Как актёр омского ТЮЗа стал мореплавателем Магелланом

12:29 15 апр 2019

Редкий человек в сфере культуры нашего города не знает имени Татьяны Монастырной. заведующая гримёрно-пастижерного цеха Омского ТЮЗа фактически вырастила несколько поколений театра. Через её руки прошли сотни людей, а Театру юного зрителя Татьяна Монастырная отдала более 50 лет. Её любят актёры и ценят коллеги, а Дом художника воспользовался случаем и позвал гримёра провести мастер-класс.

dsc_7415.jpg

Квезерели-Магеллан

Ещё в конце марта в выставочном зале Дома художника открылась художественная выставка, посвященная Году театра в России. фоторепортаж с открытия можно увидеть здесь. Экспозиция получила название «Его Величество Театр» и стала частью крупного проекта.

Для омичей подготовили большую культурную программу, в том числе мастер-классы по театральной декорации, изготовлению театральной куклы, сценической речи и сценическому движению, вечер поэзии, лекции и экскурсии по выставке и др. В том числе горожан пригласили на мастер-класс по театральному гриму и театральному парику, который провела главный гример ТЮЗа Татьяна Монастырная.

В качестве помощника Татьяна Анатольевна привела с собой актёра Михаила Квезерели. На статного молодого мужчину надели костюм и гримёр принялась за его преображение. Михаила предстояло превратить в Фернана Магеллана (1480 – 1521) – португальского и испанского мореплавателя, совершившего первое кругосветное путешествие. Путешественник доказал шарообразность Земли.

dsc_7432.jpg

Это преображение Татьяна Монастырная выбрала не зря. Ей уже приходилось гримировать Квезерели для образа великого путешественника, когда министерство культуры Омской области задумало сделать уникальной календарь. Проект получил название #Я_ОСТАЮСЬ. Суть его в том, что известные путешественники «побывали» в прекрасных местах нашего региона и решили остаться, потому что у каждого на это была своя причина..

Путешественниками стали актёры Омского ТЮЗа, дизайн: Армина Даниелян, Игорь Устинин, фотографы: Сергей Берлов, Светлана Бурзинская. Гримёр: заведующая гримёрно-пастижерной мастерской Омского ТЮЗа Татьяна Монастырная.

xtapwuegdy8.jpg

На странице календаря молодого артиста узнать непросто. В рамках мастер-класса можно понаблюдать, как очень быстро и ловко работает Татьяна Монастырная. На лбу гримёр выделяет морщины, следуя природным складкам, хотя коих у артиста пока практически нет.

Лайфхак и «Пионер»

Татьяна Монастырная работает легкими мазками. Комментирует, что для сцены нужно наносить слои косметики сочнее и жирнее, потому что 30% съедает свет софитов, а ещё с самого дальнего ряда зритель должен разглядеть героя.

Бороду гример не приклеивает, а надевает, используя резиночки по краям. Это очень удобно, чтобы актёр не переживал за то, что она может отклеиться в порыве монолога. Борода размещена на тонкой театральной сетке. Это сегодня доступны такие блага, а вот десятки лет назад театр выписывал сетку, которая шла на сито на мукомольные заводы. Можно не уточнять, насколько она была жёсткая и неудобная.

dsc_7446.jpg

Сегодня всё проще. А 50 лет назад Татьяне Монастырной пришлось учиться с нуля – на своём опыте и своих ошибках.

«Я ходила в кинотеатр «Пионер», буквально пропадала в кино, потому что сидела и зарисовывала. Так и училась. Во-первых, нужно знать эпохи, я зарисовывала бороды, усы, эспаньолки – в каждой стране они разные. Никогда не используйте один цвет. Всегда нужно брать три-четыре. И в париках тоже. Ведь волосы тоже не одного цвета. Раньше мужчины усы не носили. Я шла по Карла Маркса, видела человека с усами. Бежала за ним, забегала вперед и шла навстречу, смотрела на усы. Выяснила, что с цветом волос они не совпадают», - рассказала Татьяна Монастырная.

С природными данными порой приходится выворачиваться. Известный омский актёр Олег Чичко черноволос и роскошно усат. Но от ролей Деда Мороза не отказаться, поэтому Татьяна Монастырная прикрывает природную черноту актёра белыми усами и бородой. А бывают и сложные лица. Например, в первые полгода работы Татьяны Монастырной в театре она застала советского актёра театра и кино Владислава Дворжецкого. Такую фактуру гримировать сложно – такие огромные глаза не скрыть и внимания от них не отвлечь.

9-11.jpg

На все руки

Татьяне Монастырной приходится дежурить на спектаклях. Ведь часто нужно срочно поменять облик актёра, который либо играет несколько ролей, либо резко стареет, согласно сюжетной линии. Одной из сложных постановок для своей работы гримёр называет спектакль «Андерсен. Истории». Хотя самая большая трудность в том, что ТЮЗовские спектакли густонаселённые – в них заняты все актёры, а за короткое время нужно нанести всем грим и накрутить причёски дамам.

Особая нагрузка была в новогодние каникулы, когда в расписании стояло по три спектакля в день, а Татьяна Анатольевна одна на всю актёрскую бригаду. Частично, конечно, артисты гримируют сами себя. Девочкам в этом плане проще, всё-таки опыт наведения марафета всегда есть, а вот мальчикам сложнее.

«Татьяна Анатольевна научила меня накладывать грим для спектакля «Веревка», теперь справляюсь самостоятельно. А наше первое знакомство состоялось на спектакле «Маугли». Она мне делала грим Волка, так как сам я даже не представлял, как его делать. Зато теперь часто обращаюсь за помощью к ней, когда хочу доработать свой образ какими-нибудь фишечками и интересностями», - рассказал артист Омского ТЮЗа Дмитрий Керн. 

nnu8bv575yi.jpg

Фото: спектакль "Верёвка"

С другой стороны, оказывается, что образ проще найти именно с помощью грима. Татьяна Монастырная рассказывает случай, когда у актёра не получалось войти в роль пса, пока он не надел бульдожьи усы. Гримёр услышала по внутреннему радио, что репетиция не задаётся и быстро эти усы сделала. С этим аксессуаром актёру стало намного проще перевоплотиться и почувствовать роль. Говорит «мать, спасибо», - смеётся Татьяна Анатольевна.

Работу Татьяны Анатольевны Монастырной можно увидеть в спектаклях Омского ТЮЗа. Афиша размещена по ссылке.

Автор: Ирина Чернышева. Фото: Анна Шестакова.

Предыдущий Следующий