Как проходил фестиваль «Слетье» в Большеречье
18, 19 июня в Большеречье состоялся замечательный Фестиваль Сибирской культуры «Слетье». Он приурочен к Году культурного наследия народов России, 200-летию Омской области, 395-летию Большеречья. Организатором фестиваля является Государственный центр народного творчества Омской области и администрация Большереченского района.
«Слетье» объединяет Фестиваль мужских ремёсел и Фестиваль акустической музыки, областной фестиваль русской культуры «Душа России» и Большие сибирские хороводы, празднование 395-летия Большеречья и областную культурно-спортивную эстафету, концерт гармонистов и частушечников.
Это первая ласточка в нашем регионе. Эксперимент получился удачным, и уже стало известно, что в следующем году фестиваль состоится снова.
«Я скажу коротко – к этому мероприятию мы готовились 395 лет. За 395 сменились царские эпохи, сменились режимы, президенты, а Большеречье стоит и развивается. На этом фестивале мы встречаем много гостей. За прошедшие два года люди устали от пандемии, от онлайн-общения, все хотят увидеться, сказать друг другу «Здравствуй!». Но даже за прошлый год Большеречье посетило почти двести тысяч туристов. Приезжают к нам в Старину Сибирскую, в зоопарк, на культурные мероприятия. И теперь мы очень благодарны за то, что нам поручили отработать этот фестиваль», - рассказал глава района Василий Майстепанов.
Глава района также отметил, что видны нюансы, которые нужно доработать, чтобы в следующем году Фестиваль был ещё более комфортным. К примеру, Василий Майстепанов признал, что необходимо улучить инфраструктуру и поделился планами на появление 120 комфортных мест для гостей Большеречья.
Но, несмотря на недочеты, которые простому гостю было и не заметить, каждый нашел себе место, дело и развлечение по душе.
Невероятную атмосферу подарили гостям коллективы двенадцати районных поселений. На большой сцене под открытым небом пели и плясали, да так зажигательно, что прохожие останавливались полюбоваться на красивых артистов. А желающие отдохнуть присаживались на стулья, ровно выстроенные в длинные ряды.
Отдельным «аттракционом» стали большие сибирские хороводы. Воссоздание хороводного действия и подготовка к нему – это уникальная «школа» взаимопонимания и фольклорного сотворчества. Хороводы по красоте, зрелищности и энергетике не уступают место любому современному театрализованному представлению. Для подготовки к хороводам Государственный центр народного творчества провел семинары по разучиванию песен и орнаментальных, чтобы воссоздать красочное хороводное действо.
Хороводы проходили на поляне на берегу реки Большая. Более 150 человек встали в огромный хоровод, притянув к себе внимание гостей фестиваля. Под открытым небом, без городского шума особо звонко звучали песни.
Ярмарка мастеров
Отдельным событием стала ярмарка мастеров.
Более 50 ремесленников представили на ярмарке свои изделия. Здесь можно было найти и вязаные береты, и керамические подсвечники, и сшитые платья и аксессуары, и плетеные сети, и бочонки, и плетеные корзины, и вырезанные из дерева предметы интерьера и ещё многое другое. Мастера встали вдоль центральных улиц Большеречья и в Старине Сибирской. Гостям представили огромный ассортимент для приятного шопинга. На ярмарке можно было не только купить подарок или красивую вещь для дома, но ещё и послушать интересные нюансы разных ремесел.
К примеру, на Фестиваль приехала семья из Вологодской области – Юрий и Евгения Безобразовы. Мастера занимаются резьбой по дереву, будучи ремесленниками уже в четвертом поколении.
«Мы делаем традиционные игрушки, три излюбленных образа – это птица, кукла панка и конь. Кукла панка – это такая кукла, которую в музее можно встретить наряду с иконой, все это делали еще во времена до православия. Символы, которые вы видите на этих куклах, тоже имеют непосредственное отношение к язычеству. Куклы или в платках, или у них нет лица или суровое лицо, чтобы не пропускать злых духов. Все, что касается этих кукол, пропитано тайнами, легендами и загадками», - рассказали мастера.
На фото: Символ солнца помогает убирать все дурное у человека из головы, а также хвори и болезни. Квадраты – это земля. Точка – это семя, пожелание плодородия своему полю и своему роду.
На другой точке расположился мастер Вячеслав из Кормиловского района, делающий изделия из капа. По-простому кап – это нарост на дереве. Мы часто видим такие наросты, но вряд ли кто-то задумывался о том, что это богатый и потрясающий материал для ремесленника. А всё дело в том, что в разрезе кап имеет замечательный природный узор и готовые изделия не нужно дополнительно покрывать краской. Работа над капом очень сложная и кропотливая и такие вещи на ярмарках встречаются не так часто.
В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В то же время кап использовался для изготовления домашней утвари. Изделия получались очень прочными и, конечно, красивыми. Держа сегодня в руках что-то из капа, сразу чествуется, что такое дерево прослужит очень долго и не для одного поколения. Кстати, Вячеслав поясняет, что материал он добывает не сам, а сотрудничает с вальщиками леса. Так, ни одно живое дерево при этом ремесле не страдает.
Роспись дверей
На одной из площадок в рамках областного фестиваля урало-сибирской росписи «Разживка» проходил областной конкурс «Дверь в традицию». «Подопытным» материалом стали двери, снятые из ремесленных мастерских «Старины Сибирской». Мастерам предстояло оформить их в технике урало-сибирской росписи.
Урало-сибирская роспись – это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Эта роспись применялась для росписи потолков, стен, простенков, ставней, дверей, утвари. Образцов сохранилось не много, но и не мало, и они есть во всех омских музеях. Раньше мастера писали маслом. Манера – свободная, кистевая, маховая. Есть в этой росписи и особые приемы, например, приём двойного мазка, когда на кисточку берется сразу две краски. И особо мастера нашего региона любили голубой цвет, мастера Тюмени – темно-синий.
«Эта роспись была на территории Омской области, в основном в северных районах. Работали свои местные мастера и пришлые мастера-красильщики – на заказ трудились мастера из Тюмени, из Вятки. Они могли полностью дом расписать», - рассказала ведущий специалист ГЦНТ Наталья Киселева.
В конкурсе «Дверь в традицию» приняли участие мастера народной росписи из Знаменского и Кормиловского районов, из Тары, Нововаршавки, Муромцева и Омского филиала Высшей школы народных искусств (академии). Районы сами подавали заявку, присылали фотографии своих работ. А организаторы фестиваля отбирали те команды, которые могли достойно представить свой район. На роспись командам давалось всего четыре часа, а работали мастера на свежем воздухе и на радость всем гостям фестиваля. За отведенное время можно было расписать только одну сторону двери. В итоге было названо два победителя, первого выбирали эксперты, второго – гости фестиваля.
Так, профессиональное жюри выбрало команду ДШИ школы ремесел из Муромцево. А зрители отдали свои голоса Русановскому филиалу клубной системы и Нововаршавской ДШИ.
Фестиваль в цифрах:
- 11 площадок на территории центра Большеречья
- более 50 человек мастеров-ремесленников
- 300 участников большереченских творческих коллективов,
- Более ста человек – участников подворий и вкусных рядов
- 7 регионов и 25 муниципальных районов Омской области
- 200 членов военно-исторических клубов со всей области, более 100 человек приняли участие в самом сражении.