ИРКУТСК ДАЛЕКО? ИРКУТСК РЯДОМ!
Иркутский музыкальный театр завершил гастроли в Омске детским джаз-мюзиклом «Мэри Поппинс, до свидания!», а в Иркутске последние спектакли сыграли артисты Омского музыкального театра. Этот обмен стал возможен благодаря проекту «Большие гастроли». Автору этих строк посчастливилось увидеть в Омске два спектакля иркутян для взрослой аудитории.
Первым в программе гастролей был мюзикл «Декабристы» по пьесе Карины Шебелян режиссёра Филиппа Разенкова на музыку Евгения Загота. Этот спектакль показали даже два раза, что понятно: для иркутян декабристы, как для нас, омичей, Достоевский: их судьбы навсегда связаны с этим краем.
«Это наша иркутская тема, - признал и главный дирижёр театра Виктор Олин. - Тех, о ком рассказано в спектакле, почитают в Иркутске, ведь они повлияли на развитие культуры, когда поселились после каторги в нашем городе. В Иркутске есть роскошные музейные экспозиции Трубецких и Волконских».
Но каково это — воплощать на сцене образы реальных людей, да ещё и связанных с жизнью родного края? Актриса Юлия Пихтина, сыгравшая Екатерину Трубецкую, расскказала, что не только много читала о жизни своей героини, но и побывала в местах, где жёны декабристов, фактичкски, отбывали наказание вместе с мужьями. «Екатерина — очень мужественная женщина. У неё был выбор, она могла остаться в Петербурге, ведь у неё была прекрасная родословная. Но тем не менее она приняла решение, что без мужа ей не жить, и была готова ехать за ним в полную неизвестность», - говорит о своей героине актриса.
Владимир Яковлев, воплотивший образ Сергея Трубецкого в ссылке, тоже много работал с историческими материалами, с сохранившимися записками Трубецкого. Слова его прощания с женой, звучащие в спектакле, взяты из этих записок. Для него, артиста оперетты, сыгравшего немало комических персонажей, эта роль стала серьёзным вызовом: «Ничего подобного в моей жизни не было. Сыграть человека, который оставил огромный след в Иркутской области — ответственность огромная», - признаётся актёр. К тому же, выяснилось, что он и внешне похож на своего героя, это когда-то признал даже директор Дома-музея Волконских.
Собственно, его взгляд на прожитую жизнь и представлен в спектакле. В Сибири Трубецкой встречает молодого ссыльного Ольшанского (Иван Перевощиков). Юноша упрекает Трубецкого в том, что восстание на Сенатской площади потерпело поражение. Но могут ли чьи-то упрёки быть сильнее чувства собственной вины, с которым не вышедший на Сенатскую площадь Трубецкой прожил жизнь? Спасала его лишь самоотверженная любовь жены.
Как бы в воспоминаниях Трубецкого, уже с расстояния прожитых лет мы видим события его жизни — и исторические, и личные. Вспоминает он и себя молодого (в этой роли — Евгений Алёшин). А любимая Екатерина для него всегда молода и прекрасна.
Конечно, в музыкальном спектакле исторические события лишены доскональности, представлены, скорее, как некий миф, но образы героев ярки. Тут и члены тайного общества с их общими мечтами, но и разногласиями. Тут и царская семья, в жизнь которой отречение Константина вносит смуту. Тут и чиновники-бумагомаратели, и пьяненькие мужики, высмеивающие в частушках «Николашку». И вместе со всеми — плакальщица в трауре, словно сама Россия (Людмила Борисова).
Интересна сценография спектакля: абрисы Александрийского столпа, Медного всадника собраны из потемневших от времени досок, словно из фрагментов памяти героя: они и узнаваемы, и нереальны. Такова и огромная царская корона, словно решётка, заслоняющая от правящих особ реальный мир. А когда на сцену выкатывается пушка, которую должны направить на восставших, но несколько мгновений направляют в зал, становится не по себе и зрителям!
Интересно решена и сцена казни декабристов: над каждым из пятерых опускается верёвка, на голову каждому надевают колпак, все - и на сцене, и в зале — на мгновение застывают в страшном предчувствии... Но в последний момент осуждённые разрывают «оковы тяжкие», и ввысь взмывают портреты этих героев Отечества, до сих пор живущих в его истории.
После этого продолжить жить не разделившему судьбу товарищей Трубецкому было непросто. И только взаимная любовь, только самоотверженность его жены примиряли с жизнью. Поэтому самыми пронзительными в спектакле становятся сцены-воспоминания об общей молодости и последняя сцена - прощания с умершей женой. Это даже не прощание, а продолжение общей жизни, пусть, только в памяти, но продолжение!
Второй спектакль иркутян - «Пиковая дама». Но Чайковский тут ни при чём, потому что это не опера, а... пластический фарс, да! Саунд-дизайнер Юлия Колченская собрала современную электронную музыку, достаточно жёсткую. Хореограф Ирина Ткаченко, конечно, придерживается сюжета пушкинской истории, но её герои не выглядят пришельцами из «дней минувших». Свита Сен-Жермена, короля игроков, в вечном карнавальном веселье, поэтому и выглядит соответствующе. Конечно, здесь уместен не классический, а современный танец, смешение стилей.
А вот старая графиня, вокруг которой суетятся приживалки — уже давно, скорее, мумия, чем человек, некий памятник самой себе, возвышающийся над окружающими. Такова она и для Лизы (Татьяна Горохова), такова и для Германа (Дмитрий Михеев). Впрочем, рядом с Сен-Жерменом (Юрий Щерботкин) она всегда жива, подвижна, царственна (Мария Стрельченко). Это Герман поймёт, только когда попробует использовать её секрет, которым, как ему кажется, он овладел. Но срывая покровы с её тайны, как юбки с кринолина, он обнаруживает вместо кринолина... клетку, где в заточении - те самые три карты. Желая завладеть ими, Герман и сам попадает в эту клетку.
Возможно. всё это — лишь отражение его безумия.
Вот таково необычное решение режиссёра и художников Любови Мелехиной и Галины Мельник. «А что, так можно было с классикой?», - спросите вы. Посмотрев спектакль, отвечу: "Нужно". Ведь Пушкин современен всегда, потому что ему интересны вечные темы и конфликты, и важно говорить о них сегодняшним языком.
Иркутяне по-хорошему удивили и порадовали.
Автор: Елена Петрова
Фото: Александр Барановский
12+