К цирку присоединиться можно, если цирк нуждается в тебе
Об этом сегодня мы поговорим с заместителем директора Омского государственного цирка Егором Ивановичем Стефанкивом.
- Ваш трудовой путь начинался далеко не с цирка, были годы учебы, погружение в профессию. Как был взят старт в профессию?
- Мои воспоминания тесно связаны с Омским цирком, «заразился» цирковым духом еще в детстве. Мои родители работали дворниками в старом Омском цирке у Казачьего рынка. А я, будучи еще школьником, помогал им. Так что решение прийти на работу именно в цирк, похоже, было предопределено самой судьбой. Цирк стал для меня делом на всю жизнь. Более 42 лет отдано служению цирку и это не высокопарные заявления, а факт моей биографии. Служил в Советской армии, демобилизовался, и как было принято в СССР, пошел работать слесарем третьего разряда на Фабрику треста «Омсквторсырье». Далее годы учебы в Институте легкой и текстильной промышленности, получил высшее образование и снова пошел работать старшим техником в Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт шинной промышленности. О цирке мне поведал и подсказал о вакансии главного администратора человек, сыгравший важную роль в выборе моей новой профессии. Это Кит Роман Васильевич - главный администратор Омской филармонии. Есть возможность работать в цирке - попробуй. И я воспользовался советом опытного и уважаемого в городе человека. Прославленный директор цирка Михаил Семенович Цукерман, впервые знакомясь со мной претендующим на должность главного администратора, сказал: – Ну что ж, берем тебя с испытательным сроком, на три месяца. А там посмотрим… Главным администратором цирка я прослужил вплоть до 1996 года. Затем – повышение в должности до заместителя директора. Полагаю, что мой испытательный срок, назначенный когда-то Михаилом Цукерманом, длится по сей день.
- Егор Иванович, сохранились ли у Вас в семейном архиве фотографии, афиши старого Омского цирка связанные с историей цирка, который раньше располагался в районе Казачьего рынка на пересечении нынешних улиц Съездовской и Пушкина?
- С благодарностью вспоминаю старый Омский цирк, история которого началась в далеком 1917 году. Сначала это был цирк «Спорт-Палас». Первым владелец цирка был знаменитый борец Иван Яго, который на собственные сбережения покупает здание и открывает новый каменный цирк, который получает название «Спорт-Палас» у Казачьего рынка. Именно это здание известно нескольким поколениям омичей как «старый Омский цирк», который функционировал до постройки современного здания цирка в 1973 году. В историческом архиве Омской области хранится «Пояснительная записка к существующему зданию Омского госцирка» от 14 апреля 1940 года. Согласно её данным, здание было построено в 1917 году и занимало площадь 2230 м2. Зрительный зал вмещал в себя 1348 мест. В вестибюле, фойе, курилке и в кольцевом коридоре центральной части полы были цементные, в остальных помещениях деревянные, стены побелены известью. Затем, в 1919 году после национализации цирков и создании единой системы – «Союзгосцирк» был уже «Омский госцирк». Но мои воспоминания обозначались не с 1917г., а намного позже, с 1961 года, когда исполнилось мне семь лет. Снежным декабрьским утром, мама и папа сообщили мне, что мы идем все вместе с сестрами в цирк. Моё воображение сразу нарисовало яркую картинку здания цирка. Мы жили рядом с ним - через дорогу. Много слышал о нем, но до этого дня в нем не был. Первые впечатления: вышли из дома, и, пройдя по улице Лагерной, мимо старой парикмахерской, в которой был мастер, который брил мужчин опасной бритвой и точил её на специальном ремне, мы с мамой, папой и сестрами в буквальном смысле вбежали в цирк. Дело в том, что я сильно его боялся, когда с отцом приходил на стрижку. Гардероба в цирке не было, сидели в пальто. Здание не отапливалось. Звучал живой оркестр и на манеж вбежали очень веселые клоуны! Клоуны носились с плакатом, на котором было написано 1961 год, а если перевернуть, то снова оказывался 1961г. - так было весело... А какой был вкусный пломбир в цирке! Старый Омский цирк прослужил омичам – подумать только – 65 лет! О тех славных годах рассказывают мне старые фотографии того времени. К сожалению, афиш той поры нет в нашем семейном архиве, но зато есть детские воспоминания мои и трех моих родных сестер.
- В 1973-года, в Омске на проспекте Маркса открылось новое здание цирка. Что изменилось в архитектурном решении здания цирка?
- Современное здание омского цирка строилось несколько лет - с 1969 по 1973 год. Оно было возведено по тому же типовому проекту, что и большинство цирков нашей страны. Однако, омские архитекторы: Ю. А. Захаров, А. И. Лунин и А. И. Юмакаев внесли свои коррективы в интерьеры, придав ему индивидуальность. В моём рабочем кабинете, на большом столе, стоит архитектурный макет цирка со всеми деталями. На нем можно рассмотреть даже барельефы: тигр, факир, скоморохи. Эти маски с детства, узнаваемые буквально каждым омичом, были изготовлены в стиле чеканки по металлу. Выполнял их в своей мастерской знаменитый омский скульптор Анатолий Цымбал и заведующий рентгенологическим отделением больницы на Музейной Борис Талиев. Открытие нового здания цирка на центральной магистрали города (проспекте К.Маркса) состоялось 14 октября 1973 года. В 2023г. наш коллектив отпраздновал юбилей – 50 лет зданию цирка. Крупный и специфический объект возводил трест №1, руководил которым Бронислав Ильич Кононов - Заслуженный строитель РСФСР, почетный строитель России, почетный гражданин г. Омска и г. Тары. Стальную основу и купол смонтировали бригады «Сибстальконструкции». История с барельефами чуть не закончилась их утратой. Буквально несколько лет назад рабочие демонтировали их и выкинули в строительный мусор. Спустя годы пропажу нашли во время генеральной уборки цирковых складов, перед открытием нового сезона. Их разместили на парадных лестницах в фойе Омского цирка. В этом году директором цирка, Виталием Доля, принято волевое решение вернуть уникальные архитектурные формы на фасад здания, тем самым исправить грубые ошибки допущенные ранее. Будущее поколение омичей должно бережно хранить культурное наследие и впредь не допускать утраты. Формирование архитектуры Омского цирка еще не закончено, оно будет продолжаться из поколения в поколение, обогащая духовные потребности жителей нашего города.
- В Омском цирке в разные годы гастролировали известнейшие советские коллективы: представители династии Запашных; медвежий цирк Валентина Филатова; легендарная Маргарита Назарова со своими тиграми, Эмиль Кио и многие другие. Чем Вам запомнились цирковые коллективы и о ком бы Вам сейчас хотелось отдельно упомянуть?
- Я хочу вам рассказать о любимце публики - клоуне Анатолии Марчевском, в которого влюблялись, наверное, все девчонки СССР. И ненадолго вернуться в эпоху Советского цирка. Анатолий Марчевский - клоун до глубины души. Вся его жизнь и моя отдана цирку, в этом мы с ним похожи, он на манеже, а я за кулисами. С гастролями в Омском цирке клоун был не один раз. Омскому зрителю в памяти отложились его знаменитые клоунские репризы. Он ярко жонглировал, выступал с акробатическими номерами, подменял товарищей по программе. Анатолий Павлович был физически хорошо подготовлен и владел несколькими цирковыми жанрами. Все знают его как артиста-эквилибриста в эталонном цирковом номере «Эквилибр на моноцикле» и как «ковёрного» в номере «Клоунская группа». Как режиссер постановщик он поставил цирковые спектакли: «Здравствуй, клоун!», «Золушка», «Данко» и «Салют Победы». Многие наверно видели художественный фильм «Клоун» с участием Анатолия Марчевского в главной роли клоуна. Примечательно, что фильм снимался в Киевском государственном цирке. У знаменитого клоуна много наград на престижных цирковых фестивалях во Франции, Бельгии, Монте-Карло. Много правительственных наград. В 36 лет он был удостоен звания Народного артиста Российской Федерации. Это пример, великого служения цирковому искусству. Искренне рад - что лично знаком с ним по работе в цирке.
Не могу не сказать о человеке с большим талантом дрессировщика бегемотов. Это Тофик Ахундов - заслуженный и народный артист Азербайджанской ССР, заслуженный и народный артист Российской Федерации. Вот уже 30 лет как он работает с бегемотами – самыми умными, свободолюбивыми и прекрасными животными в мире. При всем своем уникальном интеллекте и выдающейся памяти, бегемоты сложно поддаются дрессировке. Обычно они не покоряются ни кнуту, ни прянику. Бывают очень агрессивными. Тофик Гусейнович смог подчинить себе свою «группу артистов» только благодаря тому, что взял их совсем малышами и вырастил буквально на руках. Артисту было почти 40 лет, когда в 1977 году к нему прибыли первые бегемоты из немецких зоопарков. До того как дрессировать бегемотов, он 15 лет работал на арене эквилибристом. Это была поистине звездная группа животных «нильских лошадей» - так называют гиппопотамов в Африке. Одна из бегемотих, по кличке Жужа, впоследствии стала всенародной любимицей, которую люди помнят до сих пор. Жужей восхищались и дети, и взрослые. Несмотря на грандиозный зрительский успех, Жужа не страдала звездной болезнью, особо не любила позировать перед фотокамерами, но одно фото стало легендарным - с ней сфотографировалась Уитни Хьюстон. Две легенды, две артистки планетарного масштаба. Был случай в цирке, когда Жужа так умудрилась подбросить своего дрессировщика Тофика Ахундова, слишком докучавшего ей своими настойчивыми просьбами исполнить номер который бегемотихе сильно наскучил либо просто очень не нравился, что ему потом долго пришлось лечить вывихи и ушибы. С той поры через руки дрессировщика прошло 13 бегемотов. Сейчас он выступает с тремя 13-летними бегемотиками – Яной, Аидой и Златом, родина которых – Израильский заповедник. С трио питомцев и аттракционом под названием «Гиппопотамус Шоу», дрессировщик объездил много стран Европы и Азии. На манеже Омского государственного цирка его воспитанники были неоднократно, о них можно сказать кратко и вежливо - «В меру упитанные и прекрасно воспитанные!»
Горд я и знакомством с Михаилом Багдасаровым, он был дрессировщиком хищных животных, создателем многих легендарных цирковых программ и аттракционов: «Давид Сасунский», «Георгий Казначей», «Тигры-шоу». Михаил Ашотович - Заслуженный артист Армянской ССР, Народный артист России. Открою Вам цирковой секрет - в 1973 году начинающий дрессировщик начал выступать самостоятельно, но не с тиграми, а с осликами. Так как для номера ему нужны были ослицы, он приехал в одно высокогорное село и стал спрашивать жителей, нет ли у них молодых ослиц? На что один из хозяев животных сказал - слушай, зачем тебе ослицы, у меня такая красивая дочь! В конце концов, дрессировщик животных купил 5 ослиц и привез их в цирк и дал им клички - Князь, Королева, Марго, Эмир, Графиня. У цирковых артистов имя должно быть обязательно, это как паспорт и счастливый билет в мир Цирка. Этим кульбитом с именами великий дрессировщик хищных животных высмеивал буржуазные наклонности. Михаил Ашотович неоднократно приезжал в наш город с гастролями и очень любил Сибиряков за их трудолюбие и гостеприимство. Любил говорить – «пока есть вода в Иртыше омичи мне чаю всегда в рюмочку нальют». Великие цирковые артисты, сейчас таких людей уже мало остается – ушла эпоха, уходят и люди. Легенды остаются!
Уважаю за мастерство Анатолия Окулова – профессионального клоуна новой формации, которого в цирковом мире знают как Акулу. По первому образованию он врач, имеет диплом Пермской медицинской академии. По второму высшему он закончил экономический факультет Чайковской государственной академия физической культуры и спорта, а называет себя не иначе как - доктор-хихиатр. «Клоун - это душа цирковой программы. Самые знаменитые репризы клоуна: выходная реприза – «Апельсин», «Капельки», «Пою песню Фрэнка Синатра «My way», «Вода», «Батут», «Минитрапм». В них и проявляется профессионализм циркового артиста, без труда ничего не получиться - «Нужно быть клоуном, а не играть клоуна». Кто не видел выступления клоуна Акулы, обязательно посмотрите, они очень интересные, нравятся и взрослым и детям, никто не остаётся равнодушным!
- Что касается цирковых коллективов, то мне близко творчество народной артистки России Татьяны Филатовой и её цирковой программы «Медвежий цирк». Династия цирковых артистов Филатовых самая старшая в России, ей не много не мало – 188 лет и ведёт свою историю с 1836 года. Год назад омичи могли видеть это грандиозное цирковое шоу на манеже Омского государственного цирка. «Медвежий цирк» – Валентин Иванович Филатов создал этот аттракцион в 1949 году. Его дети и внуки по-прежнему работают на манеже только с бурыми медведями и не изменяют цирковой традиции деда. Уникальность аттракциона - это работа с 15 хищниками – это самый большой аттракцион в мире. Для меня это элементы мастерства дрессуры, передаваемые из поколения в поколение. Группа «Ревущая берлога» задорно сыграла на русских народных музыкальных инструментах, а Ляля Бурая исполнила чувственный романс «Очи чёрные» и станцевала с представителем династии в пятом поколении Александром Филатовым. В боксёрском поединке поучаствовали медведи Торопыжка и Топтыжка. Это не может не вызывать интерес у зрителей, вековая история рассказанная на манеже продолжает удивлять и радовать, Цирк продолжает жить и творить самые настоящие чудеса.
- Егор Иванович, на Ваш взгляд заместителя директора цирка - что нужно сделать в Омском государственном цирке в ближайшие два года?
- Когда я выхожу из дома и иду пешком на работу, ловлю себя на мысли: «Ты ответственен буквально за все и ежедневно нужно делом подтверждать свою способность решать самые разные, а порой неожиданные вопросы». В России разработали Стратегию развития циркового искусства до 2035 года. Все позиции и направления изложены в этом государственном документе, одобренным Министерством культуры РФ. Я лично поддерживаю инициативу, что к 2027 году должно быть создано 15 новых цирковых программ, а к 2030-му произойти капитальное обновление 80% существующих. Если брать планы развития Омского государственного цирка, нужно продолжить работу по благоустройству прилегающей территории цирка, внести корректирующие посадки кустарников, разбить геометрически сложные клумбы с цветами, установить вазоны для растений, разместить детские малые архитектурные формы - игровые детские площадки, качели-трапеции для детей артистов цирка, проживающих в период гастролей цирковых программ в гостинице «Огни манежа».
- В заключение беседы с Вами – вопрос немного риторический: в чем смысл жизни «людей цирка» ?
- Цирк – это самое первое искусство, которое познает начинающий жизнь человек. Цирк понятен всем, и каждый пришедший в него найдет что-то интересное, запоминающееся. Влюбившись в детстве, человек проносит добрые чувства к цирку через всю свою жизнь, и в любом возрасте посещение цирка – это яркий и веселый праздник. Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Время перелистывает годы, века, тысячелетия. Человек изобрёл то, что позволило ему сделать прорыв в космос. Но в каком бы направлении ни шла вперёд жизнь человека, одно останется неизменным: его тяга к красивому, зрелищному, высокому искусству цирка. «Не вините клоуна за то, что он ведет себя как клоун. Спросите себя, почему вы продолжаете ходить в цирк!!!»
Автор - Андрей Ахрамович.
Фотографии Сергея Барсукова и коллег.