Как проходил IV Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ»

1:34 07 апр 2022

dsc_8339_0.jpg

Марафон моно-постановок проходил в Омске 1 по 6 апреля на базе Лицейского театра. Четвертый фестиваль значительно расширил географию и в этом году фестиваль получил 117 заявок из 49 городов России и зарубежья. Экспертный совет отобрал 15 спектаклей, показы которых прошли на четырех сценах Омска – в Доме актера, в Омском академическом театре драмы, в Пятом театре и в Лицейском.

Несмотря на то, что фестиваль был неконкурсным, на нем работало профессиональное жюри. Для экспертной оценки пригласили председателя экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска» 2021-22 года, заслуженного работника культуры РФ Татьяну Тихоновец (Пермь), члена экспертных советов и жюри фестивалей «Золотая маска» (Москва), «Арлекин» (Санкт-Петербург), «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск), «Монофест» (Пермь) Ирину Алпатову (Москва). В компанию приезжим дамам традиционно вошел омский писатель, журналист, театральный критик и постоянный эксперт «ЧАТа» Сергей Денисенко.

 

Как это было?

alowpnzma1q.jpg

на фото: спектакль "Новеченто"

Открылся фестиваль постановкой Московского независимого театра «Выпускники-Щукинцы». Владимир Жуков сыграл моноспектакль «Новеченто» по мотивам пьесы Алессандро Барикко, режиссёр Вячеслав Терещенко.

Показ прошел на Камерной сцене академического театра драмы. Как пояснял художественный руководитель лицеистов Сергей Тимофеев, изначально планировалось открывать фестиваль в Доме актера. Но в этот день, 1 апреля, сцену заняла премьера Омского ТЮЗа «Проделки хитрецов» и площадку пришлось менять. К счастью, директор драмтеатра Виктор Лапухин пошел навстречу «ЧАТу» и предоставил Камерную сцену для спектакля москвичей.  

Так, в камерном уютном зале зрители услышали пронзительное повествование о судьбе гениального пианиста-самоучки, музыканта, ни разу не сходившего с корабля, где его нашли младенцем. Эта история знакома многим. В частности, благодаря исключительной игре британского актера Тима Рота в фильме «Легенда о пианисте» (1998 г.). Но, несмотря на известный сюжет, омичи с готовностью прониклись мастерством Владимира Жукова. Актер вел повествование от имени трубача Тима Туни, лучшего друга пианиста.

Спектакль «Новеченто» принял участие в немалом количестве фестивалей. Он стал лауреатом IV международного театрального фестиваля камерных спектаклей «MOST» в Германии (Ганновер), признан «Самым лучшим иностранным спектаклем» на V международном театральном фестивале «BGMOT-14» в Болгарии (Габрово). Лауреат IV международного театрального фестиваля малых форм «Impulse» в Киргизии (Бишкек), признан «Событием фестиваля» на IV международном фестивале Русских театров Республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона в России и так далее. Теперь выдающуюся постановку увидел и омский зритель.  

 

w4rwpbki5xo.jpg

на фото: спектакль "Аленький цветочек"

На следующий день, 2 апреля, «ЧАТ» показал сразу пять спектаклей.

Напомним, в этом году аудиторию было решено расширить и включить в афишу постановку для детей, да ещё и театра кукол. Так на «ЧАТе» появился «Аленький цветочек» Нижнетагильского театра кукол. Пьесу написал известный российский драматург Николай Коляда.

Актриса Татьяна Швендых подарила гостям волшебную историю, сказку, знакомую всем с детства.

«Итак, в избушке, расположившейся в густой и загадочной лесной чаще, живет добрая колдунья. Она собирает коренья, цветы и в магическом котле варит из них сказки», - говорилось в описании спектакля.

Далее зрители и критики увидели первый в Омске ASMR-спектакль «Одиночество» по мотивам романа Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Историю рассказала актриса Омского драматического Пятого Театра Ксения Огарь. Спектакль является результатом работы экспериментальной площадки «Пространство 25». Как проходит ASMR-спектакль? Зритель приходит в театр, ограниченным количеством, всего 30 человек по числу посадочных мест. Ему выдают бахилы, а затем проводят на затемненную главную сцену. Вот стулья, на них наушники, их нужно надеть и ждать. Напротив – видеопроекция на обнаженной стене сцены. Обстановка вокруг не глянцевая и как нельзя лучше подходит в атмосфере Габриеля Маркеса и его историям из «Ста лет одиночества».

После ASMR-атмосферы зрителей ждала ещё одна экспериментальная вещь – спектакль «ДЫМ.» Молодежного театрального центра «Космос» (г. Тюмень). Это спектакль-инсталляция по графическому роману Ольги Лаврентьевой «Сурвило» о жизни в довоенном и блокадном Ленинграде. Для «ДЫМа.» были взяты монохромные иллюстрации, фигурные баннеры главных героев, а рядом можно найти «облачка» с текстом. Организаторы «ЧАТа» отмечали, что многие зрители могут поспорить – а моноспектакль ли это? Но заведующая литературно-драматургической частью Лицейского театра Дина Углирж поясняла, что главным действующим лицом становится сам зритель, оставаясь наедине со страшной, но такой важной историей.

Уже вечером состоялся показ следующего участника – спектакля «Мы не умрём сегодня вечером» по пьесе Жана Ануя «Антигона» (г. Скопин, Рязанская область). Историю о двух мирах — самоотречения и конформизма – рассказала актриса Молодёжного театра «Предел» Елена Талалаева.

И завершил фестивальный день спектакль «Тело, которое говорит» по пьесе Джойя Баттиста Омского драматического экспериментального театра (ОДЭ-театр). Автор постановки – известный режиссёр и актер академического театра драмы Руслан Шапорин. Он рассказал о молодой девушке Катарине. Роль главной героини талантливо воплотила актриса Таисия Галочкина.

 

oarzwio0mfa.jpg

на фото: спектакль «Жанна. Во Францию и обратно» 

3 апреля прошло для организаторов полегче – всего три участника. Начался фестивальный день со спектакля «Жанна. Во Францию и обратно». Историю 18-летней девушки, которая, оказавшись в непростой ситуации, осталась доброй и отзывчивой и в конце получает в награду самое настоящее чудо, сыграла актриса «Текст-Театра» из Санкт-Петербурга Мария Рочева.  Зритель с удовольствием окунулся в атмосферу конца XX века, наслаждаясь песнями из репертуара Эдит Пиаф.

Интересным событием стал спектакль «Фауст» Камерного театра ТОК (г. Санкт-Петербург). За основу взяты пьеса К. Марло «Трагическая история Доктора Фауста» и тексты русского скоморошьего театра, в спектакле используются также тексты А. С. Пушкина и И. Гете. На сцену к зрителям вышел ученик прославленного Геннадия Тростянецкого, артист Николай Балобан.

«На самом деле в спектакле большой процент импровизации, потому что есть канва, а дальше на нее выстраиваются шутки, трюки. Тексты тех же частушек – у меня в запасе огромный набор, и что попадет в каждый конкретный спектакль, неизвестно до тех пор, пока эта скоморошина не начинает играться. А главная тайна этого спектакля в том, что на самом деле у него есть два финала: где Фауст попадает в ад и где Фауст попадает в рай. Выбираю финал в зависимости от того, как идет спектакль. Трудно объяснить, что конкретно влияет, – это скорее идет от внутреннего ощущения момента», - рассказал после показа актер.

Последним спектаклем в этот фестивальный день стала постановка «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе М. Хейфеца Театра-студии «Закулисье» (г. Пушкин).

Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» — одно из лучших произведений для театра 2000-х годов. И как рассказывала Дина Углирж, заявок на показ спектакля по этой пьесе Лицейский театр получил несколько, настолько произведение популярно среди режиссеров.

 

f-m0uap3wq0.jpg

на фото: спектакль "Материнское поле"

4 апреля Лицейский театр представил свою работу –  спектакль «Материнское поле» по повести Ч. Айтматова в режиссуре Сергея Тимофеева. Это спектакль-исповедь сильной женщины, которой судьба даровала любовь, мужа, детей, дом, счастливую и полную жизнь, — а потом война забрала у неё всё. Исполнительница главной роли, актриса Фариза Баткина сама подошла с идеей материала к художественному руководителю.

«Каждый в любой момент может прийти и что-то предложить. И это очень здорово, когда молодая актриса приходит и приносит материал сама. Материал фантастический и актриса настолько ощущает эту тему, в ней столько энергии, столько настоящего подлинного темперамента», - рассказывал Сергей Тимофеев.

Кстати, постановка вошла в репертуар Лицейского театра и теперь все омичи смогут ознакомиться с фестивальным спектаклем.

В этот же день на сцене Дома актера выступил экс-резидент труппы Лицейского театра Игорь Горчаков. Актер приехал в Омск со спектаклем «Пока я здесь» Камерного театра г. Череповец.

Герой спектакля – клоун в очень преклонном возрасте, одинокий, тихо доживающий свои дни в маленькой квартирке. Большая часть того, что происходит на сцене, – это воспоминания главного героя о его жизни. Они приходят к нему через предметы-символы: пальто, ранец, гармошку и т.д. В его руках эти предметы обретают смысл, сквозь них текут его мысли, воссоздавая для зрителя всю историю жизни одного человека от начала до конца. Что интересно, и этот спектакль не все могут назвать моно - на сцене появляется несколько человек.

 

myloajag51i.jpg

на фото: спектакль "Последняя лента Крэппа"

5 апреля Брянский театр драмы им. А. К. Толстого представил спектакль «Последняя лента Крэппа» по пьесе С. Беккета, режиссёр Евгений Кочетков. В основу спектакля легла одноименная пьеса ирландского писателя, поэта и драматурга, создателя театра абсурда – Сэмюэля Беккета, лауреата Нобелевской премии по литературе 1969 года.

Главный и единственный герой пьесы – Крэпп – отправляется в свое прошлое. Человек, проживший долгую жизнь, сидит в комнате, окруженный стопками аудиопленок, сделанных десятилетия назад. Прослушивая собственные рассуждения и признания, он вступает в диалог с Крэппом, которым был когда-то.

Вечером того же дня состоялся показ спектакля «Рыжая» по повести Ф. Абрамова Театра «Синий сарафан» (г. Санкт-Петербург). Это был спектакль о поиске себя, о принятии решения на основе воспоминаний и личных стремлений. Главная героиня не может сидеть на месте и ждать, когда придет ее час. Алька приближает его своими силами. Что же выбрать большой город с возможностями и соблазнами, или малую родину с понятными радостями и целой кучей воспоминаний?

 

dsc_8328_1.jpg

на фото: спектакль "Последнее письмо"

В последний день фестиваля «ЧАТ» омичи увидели двух участников.

Театр историй (г. Москва) показал спектакль «Не верьте господину Кафке», режиссёр Карина Календарева. Пьеса З. Сагалова — это попытка переосмысления жизни и творчества немецкого писателя, а также неожиданный взгляд на события, описанные в рассказе «Превращение». Тема спектакля — уникальна и будет интересна для зрителей любого возраста. На сцене — актриса театра и кино Евгения Крюкова в роли Греты — сестры главного героя рассказа Франца Кафки «Превращение».

В качестве гостя фестиваля на закрытии зрители увидели спектакль Московского театра «Эрмитаж» «Последнее письмо» по В. Гроссману, режиссёр Николай Шейко. В композицию вошли письмо Матери из романа «Жизнь и судьба» и подлинное письмо Василия Гроссмана, написанное им матери спустя двадцать лет после ее смерти. Спектакль являет собой продолжение удивительной судьбы одного из самых масштабных и самых честных произведений сталинской эпохи. Как известно, роман был арестован и уничтожен. Единственная, чудом сохранившаяся рукопись была опубликована через двадцать лет после смерти автора, как и его письмо, найденное в архивах в конце 60-х.

 

Итоги

dsc_8354.jpg

Сразу после показа последнего спектакля состоялось официальное закрытие фестиваля «ЧАТ».

Несмотря на то, что фестиваль был неконкурсным, на нем работало профессиональное жюри. Для экспертной оценки пригласили председателя экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска» 2021-22 года, заслуженного работника культуры РФ Татьяну Тихоновец (Пермь), члена экспертных советов и жюри фестивалей «Золотая маска» (Москва), «Арлекин» (Санкт-Петербург), «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск), «Монофест» (Пермь) Ирину Алпатову (Москва). В компанию приезжим дамам традиционно вошел омский писатель, журналист, театральный критик и постоянный эксперт «ЧАТа» Сергей Денисенко.

«Перед тем как раздавать награды, хочу сказать, что у вас получился очень хороший фестиваль. Сейчас жанр моноспектакля процветает. Связано это, наверное, с тем, что театры более года были лишены возможности полноценно работать, а артисты просто умирают, если им не дают играть. И очень много хороших моноспектаклей появилось в этом году. Даже в конкурсной программе «Золотой маски» их пять, такого никогда не было. Я очень рада, что ваш фестиваль оказался таким замечательным», - поделилась Татьяна Тихоновец.

Ирина Алпатова присоединилась к словам коллеги, сказав, что «ЧАТ» расширил границы театра для зрителей и критиков.

На церемонии также дали слово почетному гостю фестиваля, руководителю творческого проекта театров РФ «Театральная провинция», заслуженному деятелю искусств Республики Южная Осетия Ирине Москаленко.

«Нам повезло! За эти шесть дней мы посмотрели 15 спектаклей. Столько открытий, столько потрясений, это дни счастья, радости, знакомства с вашим городом. Низкий поклон организаторам фестиваля, команде единомышленников», - трогательно обратилась к присутствующим Ирина Москаленко.

Гость также вручила Лицейском театру подарок. В рамках проекта «Театральная провинция» Центрального дома актера им. А.А. Яблочкиной с 2005 года театры из разных регионов России получают возможность показать себя на московской сцене. Нынешний руководитель проекта Ирина Москаленко посещает региональные театральные фестивали в разных уголках страны, отсматривает конкурсные работы. Так, в рамках торжественной церемонии стало известно, что спектакль-участник «Материнское поле» в постановке худрука Лицейского театра будет показан в Центральном доме актёра.

dsc_8422.jpg

Этот же спектакль выбрало зрительское жюри. В него вошли омичи, которые ходили на показы фестиваля «ЧАТ» в разные годы. В этом году три зрителя-эксперта также присутствовали на всех спектаклях и, в итоге, выбрали обладателя Приза зрительских симпатий – постановку Сергея Тимофеева.

Напомним, что на торжественной церемонии закрытия фестиваля участники были награждены специальными дипломами. Список их обладателей можно увидеть по этой ссылке.

Фото: Алексей Углирж, Анна Шестакова