиссера, художника, композитора, сценографа.  Директор участвует в создании проекта, но не оказывает влияния на его художественную часть. Я не могу указывать художнику или режиссёру, что делать.

Вы сказали, что «директор-продюсер» – это в современном театре. А что такое современный театр?

У нас сейчас нет большого  количества денег, как было в советском театре, когда тебе давали средства, и ты знал, что у тебя готовый бюджет на семь постановок. Сейчас такого нет. Да, государство нам дает какие-то деньги, но надо привлекать и свои заработанные средства. И понимать, что нужно ещё выполнять определенные мероприятия по содержанию здания. Много аспектов. Вопрос в том, что деньги надо правильно распределять. Если ты потратишь всё на творчество, и у тебя развалится здание, это не хорошо. Если, наоборот, у тебя будет блестеть здание, а на сцене будет дешево и скучно, та же ситуация. Поэтому должна быть золотая середина. Чтобы и с художественной точки зрения что-то развивалось, и здание было в порядке, и чтобы у людей росли зарплаты.

К вам на спектакль идет очень разный зритель. Вот парень с татуировкой на шее, а рядом почтенная дама в вечернем платье.

Это круто. Это значит, что наш диалог интересен различным возрастам, гендерам, социальных слоям и так далее. Это очень здорово, мы к этому стремимся.

Но, тем не менее, на поводу у зрителя в репертуарной политике вы не идёте?

Нет, нет, нет. У нас очень разнообразный репертуар. И мы, конечно, держим планку высокого драматического искусства. Да, очень просто поставить двадцать комедий, а ещё лучше комедий-положений, где всё происходит в кровати, или шифоньере, или шкафу и всем будет смешно. Но этот не тот театр, который нужен нам и нашему зрителю.

Когда вы пришли в Пятый театр, у него был свой вектор развития. Вы его как-то поменяли?

Нет. Мы как раз несем тот флаг, который в свое время подняли основатели этого театра. Ведь Пятый театр как раз и появился, потому что хотелось чего-то разного, разной драматургии, разных спектаклей – некий калейдоскоп. И мы стараемся соблюдать эти традиции. 

А Вы вносите свои традиции?

Мы начали поздравлять артистов с Днем рождения прямо на сцене перед зрителями. Кончился спектакль, и мы выходим вместе с главным режиссёром, поздравляем юбиляра, вручаем цветы. Мне кажется это приятно артисту – горячий зал, разогретые зрители, аплодисменты. Я хочу со временем переформатировать встречи с труппой, до и после сезона, чтобы коллектив мог пообщаться вне рабочей обстановки. 

Последний вопрос. Не как к директору, а как к человеку. Что бы вы хотели увидеть на сцене Пятого театра?

Я бы хотел увидеть «Утиную охоту» Вампилова и чтобы наш актер Евгений Фоминцев сыграл в этом спектакле главную роль.