Как проходил фестиваль «Слетье» в Большеречье

17:50 21 июн 2022

dsc_1583_0.jpg

18, 19 июня в Большеречье состоялся замечательный Фестиваль Сибирской культуры «Слетье». Он приурочен к Году культурного наследия народов России, 200-летию Омской области, 395-летию Большеречья. Организатором фестиваля является Государственный центр народного творчества Омской области и администрация Большереченского района.

«Слетье» объединяет Фестиваль мужских ремёсел и Фестиваль акустической музыки, областной фестиваль русской культуры «Душа России» и Большие сибирские хороводы, празднование 395-летия Большеречья и областную культурно-спортивную эстафету, концерт гармонистов и частушечников.

Это первая ласточка в нашем регионе. Эксперимент получился удачным, и уже стало известно, что в следующем году фестиваль состоится снова.

«Я скажу коротко – к этому мероприятию мы готовились 395 лет. За 395 сменились царские эпохи, сменились режимы, президенты, а Большеречье стоит и развивается. На этом фестивале мы встречаем много гостей. За прошедшие два года люди устали от пандемии, от онлайн-общения, все хотят увидеться, сказать друг другу «Здравствуй!». Но даже за прошлый год Большеречье посетило почти двести тысяч туристов. Приезжают к нам в Старину Сибирскую, в зоопарк, на культурные мероприятия. И теперь мы очень благодарны за то, что нам поручили отработать этот фестиваль», - рассказал глава района Василий Майстепанов.

Глава района также отметил, что видны нюансы, которые нужно доработать, чтобы в следующем году Фестиваль был ещё более комфортным. К примеру, Василий Майстепанов признал, что необходимо улучить инфраструктуру и поделился планами  на появление 120 комфортных мест для гостей Большеречья.

Но, несмотря на недочеты, которые простому гостю было и не заметить, каждый нашел себе место, дело и развлечение по душе.

dsc_1585_0.jpg

Невероятную атмосферу подарили гостям коллективы двенадцати районных поселений. На большой сцене под открытым небом пели и плясали, да так зажигательно, что прохожие останавливались полюбоваться на красивых артистов. А желающие отдохнуть присаживались на стулья, ровно выстроенные в длинные ряды.

Отдельным «аттракционом» стали большие сибирские хороводы. Воссоздание хороводного действия и подготовка к нему – это уникальная «школа» взаимопонимания и фольклорного сотворчества. Хороводы по красоте, зрелищности и энергетике не уступают место любому современному театрализованному представлению. Для подготовки к хороводам Государственный центр народного творчества провел семинары по разучиванию песен и орнаментальных, чтобы воссоздать красочное хороводное действо.

Хороводы проходили на поляне на берегу реки Большая. Более 150 человек встали в огромный хоровод, притянув к себе внимание гостей фестиваля. Под открытым небом, без городского шума особо звонко звучали песни.

dsc_1282_0.jpg

 

Ярмарка мастеров

Отдельным событием стала ярмарка мастеров.

Более 50 ремесленников представили на ярмарке свои изделия. Здесь можно было найти и вязаные береты, и керамические подсвечники, и сшитые платья и аксессуары, и плетеные сети, и бочонки, и плетеные корзины, и вырезанные из дерева предметы интерьера и ещё многое другое. Мастера встали вдоль центральных улиц Большеречья и в Старине Сибирской. Гостям представили огромный ассортимент для приятного шопинга. На ярмарке можно было не только купить подарок или красивую вещь для дома, но ещё и послушать интересные нюансы разных ремесел.

К примеру, на Фестиваль приехала семья из Вологодской области – Юрий и Евгения Безобразовы. Мастера занимаются резьбой по дереву, будучи ремесленниками уже в четвертом поколении.

«Мы делаем традиционные игрушки, три излюбленных образа – это птица, кукла панка и конь. Кукла панка – это такая кукла, которую в музее можно встретить наряду с иконой, все это делали еще во времена до православия. Символы, которые вы видите на этих куклах, тоже имеют непосредственное отношение к язычеству. Куклы или в платках, или у них нет лица или суровое лицо, чтобы не пропускать злых духов. Все, что касается этих кукол, пропитано тайнами, легендами и загадками», - рассказали мастера.

whem5f0qccm6siotzqxoiny65r1ji7h325try9uiwp0gg_pni_qfl4cgspctqxksodtigbwjjkpljsh8bzw9rm5f.jpg

На фото: Символ солнца помогает убирать все дурное у человека из головы, а также хвори и болезни. Квадраты – это земля. Точка – это семя, пожелание плодородия своему полю и своему роду.

На другой точке расположился мастер Вячеслав из Кормиловского района, делающий изделия из капа. По-простому кап – это нарост на дереве. Мы часто видим такие наросты, но вряд ли кто-то задумывался о том, что это богатый и потрясающий материал для ремесленника. А всё дело в том, что в разрезе кап имеет замечательный природный узор и готовые изделия не нужно дополнительно покрывать краской. Работа над капом очень сложная и кропотливая и такие вещи на ярмарках встречаются не так часто.

В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В то же время кап использовался для изготовления домашней утвари. Изделия получались очень прочными и, конечно, красивыми. Держа сегодня в руках что-то из капа, сразу чествуется, что такое дерево прослужит очень долго и не для одного поколения. Кстати, Вячеслав поясняет, что материал он добывает не сам, а сотрудничает с вальщиками леса. Так, ни одно живое дерево при этом ремесле не страдает.

dsc_1581_2.jpg

 

Роспись дверей

На одной из площадок в рамках областного фестиваля урало-сибирской росписи «Разживка» проходил областной конкурс «Дверь в традицию». «Подопытным» материалом стали двери, снятые из ремесленных мастерских «Старины Сибирской». Мастерам предстояло оформить их в технике урало-сибирской росписи.  

Урало-сибирская роспись – это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Эта роспись применялась для росписи потолков, стен, простенков, ставней, дверей, утвари. Образцов сохранилось не много, но и не мало, и они есть во всех омских музеях. Раньше мастера писали маслом. Манера – свободная, кистевая, маховая. Есть в этой росписи и особые приемы, например, приём двойного мазка, когда на кисточку берется сразу две краски. И особо мастера нашего региона любили голубой цвет, мастера Тюмени – темно-синий.

«Эта роспись была на территории Омской области, в основном в северных районах. Работали свои местные мастера и пришлые мастера-красильщики – на заказ трудились мастера из Тюмени, из Вятки. Они могли полностью дом расписать», - рассказала ведущий специалист ГЦНТ Наталья Киселева.

la407khksp-rpepbrc78yx8p9yrb96w1ghtuksmfehkxkhkako_ken40yxt0s4lod4yfwetmi5uuwcqovee4lig7.jpg

В конкурсе «Дверь в традицию» приняли участие мастера народной росписи из Знаменского и Кормиловского районов, из Тары, Нововаршавки, Муромцева и Омского филиала Высшей школы народных искусств (академии). Районы сами подавали заявку, присылали фотографии своих работ. А организаторы фестиваля отбирали те команды, которые могли достойно представить свой район. На роспись командам давалось всего четыре часа, а работали мастера на свежем воздухе и на радость всем гостям фестиваля. За отведенное время можно было расписать только одну сторону двери. В итоге было названо два победителя, первого выбирали эксперты, второго – гости фестиваля.

Так, профессиональное жюри выбрало команду ДШИ школы ремесел из Муромцево. А зрители отдали свои голоса Русановскому филиалу клубной системы и Нововаршавской ДШИ.

dsc_1336_1.jpg

Фестиваль в цифрах:

  • 11 площадок на территории центра Большеречья
  • более 50 человек мастеров-ремесленников
  • 300 участников большереченских творческих коллективов,
  • Более ста человек – участников подворий и вкусных рядов
  • 7 регионов и 25 муниципальных районов Омской области
  • 200 членов военно-исторических клубов со всей области, более 100 человек приняли участие в самом сражении.