К юбилею Виктора Тзапташвилли

13:05 02 мар 2020

d6fd0e7c98e0ff22fb10c9b107b10562_760_0.jpg

Виктор Датикович - к имени не требуется даже добавлять фамилию, её и так все знают. Собеседники расплываются в улыбке при упоминании любимого артиста, потрясающего хореографа, Легенды омской сцены - маэстро Тзапташвилли. 70 лет по паспорту, более 50 лет творческой деятельности и абсолютная молодость в пример всем вокруг. 

Тзапташвилли Виктор Датикович родился в 1950 году 3 марта. В 1968 году окончил Свердловское хореографическое училище. С 1968 по 1993 г.г. – солист Омского государственного музыкального театра. В 1993 году Виктор Датикович стал главным балетмейстером Омского театра юных зрителей. Работал как хореограф более, чем в 50 спектаклях театра. Ведёт педагогическую деятельность. Постоянный член жюри международных, региональных и областных конкурсов спортивного и бального танца. 1989 году получил звание Заслуженного артиста Российской Федерации, в 2003 году стал Лауреатом премии Администрации Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства. 

Его называют человеком абсолютно невероятного, пылкого темперамента. Строгий педагог, требовательный к труду. Под его руководством почти 30 лет труппа Омского ТЮЗа неизменно красочно иллюстрирует замечательными танцами почти каждый спектакль. Несмотря на солидный возраст Тзапташвилли, складывается ощущение, что возраста у хореографа нет. Его мастерство продолжает покорять зрителей.  

Александра Самсонова попросила коллег Виктора Датиковича рассказать о юбиляре и поделиться интересными историями.

 

Михаил Мальцев, директор Омского ТЮЗа:

– В дипломе у меня стоит подпись Виктора Датиковича  – он принимал у нас госэкзамен. Поэтому считаю его своим педагогом. С ним надежно, знаешь, что всегда поддержит  в трудную минуту. В театре он пользуется огромным авторитетом, к его мнению прислушиваются. Артисты любят с ним работать. У него великолепный вкус, однажды я просил у него совета, как лучше одеться  для важной встречи. Воспитанный, деликатный, заходит только по делу. Мне повезло, что я с ним работаю.

p5180029.jpg

на фото: после спектакля "Гроза" (реж. Евгений Рогулькин), слева Михаил Мальцев, справа Виктор Тзапташвилли

Евгений Рогулькин, главный режиссер Омского ТЮЗа:

– Виктор Датикович – это целая вселенная! Не перестаю удивляться ходу его мыслей. Когда репетировали «Плутни Скапена», спрашивал: «Чего ты хочешь?» Я объяснял, а он предлагал: «А давай вот так?» И вдруг возникало что-то новое, ярко-убедительное, парадоксальное.

Мне никогда бы не пришло в голову, что снеговики могут танцевать канкан – веселый и неожиданный финал новогодней сказки «Снеговишник в ТЮЗе» получился только благодаря его фантазии. А когда я впервые смотрел его «Муху-Цокотуху» – клянусь, если бы в зале не было детей, упал бы на пол от хохота!

Познакомились мы в 2013 году на постановке «Старомодной комедии»  в «Пятом театре». Татьяна Казакова (царство небесное) сказала: «Это наш друг, если его зовут, все будет хорошо». Помню первую встречу, курили с актерами на улице, мне издали показали красавца в лазоревых кедах:

– Вот идет Тзапташвилли!

А он, раскинув руки вместо приветствия, спросил:

– Но главный же танец после ресторана, когда они танцуют чарльстон!?

– Какое счастье, когда балетмейстер приходит на первую встречу с режиссером, зная пьесу!

А когда ставили «Скапена», где в финале все, как в индийском кино,  оказываются родственниками, выяснилось, что двоюродная сестра его жены замужем за братом моей жены, и мы с ним, в некотором роде, родня!

 

Наталья Торопова, заслуженная артистка РФ:

– Каждый раз, когда я приезжала из балетного училища на каникулы, мы с мамой ходили в театр музыкальной комедии. Вот тогда-то я и обратила внимание на Тзапташвилли. Он танцевал всё, потрясающие партии. Как партнеры мы впервые встретились в спектакле «Эсмеральда». С ним очень приятно работать, эмоциональный, темпераментный, прорываются кавказские страсти. Он танцевал в паре с женой, замечательный хореограф Валентина Тулупова поставила для них много номеров. Когда Тамара ушла в декретный, меня назначили танцевать с ним чарльстон в оперетте. После классики это был новый опыт – множество поддержек, круток. В финале была такая сложная круточка-поддержка, я что-то накосячила, не раскрылась вовремя, но Витя меня, не знаю, как, не знаю, за что, поймал! Я не упала, и выступление мы завершили вполне достойно.

Он очень разный, многогранный, может перевоплощаться в разные амплуа – и комические, и трагические. Участвовал во всех наших капустниках. Он до сих пор в прекрасной форме. На нем идеально сидит фрак. Но самое главное его качество – надежность. Никогда не подведет.

dsc_3026_1.jpg

на фото: юбилей Виктора Датиковича, 2010 год.

Сергей Федоричев, главный художник Омского ТЮЗа:

– У меня есть несколько баек, с ним связанных, одна юбилейная. Когда мы ездили с ним в Кемерово, в командировку, матушка моя положила в дорогу вареники с капустой и с мясом. Он попробовал, ему безумно понравилось!  Я, конечно же, маме об этом сказал. А вскоре ему исполнялось 50 лет. Мама говорит: «Я знаю, что ему подарить! Сколько у него будет гостей?» «Человек 60, не меньше». И она приготовила  ему 110 этих вареников! Сестра дала большое деревянное блюдо, мы их красиво разложили, упаковали.

Вышел его поздравлять, подарил эскиз к «Мухе-Цокотухе», говорю: «А вот это подарок от моей мамы!» Он открывает пакет: «Это то, что я думаю? Не может быть!».  «Мама велела передать, что 60 вареников можете раздать гостям, а пятьдесят – оставить себе! Блюдо потом вернёте».  «Ни одного не раздам! Это всё мне!». И забрал. А блюдо вернул только месяца через три, потому что поставил его вместе с варениками в морозилку, доставал каждый день несколько штук, разогревал и ел.

 

Анатолий Звонов,  народный артист РФ:

– Я  отношусь к Вите с высочайшей степенью уважения. Главное и безусловное  его дарование – он отец, воспитавший невероятно талантливых детей и внуков. Старшая дочь Лена – чемпион мира, младшая Маша – мировая звезда.  Огромное количество призов, побед на высочайших конкурсах. Он очень любит своих детей и внуков, но никогда с ними не сюсюкал, их он муштровал так, как не муштровал никого!

На репетициях Виктора больше всего бесит вялость, пофигизм, отсутствие амбиций. Иногда он достаточно мощно взрывается только по одному поводу – уровню готовности трудиться. Он простит любую хореографическую ошибку, если уверен, что артист работает,  просто пока у него не получается. Витя достаточно требовательный человек, и это его качество основано на том, что он никогда не делает никаких поблажек себе. Перфекционист – всё только лучшее, только по максимуму. И никогда не расслабляется. Заболел артист – надевает костюм и выходит на сцену.

Он высоко ценит свои умения – и имеет на это абсолютное право. Но если театр приглашает хореографа со стороны, никогда не влезет в чужую хореографию.

Еще одна его ипостась – педагог. Уникальный педагог. Внутренняя подоплека его педагогического таланта основана на высочайшем профессионализме. Очень часто вместе с режиссером он решает не только хореографические, но и драматические задачи. По духу и темпераменту ему близки латинские танцы – они изумительно их танцевали с женой Тамарой. А что является движителем этой бешеной энергетики? Высочайшая степень амбициозности!  Эту энергетику и амбициозность он воспитывает в своих учениках.

ny1a5135_0.jpg

на фото: Виктор Датикович в спектакле "Муха-Цокотуха"

Александра Самсонова